Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Копысова Дария Сергеевна

Учитель истории и обществознания МАОУ гимназия № 108

Рабочая программа по обществознанию в рамках ФГОС, базовый уровень

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 108 ИМ. В.Н. ТАТИЩЕВА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018 -2019 учебный год

по предмету обществознание

для 10-11 классов

 

Составители

Учитель истории и обществознания:

Копысова Дария Сергеевна

Екатеринбург

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Личностные универсальные учебные действия

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.
класс Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД Предметные УУД
10
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
    взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
    социальных объектов и процессов;
  • сформированность

представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
11 класс
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для  широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
  • сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
    взаимодействии его основных сфер и институтов;
  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи
    социальных объектов и процессов;
  • сформированность

представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития
мирового сообщества в глобальном мире;

  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия
    принимаемых решений;
  • сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в

 

Планируемые предметные результаты

10 класс

Тема 1.Человек в обществе.

Выпускник научится:

  • выделять черты социальной сущности человека;
  • определять роль духовных ценностей в обществе;
  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
  • различать виды искусства;
  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
  • выявлять особенности научного познания;
  • различать абсолютную и относительную истины;
  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
  • характеризовать основные методы научного познания;
  • выявлять особенности социального познания;
  • различать типы мировоззрений;
  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Тема 2. Общество как мир культуры.

Выпускник научится:

раскрывать, опираясь на примеры, широкий смысл понятия «культура», связь духовной и материальной культуры;

— объяснять значение понятия «диалог культур»;

— показывать на примерах историческое и этническое многообразие культур, проявления народной, массовой, элитарной и экранной культур в обществе;

— иллюстрировать проявления патриотизма фактами социальной жизни;

— распознавать формы культуры, сопоставлять их функции и признаки;

— выявлять специфику образования, науки, искусства, морали и религии как форм культуры; определять их место и значение в жизни общества и духовном развитии личности;

— давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;

— характеризовать и конкретизировать примерами СМИ и их функции; оценивать значение информации в современном мире; сравнивать информационные возможности Интернета и традиционных СМИ.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

объяснять причины и значение исторического и этнического многообразия культур;

— анализировать с позиции толерантности информацию из различных источников по вопросу диалога культур;

— определять и конкретизировать примерами факты социальной жизни и функции различных форм культуры;

— раскрывать смысл понятий «ценности» и «идеалы», конкретизировать их примерами социальных ценностей;

— характеризовать сущность гуманизма;

— показывать значение свободы совести для развития человека и общества;

— аргументировать необходимость нравственного поведения и собственного морального выбора;

— оценивать влияние СМИ на социальную активность личности; выявлять признаки манипулирования сознанием, определять возможные способы противодействия;

— выражать собственное мнение к роли самообразования и духовного развития в жизни человека;

 — находить формы и способы конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями и культурными ценностями.

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений.

Выпускник научится:

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
  • выделять основные элементы системы права;
  • выстраивать иерархию нормативных актов;
  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;
  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
  • различать организационно-правовые формы предприятий;
  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

-характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (70 ЧАСОВ)

10 класс

Тема 1. Человек в обществе. (18 ч).

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе I. (1 ч.).

Тема 2. Мир культуры и духовное развитие личности. (14).

Общество и культура. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур.

Духовная деятельность человека. Ценности и идеалы. Общечеловеческие ценности. Мораль. Моральный выбор. Гуманизм. Патриотизм.

Образование и самообразование в современном обществе.

Наука. Функции науки. Возрастные роли науки в современном обществе. Дифференциация и интеграция наук.

Искусство как вид духовной деятельности человека. Роль и значение искусства в воспитании личности и развитии общества. Отличие искусства от других видов духовной деятельности  человека.

Религия в древнем и современном обществе. Мировые религии. Конфессии. Роль религии в культурном развитии. Свобода совести. Задача поддержания межрелигиозного мира.

Информация, способы ее распространения. Средства массовой  информации.

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе II. (1 ч.).

 

Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений. ( 28 ч.).

Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации.  Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Уроки представления результатов проектной деятельности по темам главы I. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе I. (1 ч.).

