Автор:

Кононенко Ксения Владимировна

воспитатель МБДОУ д/с №444 г. Новосибирск

Палийчук Оксана Викторовна

воспитатель МБДОУ д/с №444 г. Новосибирск

Реализация проекта в старшей группе «День космонавтики»

Реализация проекта в старшей группе «День космонавтики»

Выполнили: воспитатели МБДОУ д/с № 444 Кононенко К.В, Палийчук О.В

Актуальность проекта: 

Космос всегда привлекал внимание детей. Еще в недавнем прошлом, все дети хотели быть космонавтами, с раннего детства знали кто такие Ю. Гагарин и В. Терешкова. Сейчас все совсем не так. Дети узнают о космосе из мультфильмов, совсем не задумываясь правда ли то, что рассказывается о космосе в них. И мало кто знает, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник – Ю. А. Гагарин. Поэтому нужно грамотно выстроить работу по формированию у детей первичных представлений о космическом пространстве и людях, покоривших его.

 

Проблема: поверхностные знания детей о космическом пространстве, о первых космонавтах.

 

Цель: Расширение знаний детей о российском государственном празднике – День космонавтике, героях космоса.

 

Образовательные задачи:

  1. Расширить знания детей о солнечной системой.
  2. Познакомить с нашей галактикой, дать представления о звездах и созвездиях.
  3. Закрепить знания о первом космонавте – Ю. Гагарине.
  4. Познакомить с детей с первой женщиной космонавтом – В. Терешковой.
  5. Совершенствовать речь дошкольников, их мышление и творческие способности.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умения обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
  2. Развивать творческое воображение.
  3. Расширять словарный запас по теме.

Воспитательные задачи:

  1. Обогащать духовный мир детей через обращение к прошлому нашей страны.
  2. Воспитывать взаимопомощь и доброжелательное отношение, умение работать в коллективе.

 

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители.

 

Вид проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

 

Время реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

 

Предполагаемый результат

Сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и космонавтах. Дети создают работы (рисунки, аппликации) на тему «Космос глазами детей».

 

Этапы реализации проекта:

1этап – подготовительный:

  • Обозначение актуальности и темы будущего проекта 
  • Подбор и изучение методической литературы 
  • Постановка цели и задач. 
  • Работа с родителями по взаимодействию и реализации проекта
  • Разработка проекта 
  • Создание развивающей среды: подбор материала, атрибутов, иллюстрации и фотографии о космосе, художественной литературы, игр по данной теме.

 

2 этап – основной

 

План работы с детьми

День недели Мероприятия 
Понедельник
  • Опрос детей: «Какой праздник и почему отмечает наша страна 12 апреля?»
  • Познавательная беседа «Космос»
  • Подвижная игра «Ракетодром» (приложение 1)
  • Лепка «Летающая тарелка»
  • ЧХЛ: Е. П. Левитан «Звездные сказки»
Вторник
  • Беседа рассуждение и презентация «Что я могу увидеть в космосе!» (приложение 5)
  • Дидактическая игра «Найди лишнее» (приложение 2)
  • Экспериментирование: «Как летит ракета», «Невесомость»
  • Настольная игра – пазлы на тему «Космос»
  • ЧХЛ: стихотворение о космосе
Среда
  • Беседа «Профессия-космонавт» (приложение 4)
  • Подвижная игра «Кто быстрее соберет космический мусор» (приложение 1)
  • Аппликация «Ракета»
  • Сюжетно – ролевая игра «Космодром»
  • ЧХЛ: «У солнышка в гостях»
Четверг
  • Рассматривание альбома «Детям о космосе»
  • Дидактическая игра «Назови правильно планету» (приложение 2)
  • Конструирование из коробок «Ракета»
  • Загадки о космосе (приложение 3)
Пятница 
  • Рисование «Полет в космос»
  • ЧХЛ: Н. Носов «Незнайка на луне»
  • Досуг «День космонавтики»

 

Работа с родителями:

  1. Информационная папка-передвижка «День Космонавтики».
  2. Беседы на тему «Расскажите детям о космосе»
  3. Выставка творческих работ детей и родителей «Космические фантазии»
  4. Список произведений о космосе, которые можно прочитать детям дома (приложение 5)

 

Приложения

Приложение 1. «Подвижные игры»

 

«Ждут нас быстрые ракеты».

