автор: Кондратенко Евгения Владимировна
воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №256»
«Дидактические игры по финансовой грамотности»
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации.
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет). В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.
Для проведения игр необходимо подготовить карточки (картинки) «Товары», «Деньги», «Список покупок», «Корзинка покупок».
Карточки «Товары».
Карточки «Товары» предлагаю составить из 5 категорий:
— продукты (как полезные, так и вредные), на усмотрение педагога, знакомые детям;
— овощи, фрукты, ягоды;
— игрушки;
— одежда, обувь;
— непродовольственные товары (например: мыло, зубная паста, расческа, карандаши, альбом и прочее).
На каждой карточке товаров с обратной стороны должна быть указана стоимость:
для детей старшей группы от 1 до 10 (цифрой и точками), для детей подготовительной к школе группы от 1 до 20 (цифрами).
Карточки «Деньги».
Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками.
Карточки «Список покупок».
Это карточки с готовыми списками покупок, которые могут состоять из товаров как разных категорий, так и одной категории (например, продукты).
Карточки – игровые поля «Корзинки покупок».
На эти игровые поля, в зависимости от условий игры, выкладываются карточки «Товары».
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.
- «Что продается в магазине?».
Цель – формирование у детей представления о товаре.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «товар».
2) Сформировать представление о том, что каждый товар имеет свою стоимость.
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Спросить, чтобы они хотели купить и есть ли у них возможность это сделать (хватит ли у них «денег» на покупку товара).
- «Давай положим в корзинку…».
Цель – закрепление у детей представления о товаре.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о товаре.
- Учить выбирать товары по необходимости.
- Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждому играющему дать задание, купить в магазине…
— продукты для завтрака,
— подарок на день рождения другу,
— продукты для супа и т.п.
- «Какой товар лишний?».
Цель – закрепление у детей понятия «товар».
Задачи:
- Продолжать формировать у детей представление о товаре.
- Учить выбирать товары по необходимости.
- Формировать умение соотносить количество имеющихся «денег» со стоимостью «товара».
Ход игры: раздать детям карточки «деньги». Разложить перед детьми карточки «товар». Каждый играющий выбирает то, что хотел бы купить. Предложить каждому ребенку выбрать тот товар, без которого он может обойтись. Почему?
- «Что забыли положить в корзинку?».
Цель – формирование представления у детей о «категории товара».
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «категория товара».
- Формировать умение добавлять в корзинку товары из заданной категории.
Ход игры: у каждого ребенка игровое поле «Корзинка покупок» с одним или несколькими товарами определенной категории. Предложить детям «купить» еще товар из данной категории. На первом этапе предлагаем «корзинку покупок» с 3-4 товарами. Когда у детей сформируется представление о категории товара, предлагаем «корзинку покупок» с одним товаром.
- «Все по полочкам».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
- Закрепить понятие «категория товара».
- Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).
Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара.
Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине и отбирает нужные карточки.
- «Путаница».
Цель – закрепление понятия «категория товара».
Задачи:
- Закрепить понятие «категория товара».
- Формировать умение определять «категорию товара».
Ход игры: пришли в магазин, где все «отделы» перепутались. Детям предлагается исправить ошибки и разложить товары по категориям.
- «Что угодно для души».
Цель — формирование у детей понятия «потребность» и «полезность» товара.
Задачи:
Помочь детям понять что такое «потребность» и «полезность» товара.
Ход игры: предложить детям из имеющихся картинок положить в корзинку товары, которые захотят купить в магазине:
— сам ребенок, когда он голоден;
— семья, которая ждет гостей;
— мама, выбирающая подарок для дочки;
— папа, желающий купить спортивную одежду для ребенка и т.п.
- «Что сколько стоит».
Цель – познакомить с понятием «цена».
Задачи:
Дать представление о том, что каждая вещь имеет свою стоимость (или цену). Цена зависит от качества товара, производителя, сезона продажи (зимой овощи и фрукты дороже).
Ход игры: отобрать карточки с товарами, стоимостью до 10 рублей. Покупатель выясняет, сколько стоит товар, а продавец определяет цену каждого товара (либо по числам, либо по точкам, если не знает цифр).
Вариант: выложить на полки товар с одинаковой стоимостью.
- «Давай поменяемся».
Цель – познакомить детей с понятием «обмен».
Задачи:
- Закрепить представление о цене товара.
- Дать представление о том, что товары одной ценовой категории могут иметь разную полезность.
- Дать представление о том, что стоимость одного товара может быть такой же, как стоимость нескольких других товаров вместе.
Ход игры: раздать детям корзинки и предложить наполнить их товарами разной стоимости (от 1 до 10 руб.). Далее предлагаем поменять ненужный товар (или несколько товаров) на другой (или несколько других), но с условием, что стоимость обмена будет одинакова.
- «Деньги»
Цель – познакомить с понятием «деньги».
Задачи:
- Дать представление о том, что деньги мы используем, чтобы обменять на товар.
- Продолжать учить выбирать товар, согласно возможностям (на имеющуюся сумму денег).
- Закреплять понятие «потребность» и «полезность».
Ход игры: Ребенок-продавец выкладывает товары по категориям. Дети-покупатели выбирают товары согласно имеющимся деньгам. Продавец проверяет правильность покупки.