Итоговое обобщение (1 ч).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Название раздела и темы Количество часов Формируемые универсальные учебные действия и элементы научного знания Формы и виды контроля
Элементы научного знания (понятия, теории, законы и т.д.) Предметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 Человек в обществе 18 Что такое общество.

Общество как сложная система.

Динамика общественного развития.

Социальная сущность человека.

Деятельность – способ существования людей.

Познавательная и коммуникативная деятельность.

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Глобальная угроза международного терроризма.

Научится:

Перечислять формы объединения людей;

Описывать общество как социальную систему;

Раскрывать смысл понятий «глобализация», «общественный прогресс», «общественный регресс», «социальный институт», «истина», «свобода человека», «свободное общество», «информация», «информационное общество», «международный терроризм» и конкретизировать примерами;

Выделять основания различных классификаций и видов деятельности;

Характеризовать личность как человека;

Сравнивать различные подходы к характеристике сознания;

Излагать различные трактовки понимания свободы человека;

Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, на уровне общества в целом.

Характеризовать  информационную экономику современного общества;

Исследовать практические ситуации, связанные с влиянием общества на природу;

Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития;

Объяснять связь и взаимопроникаемость социального и гуманитарного знания, роль коммуникаций в познавательной деятельности;

Излагать различные подходы вопросу регулирования глобальных информационных потоков.

              

Извлекать из различных источников, систематизировать и оценивать социальную информацию о глобализации современного мира, использовать ее для написания эссе, реферата, подготовки выступления;

Находить информацию в различных неадаптированных источниках и извлекать ее;

Выражать собственную позицию и аргументировать ее;

Опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, оценивать тенденции и перспективы общественного развития;

С опорой на личный опыт называть и конкретизировать примерами ориентиры достижения жизненного успеха;

Исследовать практические ситуации, связанные с познанием человеком природы, общества и самого себя;

Анализировать различные ситуации выбора в пространстве личной жизни человека, нам уровне общества в целом;

Терминологический диктант

Работа с документами по учебнику.

Эссе

Проект

2 Общество как мир культуры 14 Понятие «духовная культура».

Культурные ценности и нормы. Институты культуры.

Духовные ориентиры личности.

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мораль. Устойчивость и изменчивость моральных норм.

Наука и ее функции в обществе.

Образование как система.

Религия как общественный институт.

Искусство и его функции.

Массовая культура и ее характерные черты.

Научится раскрывать, опираясь на примеры, смысл понятия «духовная культура»;

распознавать формы культуры по их признакам;

раскрывать смысл понятий «духовная жизнь человека», «духовность», «мировоззрение»; классифицировать типы мировоззрения;

раскрывать смысл понятий «мораль», «нравственная культура личности»; называть моральные категории;

раскрывать сущность, основные функции и общественную значимость науки и образования;

характеризовать ступени и уровни образовательной подготовки в системе образования РФ;

раскрывать смысл понятий «религия», «религиозное сознание»; объяснять  социальный смысл моральных требований к научному труду; различать мировые и национальные религии;

сравнивать искусство с другими формами духовной культуры и выявлять его отличительные черты; устанавливать связь возникновения массовой культуры с общественными изменениями, характерными для индустриального общества; описывать СМИ и их функции.

Выявлять составляющие духовного мира личности; характеризовать мировоззрение, его место в духовном мире человека;

Выявлять связь науки и образования; анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе; сравнивать светское и религиозное сознание; выявлять влияние религиозных объединений на общественную жизнь;

Показывать на конкретных примерах особенности современного искусства;

Выявлять влияние технических достижений на развитие массовой культуры;

Аргументировать собственный моральный выбор; выражать собственное отношение к роли самообразования в жизни человека и уметь аргументировать его;

Объяснять смыл и значение свободы совести для развития человека и общества;

Давать моральную оценку конкретным поступкам людей и их отношениям;

Анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли науки в современном обществе;

Терминологический диктант

Эссе

Практическая работа

Проект

3 Правовое регулирование общественных отношений 28 Нормативный подход к праву.

Теория естественного права.

Основные признаки права.

Право и мораль.

Норма права.

Отрасль права.

Институт права.

Основные источники права.

Виды нормативных актов.

Правоотношение.

Правонарушение.

Юридическая ответственность.

Правосознание.

Правовая  культура.

Гражданство Российской Федерации.

Гражданские правоотношения.

Правовая связь членов семьи.

