автор: Конышева Татьяна Васильевна
воспитатель
МОУ «Сланцевская СОШ №6» (дошкольное отделение)
Мастер – класс для родителей совместно с детьми раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности «Забавные эксперименты»
Мастер – класс для родителей совместно с детьми раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности
Тема: «Забавные эксперименты»
Цель мастер-класса: Ознакомление родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
Задачи:
– Формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников;
– Представить участникам мастер – класса формы проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста;
– Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность с детьми.
Материалы и оборудование: магнитная доска, иллюстрации опытов, ёмкости с водой, заготовки кувшинок из бумаги, стаканы, пищевая плёнка, картинки насекомых, виноград, минеральная вода, спички или зубочистки, мандарины.
Ход мастер-класса:
1 часть.
Приветствие.
(Воспитатель пускает мыльные пузыри). Я пускаю пузыри, как салют летят они. Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они. А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.
Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые знания.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
- Установите цель эксперимента (для чего проводим опыт)
- Подберите материалы (всего необходимого для проведения опыта)
- Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
- Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
- Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Проведение экспериментов.
Воспитатель: Мне очень близка театральная деятельность,
2 часть.
Практическая.
А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.
Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».
На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт № 1
На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша лепестки закручены к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?
Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.
Опыт № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Вывод: воздух легче воды и имеет силу.
Шел, шел утенок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.
Опыт № 3
Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки- пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.
Утенок отправился дальше по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения)
Опыт №4
Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?
Вывод: вода работает как линза, середина которой толще, чем края. Такая линза преломляя свет, увеличивает предмет.
Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи, и пошел дождь. Утенок увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.
Опыт № 5
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Вывод: Причина этого явления в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Любопытный утенок решил идти дальше. Тут он почувствовала, что голоден и решила подкрепиться мандаринами.
Опыт 6.
Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает!
Вывод: В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Начинало темнеть, да и устал маленький утенок. Пора возвращаться домой. Ему хотелось поскорее рассказать маме об увиденных чудесах вокруг.
Наша сказка подошла к концу.
Уважаемые, родители, надеюсь, что вам понравилось, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.
Спасибо вам большое. До новых встреч.
Используемая литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
- Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. – М. : АРКТИ, 64 с.