Автор: Коннов Андрей Анатольевич

педагог дополнительного образования ГБОУДО ДТДиМ “Преображенский”

Импровизация как способ создания хореографического образа.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ.

Педагог дополнительного образования

 ГБОУДО ДТДиМ «Преображенский» Коннов А.А.

 

Тема: «Импровизация как способ создания хореографического образа»

Цель: умение воплощать и передавать музыку в движении и использовать изученный материал для создания образа, импровизировать

Задачи:

  1. Развивать умение двигаться в пространстве, ориентироваться по отношении к другим воспитанникам, воспринимать музыкальный материал.
  2. Развивать навыки пластичности, силы, выразительности, грациозности.  Развивать координацию, воображение и фантазию. 
  3. Воспитывать умение двигаться в паре (слушая партнера) эмоционально выражать свои мысли в движении и под музыку. 

Поклон. Разминка по залу: у одной воспитанницы в руках мяч, другие двигаются по залу в хаотическом порядке. Педагог дает задание: мяч – это кувшин с водой, воспитанницы близко подбегают к ведущей девочки в надежде получить этот «сосуд-мяч», воспитанница кидает мяч любой другой девочки выкрикивая ее имя, игра-разминка продолжается. Педагог меняет задачу: мяч – это «сосуд со змеей», соответственно воспитанницы отбегают от ведущей на большое расстояние (в зависимости в каком зале проходит занятие), ведущая продолжает называть имя другой участницы игры-разминки (смена имени должна проходить очень быстро), что дает координацию и быструю ориентацию в пространстве.

Эта игра-разминка хороша еще и тем что достаточно быстро настраивает детей на занятие и воспитывает собранность сплоченность, скорость движения, сообразительность. Для педагога это важно. как наблюдение и анализ.

Партерная часть:

Сидя на полу воспитанницы исполняют «качи» вниз по направлению к полу, «релиз» с поднятием рук на верх и опусканием вниз. муз. размер 4/4

Наклона в стороны: ноги по широкой 2ой поз, стопы натянуты, руки по 2ой поз. по 4 наклона в правую сторону, в центр, в левую и возвращение в исходное положение, затем исполняем по 2 наклона и по 1 наклону. затем опустили корпус вниз, стопы свободные,18 счетов в этом положении, муз. размер 2/4.

«Скручивание» в корпусе: сидя лицом в центр, левую ногу под себя правую сверху, левая рука делает круг по воздуху и заводим за правое колено,24 счета в этом положении. Тоже самое выполняем с другой ноги.

Лежа на полу:

Упражнение на пресс: ноги по 6ой позиции, руки на полу вытянуты в «пальцевом замке» локти и колени вытянуты во время всего упражнения, ноги одновременно поднимаются на верх под углом 90 %, стопы сокращаются, затем вытягиваются и опускаются вниз, муз. размер 2/4.

Ноги на полу натянуты, руки в замке под головой, поднимаем ноги на верх под углом 90% и разводим в стороны, стопы сокращаются, а потом вытягиваются и возвращаются в исходное положение, муз. размер4/4.

Большие броски на полу по 4,2,1 лежа на спине и с переходом на левый и правые бока в сторону.

Лежа на животе:

Упражнение «кобра» руки под плечами на полу, ноги по1поз вытянуты, поднимается корпус на верх разворотом «скручивание» в право и влево и возвращением в исходное положение. муз размер 4/4

Упр. «аллигатор»: поднятие корпуса из положения лежа в положение «над полом» на локтях стоим 24счета.

«Собака мордой вниз» или «треугольник» муз. размер 4/4.

В положении «треугольник» поднимаем правую ногу на верх и опускаем вниз 6 раз, стопа сокращается и вытягивается поочередно, и шаг этой ногой в перед между рук, переход в позу «воина» (растяжка), тоже самое делаем с другой ноги, муз. размер 4/4

Сидя на коленях руки на полу под плечами, локти вытянуты, правая нога поднимается не верх и плавно опускается, с левой ноги тоже самое затем выход «на подъемы» в позу «треугольник» и медленно опускаются в исходное положение.4/4

Большие броски назад поочередно с правой и левой ноги.2/4.

Середина

  Упражнения в паре на «контакт»

Перекаты на полу (лицом друг к другу).