Права и обязанности супругов.

Права и обязанности детей и родителей.

Трудовые правоотношения.

Экологическое право.

Гражданский процесс.

Арбитражный процесс.

Уголовный процесс.

Административная юрисдикция.

Принципы конституционного судопроизводства.

Защита прав и свобод человека средствами ООН.

Европейская система защита прав человека.

Человек и глобальные вызовы современного общества.

Научится

Раскрывать гуманистический смысл естественного права, смысл понятий «право», «система права», «отрасль права», «институт права»; перечислять признаки, объединяющие различные социальные регуляторы, и признаки, отличающие правовые нормы от других видов социальных прав;

Классифицировать нормы и отрасли права;

Раскрывать понятия «источник права», «законодательная инициатива»;

Называть предметы ведения РФ, субъектов РФ и их совместного ведения;

Раскрывать смысл понятий «правоотношения», «субъект права», «правонарушение», «юридическая ответственность», описывать судебную систему РФ; раскрывать смысл понятий «правосознание», «правовая культура», «правомерное поведение»; описывать структуру и уровни   правосознания;

Раскрывать смысл понятия «гражданство»; называть основания приобретения гражданства в  РФ;

Раскрывать смысл понятий «гражданские правоотношения», «субъекты гражданского права», «юридические лица», «физические лица», «гражданская дееспособность»; классифицировать объекты имущественных гражданских правоотношений;

Раскрывать смысл понятия «семейные правоотношения»; раскрывать права и обязанности супругов, родителей и детей;

Определять особенности трудовых правоотношений;

Описывать структуру экологического права; описывать основные принципы гражданского и уголовного судопроизводства;

Описывать основные стадии конституционного судопроизводства;

Характеризовать функции и полномочия ООН и ее структурных подразделений в области прав человека;

Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текст, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.

Характеризовать особенности естественного права; характеризовать источники российского права;

Объяснять основную цель деятельности судебной системы;

Характеризовать этапы развития права в  России;

Объяснять причины правового нигилизма и раскрывать способы его преодоления;

Характеризовать предпосылки формирования правомерного поведения;

Обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями, иллюстрировать эту взаимосвязь примерами;

Характеризовать право на результатов интеллектуальной деятельности как сочетание имущественных и неимущественных гражданские прав;

Характеризовать способы защиты гражданских прав;

Объяснять причины имеющихся ограничений для заключения брака; характеризовать пути и способы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора, обязательные и возможные дополнительные условия, включаемые в трудовой договор, основные права и обязанности субъектов трудового права;

Характеризовать  ход, стадии прохождения дела в суде при гражданском и уголовном процессах, меры обеспечения производства и особенности возбуждения дел об административных правонарушениях;

Объяснять цель арбитражного процесса, возможности обжалования решений арбитражного суда;

Характеризовать требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, и сферу их компенсации;

Объяснять основную идею международных документов, направленных на защиту прав и свобод;

Выявлять особенности международного уголовного суда и специфику судебного преследования за совершение международных преступлений;

Характеризировать российское законодательство, регулирующее общественные отношения в сфере противодействия терроризму;

Характеризовать и конкретизировать с помощью фактов социальной жизни фундаментальные ценности современного мира.

Выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения гражданских обязанностей;

Излагать и аргументировать собственное мнение относительно выбора путей профессионального образования;

Выражать и аргументировать собственную позицию по вопросы отмены смертной казни;

Выражать свою точку зрения по вопросу места каждого человека в глобальном обществе, ответственности отдельного человека за судьбу мира.

Описывать самого себя как субъекта гражданских правоотношений; аргументировать важность соблюдения природоохранных и природоресурсных норм;

Формулировать собственные суждения, конструировать собственный текс, используя самостоятельно найденную и отобранную информацию.

Терминологический диктант

Сочинение

Практическая работа

Защита проектов

Тест

 

Планируемые предметные результаты

11 класс

Тема1. Экономическая жизнь общества( 24ч.)