Воспитатель раскладывает обручи по залу меньше на один, чем детей.

Дети стоят, построившись в одну линию, и говорят слова:

«Ждут нас быстрые ракеты,

Для полета на планету,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет-

Опоздавшим места нет».

После слов дети стараются занять пустой обруч.

Тот, кто остался без обруча, садится на скамейку. Игра продолжается пока не останется один человек.

 

«Ракетодром».

Водящих в игре трое («Космонавты»).

Первый космонавт говорит слова:

«Мы сейчас все космонавты

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

Старт».

Поднимает красный флажок, дети начинают двигаться по залу по кругу.

Далее второй космонавт поднимает желтый флажок. Дети начинают двигаться в обратную сторону. Когда третий космонавт поднимает синий флажок, дети останавливаются и садятся на корточки.

Игра проводится несколько раз, водящие смотрят, кто же был самым внимательным.

В конце игры дети говорят: «Мы удачно приземлились, из полета возвратились».

 

«Кто быстрее соберет космический мусор».

По залу разбросаны мячики (космический мусор). На другом конце зала стоят корзины. Дети делятся на две команды.

По сигналу дети начинают бегать по залу, собирая мячики, Какая команда больше собрала, та и победила.

Приложение 2. «Дидактические игры»

«Найди лишнее».

На столах перед детьми лежат картинки с изображением планет и солнца или луны.

Дети должны найти, что же здесь лишнее и обосновать свой ответ.

 

«Назови правильно планету».

Воспитатель показывает фотографии или иллюстрации планет, дети должны правильно назвать данную планету.

 

«Много звезд на небе …»

Воспитатель раскладывает на столе разные по цвету, размеру звезды, сделанные из различных видов бумаги, пластика и др.

Дети берут себе по одной звезде. Каждый ребенок начинает описание свой звезды со слов «Много звезд на небе, но моя самая…» и подбирает различные эпитеты (большая, красивая, яркая, блестящая и др.

Приложение 3. «Космические загадки».

 

Чистый небосвод прекрасен,

Про него есть много басен.

Вам соврать мне не дадут,

Будто звери там живут.

Есть в России хищный зверь,

Глянь – на небе он теперь!

Ясной ночью светится –

Большая (Медведица).

 

А медведица – с ребенком,

Добрым, славным медвежонком.

Рядом с мамой светится

Малая … (Медведица).

 

Планета с багровым отливом.

В раскрасе военном, хвастливом.

Словно розовый атлас,

Светится планета … (Марс).

 

Чтобы глаз вооружить,

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть, чтоб,

Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая… (ракета).

 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски астронавт,

А по-русски… (космонавт).

 

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

 

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте,

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной – … (Комета).

 

Приложение 4.

Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе?»

Задачи:   

  1. Закрепить у детей представление о звёздах, планетах солнечной системы.
  2. Развивать у детей воображение, умение обосновывать своё желание, высказывать свои предположения и догадки, доказывать или опровергать выдвинутую гипотезу. 
  3. Воспитывать уважение к мнению других детей, умение слушать.

Ход беседы:

Воспитатель показывает детям плакат с изображением солнечной системы.

Воспитатель: Как вы думаете, что это? (солнечная галактика, космос, вселенная). 

Воспитатель: Почему вы так решили? (тут есть звёзды, планеты, кометы) Это макет Солнечной системы, та часть Вселенной, где находится наша планета Земля. 

Воспитатель: А что такое космос? (это вселенная) Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом или Вселенной. Воспитатель: Как вы думаете, у космоса есть начало и конец? (ответы детей) Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная заполнена бесчисленным количеством звёзд. Комет, планет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. 

Воспитатель: Но чего в космосе нет? (воздуха) 

Воспитатель: Как вы думаете, планеты, звезды, неподвижны? (ответы детей) Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся с огромной скоростью по своему пути. Слово «космос» обозначает «порядок», «строй». 

