автор: Кондратова Ольга Ивановна
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №50»
Сценарий для старшей группы «Ярмарка народных игр»
Ярмарка народных игр.
Программное содержание:
-Продолжать расширять представления детей о народных традициях ;
— Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках, желание и умение играть в русские народные игры;
-Закрепить навык игры на музыкальных инструментах- ложках;
-Активизировать детей, развивать кругозор;
-Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям русского народа, к русскому народному костюму, эстетические чувства.
Материал и оборудование:
Ширма, скамейки, 2 игрушки бибабо-петрушки, у детей русские народные костюмы: мальчики- кепки, рубашки с поясом, девочки- кокошники, сарафаны, деревянные ложки на каждого ребёнка, лошадка, большая деревянная ложка, кукла Ульяна.
Ход развлечения:
Звучит р. н. м «СВЕТИТ МЕСЯЦ», в зал выходит Ведущий-хозяйка:
Ветер кружит над землёю
Жёлтых листьев хоровод.
Улетают птичьи стаи –
Это осень настаёт.
Осень щедрою рукою
Всем подарки раздаёт:
Хлеб, картофель и арбузы,
Виноград и сладкий мёд!
Дети входят в зал и исполняют хоровод «ОСЕНЬ». Дети одеты в русские народные костюмы, останавливаются полукругом.
Ведущий: Добрый день, гости знатные и желанные,
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим к нам на праздник!
Сегодня принимаем гостей со всех волостей!
Будем петь, плясать, веселиться,
А за это и счастье будет валиться!
С давних времён у русского народа был обычай: как заканчивались осенние работы в садах, в поле, устраивали весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из дальних мест. На ярмарках продают и покупают овощи и фрукты, различные товары, показывают весёлые представления, развлекаются шутками-прибаутками, катаются на каруселях. Чего только нет на ярмарке!
Девочка: Проходите, примечайте!
Всё, что нужно, покупайте!
Мальчик:Не нужны нам гроши!
Хлопайте в ладоши!
Девочка: Кому баранок связочку?
Кому песню и сказочку?
Мальчик: Кому нашу прибаутку?
Кому калёный орешек?
Девочка: А кому мешок потешек?
ВЕДУЩИЙ: А веселья для всех?
Дети вместе: Пусть звенит весёлый смех!
ВЕДУЩИЙ: А ярмарка у нас сегодня будет самая необычная! Она не похожа ни на одну ярмарку в мире – это будет ярмарка народных игр!
Ребёнок:
Отчего ж не поиграть? Все мы играм рады!
А будут ли награды?
ВЕДУЩИЙ: А наградой будет смех- дружный и весёлый!
С песней входит КОРОБЕЙНИК:
Эх! Полным-полна моя коробушка,
Я по ярмарке хожу!
Подходи, душа моя зазнобушка,
Все товары разложу!
Есть у нас товары дальние,
Подходи-ка веселей!
Плату тут берут не деньгами,
А улыбками людей!
Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, добры молодцы! Рад вас видеть на нашей праздничной ярмарке! Лица открытые, глаза блестящие, улыбки в наличии… Значит не залежится сегодня мой товар!
ВЕДУЩИЙ: Ещё надо посмотреть, что у тебя за товары! Парень ты хваткий, да зазываешь без оглядки! А у нас самих, может, товар не хуже!
Собрались мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, поиграть, посмеяться!
КОРОБЕЙНИК: Смеха вам да веселья! А мне пора уж торг начать и потешку выбирать!
-Ди-ди-ли, ди-ди-ли,
А вы Машу видели?
1-й Ребёнок: Заглянули в огород –
Маша пляшет у ворот!
-Ди-ди-ли, ди-ди-ли,
А вы Катю видели?
2-й Ребёнок: Заглянули в зелен сад,
Катя щиплет виноград!
-Ди-ди-ли,ди-ди-ли,
А вы Дуню видели?
3-й Ребёнок: Заглянули под крылец,
Грызёт Дуня огурец!
-Ди-ди-ли, ди-ди-ли,
А вы Ваню видели?
4-й Ребёнок: На полянке у колодца
Ваня с курицей дерётся!
-А теперь – веселей, выходите, кто смелей!
Позабавимся мы на ярмарке дразнилками!
(Дети встают в круг, Коробейник предлагает выбрать Ваню считалкой)
Р.н. игра «Барашеньки-крутороженьки»
Барашеньки-круторженьки,
По горам ходили, по долам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали!
Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
(Дети стоят в кругу. В центре сидит Ваня. Дети идут по кругу и произносят слова, на 5-ю и 6-ю строчки идут «топотушками» к Ване, потом идут назад, пружинят как на лошадке и прыжком поворачиваются спиной в круг. Ваня догоняет обидчиков. Дети разбегаются на стулья)
КОРОБЕЙНИК: Вижу, играть-то вы горазды! А петь любите? Да не буги-вуги какие-нибудь современные, а настоящие песни, народные!?
ВЕДУЩИЙ: Любят наши дети не только петь, но и на музыкальных инструментах играть!
КОРОБЕЙНИК: А в моём коробе тоже есть музыкальные инструменты! Загадаю вам загадки, если отгадаете, тогда поиграете на моих инструментах!
Чьи мы слышим перекаты?
Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
Зазвучит сейчас …(Трещётка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»,
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких… (Ложках)
Он похож на погремушку,
Только это — не игрушка! (Маракас)
Ими друг о друга бьют
А они в ответ поют.