Выпускник научится:

    • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
    • конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
    • объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
    • оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
    • различать формы бизнеса;
    • извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
  • различать экономические и бухгалтерские издержки;
  • приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
  • различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
  • различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
  • выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
  • определять причины безработицы, различать ее виды;
  • высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
  • объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
  • анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
  • приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
  • высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
  • различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
  • различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
  • выявлять противоречия рынка;
  • раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
  • раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
  • обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
  • различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
  • определять практическое назначение основных функций менеджмента;
  • определять место маркетинга в деятельности организации;
  • применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
  • оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
  • раскрывать фазы экономического цикла;
  • высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
  • извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Тема 2.Социальная сфера (14 ч.)

Выпускник научится:

  • Выделять критерии социальной стратификации;
  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
  • конкретизировать примерами виды социальных норм;
  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

 

Тема 3. Политическая жизнь общества ( 18 ч.)

Выпускник научится:

  • Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
  • различать политическую власть и другие виды власти;
  • устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
  • высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
  • раскрывать роль и функции политической системы;
  • характеризовать государство как центральный институт политической системы;
  • различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
  • обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
  • характеризовать демократическую избирательную систему;
  • различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
  • устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
  • определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
  • конкретизировать примерами роль политической идеологии;
  • раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
  • формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
  • оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
  • иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
  • различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
  • выделять основные этапы избирательной кампании;
  • в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
  • отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
  • самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
  • характеризовать особенности политического процесса в России;
  • анализировать основные тенденции современного политического процесса.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (70 ЧАСОВ)

11 класс

Тема 1. Экономическая жизнь общества. (24 ч).

Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения в современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНПосновные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы. Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Тенденции экономического развития России.

Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы I. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе I. (1 ч).

Тема 2. Социальная сфера (14 ч).

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы II. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе II. (1 ч).

Тема 3.Политическая жизнь общества (18ч).

Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть.  Политическая система, ее структура и функции. Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Особенности политического процесса в России.

Уроки предоставления результатов проектной деятельности по темам главы III. (2 ч).

Повторительно – обобщающий урок по главе III. (1 ч).

Заключение. Взгляд в будущее. (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.

Резерв (3 ч)

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

 

Название раздела и темы Количество часов Формируемые универсальные учебные действия и элементы научного знания Формы и виды контроля
Элементы научного знания (понятия, теории, законы и т.д.) Предметные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД
1 Экономическая жизнь общества 24 Экономика как подсистема общества.

Экономика и уровень жизни.

Экономика и политика.

Понятие ВВП.

Факторы и темпы экономического роста.

Экономический цикл.

Рынок в жизни общества.

Рыночная экономика.

Рыночные структуры.

Конкуренция и монополия.

Факторы производства.

Налоги.

Условия успешного предпринимательства. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Общественные блага.

Денежно- кредитная политика. Бюджетно- налоговая политика.

Банковская  система.

Финансовые институты.

Инфляция: виды, причины и последствия.

Причины и виды безработицы.

Международная торговля.

Глобальные проблемы экономики.

Экономическая культура.

Научится

Назвать показатели уровня жизни населения;

Различать и описывать абсолютные и относительные экономические величины;

Называть и иллюстрировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

Моделировать практические ситуации, связанные с расчетами издержек и прибыли производителем;

Называть основные принципы маркетинга;

Конкретизировать задачи современного государства в рыночной экономике;

Называть и иллюстрировать примерами операции и услуги, предоставляемые банками;

Различать виды и причины безработицы;

Различать и сопоставлять направления государственной политики в области международной торговли;

Характеризовать основные проявления экономической жизни, их взаимосвязь;

Характеризовать основные проблемы экономической науки, различные уровни их изучения;

Объяснять сущность и причины цикличного развития экономики;

Объяснять механизм действия  ценообразования на рынке;

Обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

Характеризовать функции менеджмента;

Объяснять методы изучения рынка и проникновения на рынок;

Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной политики;

Характеризовать роль и значение финансов в структуре рыночных отношений;

Характеризовать объектов спроса и предложения на рынке труда, механизм их взаимодействия;

Объяснять виды и причины безработицы;

Объяснять поведение потребителей и производителей с точки зрения экономической рациональности;

Аргументированно обосновывать взаимовлияния экономики, социальной структуры, экономики и политики;

Высказывать собственные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике экономической жизни общества, в том числе для понимания влияния экономики на уровень жизни;

Оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

Анализировать практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе;

Оценивать условия развития предпринимательства в стране, возможности своего посильного участия в предпринимательской деятельности;

Оценивать последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп;

Оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития.