Ноги находятся всегда в контакте с полом, руки перед собой, выполняют 2 поворота вправо, выход в высокий «отжим» и 1 поворот влево. темп (барабаны)быстрый, что дает образ темп упражнению.

Перекаты на полу, через спину партнера (по очереди)

Свернувшись в «клубок» сидят на голени очень близко друг к другу, контактируют плечами, один закатывается на спину другого и мягко опускается с другой стороны, другой исполнитель делает тоже самое. муз. японская флейта.

Перекаты на полу, через спину партнера на коленях, исполняется как предыдущее упражнение.

Контакт в паре на середине зала, и контакт через положение «спина к спине» с возвращением в первоначальное. Стоя широко друг против друга, держась правыми руками, локти натянуты, уходят в плие по 2ой поз, затем наклоняются плечами друг к другу, находясь в «балансе», разворачиваются спиной друг к другу, упор спинами и уходим на пол в плие, потом поднимаемся наверх и все делаем все в обратную сторону.  

Импровизация «Живая линия».

Все воспитанники стоят справой стороны, звучит музыка, картинка выстраивается с право налево по одному человеку, каждый создает свой образ (очень интересно смотреть со стороны зрителей) как раскрываются воспитанники. Предлагается для наблюдателей назвать 3 слова, ассоциирующиеся с этой линией.

 

Импровизация в центре зала «Живая картина».

Воспитанникам предлагается исполнить маленькое соло в, кругу под заданную музыку. Первый участник выходит в центр принимает любую позу, звучит музыка, исполнитель двигается затем на смену себя выбирает любого другого человека и так все по- очереди, отказываться нельзя, выход на середину обязателен. Это очень многое дает как исполнителям так как они все происходящее наблюдают, так и наблюдателям, как будто разыгрывается маленький спектакль.

 

Импровизация в парах.

Воспитанники делятся на 3 группы: первая группа двигается под музыку флейты, вторая группа двигается под музыку скрипки и третья группа двигается под музыку гитары.

На прослушивание предлагается 1 минута и только один раз. Внутри каждой группы делятся на пары, и танцуют по очереди, прислушиваясь к педагогу, где остановиться и вступить следующей паре, либо возможность двигаться всем одновременно. Таким образом показываются все три группы. Воспитанники двигаются раскрепощенно, эмоционально, показывая всю свою технику изученного материала, эмоции, которые появляются от музыки и от самих движений, тем самым появляется образ для нового спектакля, настоящий, естественный, чуткий, легкий, который нужно сохранить и передать в спектакле. Все это возникает и прорабатывается в классе вот на таких занятиях.

Показ двух номеров, поставленных методом этюдной работы. Поклон

     

 Создание детского спектакля средствами хореографии и пластики.

Большое значение в создании-сочинении спектакля имеет подборка музыкального материала и стилистика спектакля. Над хореографическим номером проводилась большая работа этюдная с использованием огромного музыкального материала. Проводилась и этюдная работа). Порой в голове складывается одно, но когда начинаешь работать в зале, сочинять, то получается абсолютно другое, даже интереснее, все создается методом проб и ошибок. 

 План действий:

1.Подборка музыкального материала (анализ музыки, с каким цветком ассоциируется)

2.Сбор информации образа (домашнее задание для воспитанников)

3.Разбор текстов в зале, начало этюдной работы (импровизация с использованием текстов и стихов)

4.Использование музыкального материала и текстов (совместная импровизация педагога и воспитанников

5.Наблюдение воспитанниками друг за другом в импровизационных этюдах и анализ (что видят и как, какой характер цветка)

6.Наблюдение и сохранение важной и интересной пластики

7.Юмор и шутка в этюдной работе, использование в дальнейшей работе в композициях и номерах

8.Этюды на образ.

9.Начало использование этюдов в композиции на заданные темы.

10.Создание необычного образа, импровизация в парах.

11.Работа над созданием костюмов (беседа с детьми о цвете и форме)

12.Сценография спектакля, соответствующая условиям дворца творчества (минимализм)

13Сбор готовых поставленных «кусков» в одно целое.

14.Отработка всего хореографического номера-трудная и кропотливая работа как для педагога, так и для воспитанников.

15.Показ хореографического номера на зрителя.

16.Анализ-обязательный пункт в создании хореографического номера.