И блестят, как две копейки,
Музыкальные… (Тарелки)
Деревянные ладошки,
А звучат, как будто ложки,
Ну-ка, дайте мне ответы,
Что же это?.. (Кастаньеты)
На нём пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Мы идём к пастуху… (Рожок, дудочка)
На дуге висят спокойно,
Стоит лишь дугу встряхнуть –
Мелодично и привольно
Украшают долгий путь… (Бубенцы)
От гармони он родился,
С пианино подружился,
Он и на баян похож,
Как его ты назовёшь?.. (Акардион)
По мере отгадывания загадок, коробейник раздаёт детям инструменты.
Инструменты хороши,
Поиграйте от души!
Не сходите, дети, с мест,
Пусть играет ваш оркестр!
Дети становятся полукругом.
Инсценирование песни «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?»
ВЕДУЩИЙ:
Шутки-прибаутки, селезни да утки,
В озере купались, в луже полоскались!
Ну-ка, сядем рядком да поговорим ладком.
Все садятся на места.
ВЕДУЩИЙ: Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки,
Да творят насмешки!
1-й Реб. По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит!
2-й реб. Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Милых деточек – поросяточек.
Поросяточки на сучках висят,
На сучках висят, полететь хотят!
3-й реб. А у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Утки в дудки, тараканы в барабаны!
4-й реб. Коза в синем сарафане,
В льняных штанах,
В шерстяных чулках.
ВЕДУЩИЙ: Коробейник, а ты знаешь небылицы?
КОРОБЕЙНИК: Эх! Это что! А вот со мной случай был…
Летит пуля — жужжит.
Я в бок, она за мной. Я в другой — она за мной. Я упал в кусты — она
хвать меня в лоб, я цап рукой! Ан, а это жук…
Вместе дети:
Чепуха, чепуха, чистая чепуха, чики-чики, ах-ха-ха,
На самом деле чепуха!
ВЕДУЩИЙ: Там, где песня звонко льётся,
Людям веселей живётся!
Запевай песню шуточную,
Песню шуточную, прибауточную!
Дети исполняют песню «НЕБЫЛИЦЫ» (сб/к «Осенние праздники в детском саду»)
ВЕДУЩИЙ:
Это были небылицы. Песни, игры, хороводы — не уйдут из моды!
Собирайтесь детвора, поиграть пришла пора!
Русская народная игра «ВОРОН» (выбрать ведущего считалкой)
КОРОБЕЙНИК: А теперь внимание!
Вас ждут соревнования!
Кто здесь быстрый?
Кто здесь ловкий?
Покажи свою сноровку!
Берёшь картошку, кладёшь в ложку, Потом с ней бежишь немножко. Ронять нельзя, дрожать нельзя, Дышать можно, но очень осторожно!
Дети строятся в две колонны, игра «ПЕРЕНЕСИ КАРТОШКУ В ЛОЖКЕ».
Ведущий: Не любили в старину лентяев, лодырей, всегда их просмеивали и на ярмарке, показывали разные сценки про лентяев.
Выходит мальчик с большой ложкой, к нему подходят 4 девочки.
ТИТ: Где баранки, калачи?
1-я девочка: Не колода лодырь, не пень,
Пролежал целый день.
2-я девочка: Не жнёт, не косит, а обедать просит.
3-я девочка: Тит, иди молотить!
ТИТ (плаксиво): Живот болит!
3-я девочка: Тит, иди молотить!
ТИТ: Спина болит!
4-я девочка: Тит, иди мёд пить!
ТИТ: Дай скорее шапку схватить!
Девочки вместе: Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
ВЕДУЩИЙ: Собирайся, народ, в хоровод,
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт!
Все становятся в круг и ведут хоровод «СОБИРАЙСЯ, НАРОД В ХОРОВОД!» р. н. п.
КОРОБЕЙНИК: Дружно мы повеселились,
А на карусели не прокатились.
Если хочешь прокатиться,
Надо всем поторопиться!
Коробейник берёт обруч с лентами и становится в центр круга, дети вместе с ведущей берут каждый ленту, катаются на карусели.
Игра «КАРУСЕЛЬ».
КОРОБЕЙНИК: Всё! Уморили, загоняли!
Неужели не устали?
Дети: Мы не сядем, не устали,
Мы ещё бы поиграли!
ВЕДУЩИЙ:Нам очень интересно, что же ещё есть в твоём коробе?
КОРОБЕЙНИК: Что же ещё осталось в моём коробе? Ни за что не догадаетесь!
ВЕДУЩИЙ: Ну не томи, скажи скорее!
КОРОБЕЙНИК: Не торопи, красавица, сейчас покажу!
Кто был сегодня молодец,
Тот получит… леденец!
Угощает детей леденцами на палочке.
КОРОБЕЙНИК: Получили леденец? Тут и ярмарке конец!
Солнце опускается, ярмарка закрывается!
Свой товар домой несите — всему миру расскажите!
ВЕДУЩИЙ: Приятно было вместе веселиться!
Пусть будет настроение у вас!
И радостью сияют ваши лица!
АТРИБУТЫ:
- Музыкальные инструменты.
- Шапочка ворона.
- Две деревянные ложки, одна большая.
- Два тазика, поднос с картошкой.
- Карусель.
- Угощение – леденцы на палочке.