Терминолгический диктант

Практическая работа: «Разработка бизнес – плана»

Сочинение

Защита проектов

2 Социальная сфера 14 Многообразие социальных групп.

Социальная стратификация.

Социальная мобильность.

Социальные нормы.

Девиантное поведение.

Межнациональные конфликты.

Пути межнационального сближения.

Семья как социальный институт.

Семья в современном обществе.

Гендерные стереотипы.

Гендер и социализация.

Молодежь как социальная группа.

Молодежная субкультура.

Изменение численности населения России. Миграция.

Научится

Называть виды социальных групп и их признаки;

Перечислять виды социальных норм;

Различать санкции социального контроля;

Называть причины и последствия межнациональных конфликтов;

Сравнивать различные проявления идеологии и политики национализма;

Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной семьи;

Объяснять значение такие понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль»;

Различать общие и особенные черты молодежных субкультур;

Называть особенности возрастного состава населения России.

Объяснять причины социального неравенства в истории и в современном обществе;

Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль;

Объяснять с опорой на имеющиеся знания основные способы негативного отклоняющегося поведения;

Объяснять значения понятия «нация»;

Объяснять функции семьи;

Характеризовать социальные институты семьи и брака;

Характеризовать особенности этнических отношений в России;

Объяснять значение понятий «гендерные стереотипы» и «гендерная роль»;

Характеризовать молодежь как социально- демографическую группу;

Характеризовать состояние и динамику изменений численности населения.

Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры;

Высказывать обоснование суждение о роли семьи в социализации личности;

Высказывать обоснованное суждение о факторах, негативно влияющих на демографическую ситуацию в стране;

Высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях рынка.

Оценивать роль толерантности в современном мире;

Оценивать значение принципов демократической национальной политики  государства;

Анализировать способы поддержки культуры быта;

Оценивать роль миграции в решении демографических проблем.

Терминологический диктант

Сочинение  

Защита проектов

3 Политическая жизнь общества 18 Политическая власть.

Политический режим.

Структура и функции политической системы.

Сущность правового государства. Гражданское общество.

Местное самоуправление.

Избирательная система.

Избирательная кампания.

Политические партии и движения.

Типы партийных систем.

Политическая элита.

Типы лидерства.

Обыденное и теоретическое сознание.

Что такое идеология.

Политическая психология.

Политический терроризм.

Сущность и этапы политического процесса.

Политическая культура.

Научится

Соотносить властные и политические отношения;

Устанавливать причинно – следственные связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

Раскрывать роль и функции политической системы;

Различать политическую власть и другие виды власти;

Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества;

Объяснять значение понятий «избирательное право» и «избирательный процесс».

Характеризовать субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;

Характеризовать государство как центральный институт политической системы;

Характеризовать сущность правового государства и иллюстрировать примерами его функции;

Объяснять взаимосвязь правового государства и гражданского общества;

Характеризовать основные этапы избирательной кампании;

Характеризовать различные типы и функции партий;

Характеризовать значение многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

Характеризовать функции политической элиты и ее значение в современном обществе;

Обосновывать необходимость противодействия силовым способам решении международных проблем;

Характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение;

Высказывать суждение о соотношении средств и целей в политике;

Высказывать обоснованное суждение о путях преодоления трудностей развития демократии в России;

Высказывать обоснованное суждение о социальной роли избирателя;

Высказывать обоснованное суждение о роли участия граждан в политике с позиции демократической политической культуры.

Давать оценку роли СМИ в современной политической жизни;

Давать оценку последствиям экстремизма и терроризма;

Оценивать роль политических институтов в жизни общества;

Терминологический диктант

Сообщения

    Сочинение

Защита проектов

4 Заключение. Взгляд в будущее. 2 Общество и человек перед лицом угроз и вызов в XXI в. Научится

Называть и объяснять сущность современных глобальных проблем человечества.

Давать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Высказывать, опираясь на социальный опыт и материалы СМИ, обоснованное суждение о значении защиты общества от нарастающих угроз и вызовов, способах борьбы с ними. Дать оценку последствиям влияния существующих угроз на развитие современного общества. Тест

 

 

;