Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Конышева Татьяна Васильевна
воспитатель
МОУ «Сланцевская СОШ №6» (дошкольное отделение)

Мастер – класс для родителей совместно с детьми раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности «Забавные эксперименты»

Мастер – класс для родителей совместно с детьми раннего возраста по познавательно – исследовательской деятельности 

Тема: «Забавные эксперименты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель мастер-класса: Ознакомление  родителей с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.

Задачи:

– Формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников;

– Представить участникам мастер – класса формы проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста;

– Способствовать активному включению родителей в совместную опытно-экспериментальную деятельность с детьми.

             Материалы и оборудование: магнитная доска, иллюстрации опытов, ёмкости с водой, заготовки кувшинок из бумаги, стаканы, пищевая плёнка, картинки насекомых, виноград, минеральная вода, спички или зубочистки, мандарины.

Ход мастер-класса:

1 часть.

 Приветствие.

(Воспитатель пускает мыльные пузыри). Я пускаю пузыри, как салют летят они. Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они. А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент. 

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые  знания.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

 

  1. Установите цель эксперимента (для чего  проводим опыт)

 

  1. Подберите материалы (всего необходимого для проведения опыта)

 

  1. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

 

  1. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

 

  1. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

 

ПОМНИТЕ!  ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА  ГЛАВНОЕ – БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Проведение экспериментов.

Воспитатель: Мне очень близка театральная деятельность, 

 2 часть. 

Практическая.

А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку, считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме сказки.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора».

На одном птичьем дворе совсем недавно у мамы-утки вылупились утятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-уткой, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить и утенок увидел, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт № 1

На столах у вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша лепестки закручены к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Потом он увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2

Возьмите стакан со свежей газированной водой  и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Вывод: воздух легче воды и имеет силу.

Шел, шел утенок и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы.

Опыт № 3

Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки- пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку.

Утенок  отправился дальше по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения)

Опыт №4  

Поместим их в емкость. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: вода работает как линза, середина которой толще, чем края. Такая линза преломляя свет, увеличивает предмет.

 Но тут подул ветер, на землю упало несколько сломанных веточек, появились тучи,   и пошел дождь.  Утенок увидел, что веточки после того как намокли стали распрямляться.

Опыт № 5 

Вам понадобится 5 спичек.  Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.  Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

  Вывод:  Причина этого явления в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.  

 Любопытный утенок решил идти дальше. Тут он почувствовала, что голоден и решила подкрепиться мандаринами.

Опыт 6.

Проведение: один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает!

Вывод: В мандариновой кожуре есть пузырьки воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

 Начинало темнеть, да и устал маленький утенок. Пора возвращаться домой. Ему хотелось поскорее рассказать маме об увиденных чудесах вокруг.

Наша сказка подошла к концу.

Уважаемые, родители, надеюсь, что  вам понравилось, и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами.

Спасибо вам большое. До новых встреч.

 Используемая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
  3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. – М. : АРКТИ, 64 с.