Воспитатель: А вы хотели бы полететь в космос? (да) 

Воспитатель: Что именно вы хотели бы увидеть в космосе, где побывать и почему именно там? (ответы детей)

Воспитатель: Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей) В космосе тихо, одиноко, холодно. 

Воспитатель: А как вы думаете, есть ли ещё в космосе планеты, на которых живут люди? (ответы детей) Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по космическим просторам. 

Физминутка

«Путешествие на Луну».

Если очень постараться, ноги на ширине плеч, наклоны вправо, 

Если очень захотеть, влево; 

Можно на небо подняться ноги слегка расставлены, руки на поясе, 

И до солнца долететь. Подняться на носках верх-вниз; 

И всерьёз, не понарошку и. п. тоже, повороты влево-вправо; 

Познакомиться с Луной, 

Погулять на ней немножко ходьба на месте. 

И вернуться вновь домой. 

Итак, занимайте места в нашей космической ракете у иллюминаторов. Взлетаем. Держим курс на Луну. (воспитатель включает слайд-программу «Луна») 

Воспитатель: Что такое Луна? Луна – не звезда и не планета. Она спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. Луна – самое близкое к Земле небесное тело. На её поверхности можно увидеть светлые пятно – это лунные моря, на самом деле в них нет ни капли воды. На Луне нет воздуха. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем космической пыли. Луна светит потому, что её освещает Солнце. Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз за месяц. 

Воспитатель: Как вы думаете на Луне можно жить? Почему? (ответы детей) Облетаем Луну и видим летящую комету. 

Воспитатель: Что такое комета? Кометы – небесные путешественницы. Это огромные глыбы из камня и льда. Иногда их за это называют «Грязными снежками». Они «живут» очень далеко от Солнца, дальше самых дальних планет. Многие только раз появляются вблизи Солнца и навсегда исчезают в глубинах космоса. Когда комета приближается к Солнцу, её можно увидеть на небе даже без бинокля и телескопа, потому что у неё появляется светящийся хвост. Солнце нагревает комету, замёрзшие газы и лёд начинают испаряться и тянутся за кометой как хвост. Но вот полёт подошёл к концу, заканчивается топливо, и мы возвращаемся назад. Какое интересное путешествие у нас получилось.  

Беседа «Профессия – космонавт»

Цель: расширить представления детей о космосе и космических полетах, познакомить с профессией космонавт. 

Дети играют. Вдруг в группу залетает ракета (воспитатель берет макет в руки). Воспитатель: Ой, ребята что это? Правильно ракета. А как вы думаете, для чего она нужна? Конечно, чтобы летать в космос. 

Воспитатель: А вы бы хотели стать космонавтами? Здорово, я так и думала. Воспитатель: Но в космонавты берут не всех. Ребята, как вы думаете, каких людей берут в космонавты? Правильно самых умных, самых смелых, самых здоровых. 

Воспитатель: Вы готовы пройти испытания, чтобы стать космонавтами? Ну, тогда моё вам первое задание. Игра «В космосе». Дети становятся в круг и, передавая макет ракеты, друг другу называют слова, относящиеся к космосу и всему, что с ним связано. 

Воспитатель: Молодцы, как много космических слов вы знаете. А теперь проверим вашу выносливость (игра «Держу равновесие»). Нужно будет простоять на одной ноге, а руки отвести в стороны. Приготовились, начали. Дети выполняют задание. 

Воспитатель: Вы, просто молодцы. Вас всех смело можно брать в космонавты. Воспитатель: Итак, ракета у нас есть, и мы смело можем отправиться в путешествие (ребята поднимают руки вверх и соединяют их в виде конуса). Начинаем с вами обратный отсчет, ведём счёт от 10 до 1. 

Воспитатель: Ура, мы взлетели! Ребята, предлагаю вам взглянуть в иллюминаторы. Что мы можем видеть из них в космосе? Правильно планеты. Воспитатель: Ребята, все планеты вращаются вокруг Солнца. Оно располагается в центре нашей солнечной системы. 

Воспитатель: Ребята, назовите мне, пожалуйста, планеты нашей солнечной системы. 

Помните, мы с вами учили стихотворение, давайте хором его вспомним. По порядку все планеты назовет любой из нас: 

Раз – Меркурий, два – Венера, три – Земля, четыре – Марс! пять – Меркурий, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун. И девятая планета — под названием Плутон!

Воспитатель: Ребята, а как звали первого в мире космонавта? Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин. 

Воспитатель: Он совершил свой первый полет 12 апреля 1961 года, это было очень давно. И тогда всё люди нашей страны гордились этим событием. Воспитатель: О, нашем первом космонавте писали много стихов, вот послушайте одно из них. 

Юрий Гагарин Автор: Владимир Степанов

В космической ракете,

С названием “Восток”

Он первым на планете,

подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение? Правильно о Ю. Гагарине, о его первом полете. А как называлась эта ракета? Молодцы, вы внимательно слушали «Восток». 

Воспитатель: Мы с вами должны гордиться, что живем в стране, гражданин которой совершил первый полет в космос. 

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать зарядку. Ведь для космонавтов очень важно поддерживать хорошую физическую форму. Начнём? Поехали. 

Воспитатель читает стихотворение и выполняет упражнения, ребята повторяют упражнения за воспитателем. 

Чтоб ракетой управлять, 

Нужно смелым, сильным стать. 

Слабых в космос не берут, 

Ведь полет — не легкий труд! 

Не зевай по сторонам, 

Ты сегодня — космонавт! 

Продолжаем тренировку, 

Чтобы сильным стать и ловким. 

Воспитатель: Ребята, в свой первый полет Юрий Гагарин сделал круг вокруг Земли. Давайте пролетим над нашей планетой и посмотрим, что же он видел из своего иллюминатора. Земля вращается вокруг Солнца, так же, как и все другие планеты, и одновременно вокруг себя, когда Солнце освещает одну сторону, здесь светло, а с противоположной стороны темно, ночь. 

Воспитатель: Мы видим на этих фото нашу планету Земля. Ребята, собой представляет наша планета, что вы можете рассказать о ней, глядя на эти фотографии? Правильно, она круглая. А какие цвета мы здесь видим? Голубой в основном. А что это такое голубое на нашей планете, как вы думаете? Правильно, это вода, моря и океаны. 

Воспитатель: Как вы думаете, а что из космоса видится на нашей планете зеленым и коричневым? Правильно, это леса и горы. Молодцы, ребята. Воспитатель: Ребята, наша с вами планета Земля уникальна, только на ней из всех планет солнечной системы есть жизнь. 

Воспитатель: У нашей с вами планеты есть спутник, который называется Луна. Воспитатель: У Луны есть одна особенность: она каждый день меняет свой вид. То она видна нам как буква «С», то похожа на блин, то снова превращается в букву «С». Это происходит из-за того, что наша планета Земля все время вращается, и из-за ее вращения нам видна то вся Луна (когда Солнце ее освещает, то ее частичка (когда Земля заслоняет Луне свет Солнца). Воспитатель: Время быстро пролетело, и нам пришла пора возвращаться на Землю. Приготовились (дети поднимают руки над головой, соединяя их, делая как бы конус ракеты) и полетели (дети двигаются за воспитателем в раздевалку, приземление на Землю происходит там).

Воспитатель: Ребята, поздравляю вас с успешным возвращением на Землю.

 

Приложение 5. Список произведений о космосе, 

которые можно прочитать детям дома

 

  1. П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп»;
  2. И. Холи «Я тоже к звездам полечу»;
  3. Г. Юрлин «Что внутри?»; Рассказ «Счастливого пути, космонавты»;
  4. Е.П. Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», «Малышам о звездах и планетах»;
  5. К.А. Порцевский «Моя первая книга о Космосе»;
  6. Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»;
  7. Н. Носов «Незнайка на Луне»;
  8. Уэллс Гордон «Звездочет и обезьянка Микки».
  9. Стихи: А. Хайт «По порядку все планеты …»; «На луне жил звездочет»; Р. Алдонина «Комета»; Г. Сапгир «Раскинув свой огнистый хвост…»; О. Ахметова «В космосе так здорово!».