Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Коломыйцева Лариса Валерьевна

Воспитатель МКДОУ “Верхнемамонский детский сад №1”

Мастер-класс «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»

Мастер-класс «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»

Добрый день уважаемое жюри и коллеги!

 

Меня зовут Коломыйцева Лариса Валерьевна, я воспитатель первой квалификационной категории Верхнемамонского детского сада №1,  представляю Вашему вниманию мастер-класс: ««Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»

Что же такое квест-игра?

Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской

деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и познавательными в поисковой или продуктивной деятельности.

Итак, что такое квест – игра?

Квест – командная игра, в которой задействованы не только выносливость и

эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.

 

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КВЕСТ-ИГР.

 

Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания,.

Задачи:

Образовательные участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей;

Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ КВЕСТОВ:

 

По количеству игроков:

Одиночные и групповые,

По длительности:

Кратковременные и долговременные,

По наличию сюжета:

Сюжетные и несюжетные

По структуре:

Линейный:

основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание

– получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.

Штурмовой:

каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их

воедино.

Кольцевой:

отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он

вновь и вновь возвращается в пункт «А».

 

В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приемы, которые  я использую в квест – игре при работе с дошкольниками.

 

Квест это – путешествие к цели, но «изюминка» состоит в том, что выполнив одно задание нужно получить подсказку для выполнения следующего.

Комментарий: (Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее,  на природе, во время прогулки и экскурсии.)

Со структурой квест – игры сегодня мы познакомимся  практическим путем. Я предлагаю Вам поучаствовать в квест – игре «Оживи лес» и  приглашаю педагогов, которые в этой игре ненадолго станут детьми.

 

Ребята, я получила телеграмму и решила обратиться к вам за помощью. Сейчас я её вам зачитаю.

 

Телеграмма

Дорогие ребята! Помогите! Из нашего леса пропали все жители! Спасите нас! Чтобы найти, вам нужно двигаться по цветной дорожке. В пути вам предстоит решить много задач, будьте внимательны, ищите подсказки. Начинайте свой путь от красного кубика.

Лесовичок.

Комментарий: При постановке проблемы, для того, чтобы заинтересовать, я использовала мотивационный прием (телеграмму от сказочного героя Лесовичка, с прописанной инструкцией, указывающей, по какому маршруту будем двигаться , и от какого пункта им нужно начинать движение.)

– Ребята, мы поможем Лесовичку? Выручим его?

 

Комментарий: (Общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Организационный момент: Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.

 

Воспитатель: Нам надо сначала выяснить, готовы ли вы к преодолению трудностей?

Воспитатель : «Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (все делает наоборот, чтобы запутать детей)

– Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

– Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

 

Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем отправляться в путь.

 

Вы, наверное, уже догадались, что цель нашей квест – игры будет вернуть всех животных в  лес, т.е. оживить его.

– А что в вашем понимании означает «Оживить лес»?

Участники : – Заселить его лесными обитателями.

– Согласна!

– Наша игра будет носить поисково-исследовательский характер. Нам с вами необходимо будет найти обитателей леса.

-А начнем мы свое путешествие откуда? Правильно от красного кубика.

Воспитатель:  Давайте соберемся у красного кубика, который обозначает начало нашего путешествия. Чтобы нам было легче идти, мы пойдем друг за другом по разноцветной дорожке. Она приведет  нас к цели нашего путешествия. Отправляемся в путь!  

– Внимание на экран! Перед вами схема маршрута, которая нам будет служить ориентиром, т.е. по ней мы должны передвигаться от пункта к пункту, проходя уровни.

Комментарий:

Также для проведения данной игры в качестве ориентиров мы могли бы использовать карты, маршрутные листы, конверты с заданиями, записки и прочие.

– Рассмотрим первый уровень игры, он же будет являться первым пунктом выполнения задания (участники  рассматривает схему маршрута на экране).

– Как мы назовём этот пункт?

Участники : – «Цветочная поляна».

– Давайте найдём эту поляну в нашем пространстве.

Участники  подходят к поляне, берут цветок, на котором написано задание: «Выберите из предложенных обитателей леса насекомых.

– Замечательно! Уровень первый пройден! Давайте посмотрим внимательно на схему, куда мы двигаемся дальше?

Участники: – Ко второму пункту, который находится впереди. Мы назовём его «Лес».

Участники  идут к деревьям, на листике берёзы написано задание: «Определите следы животных и найдите по ним их».

Участники определяют следы: – Это медвежьи, заячьи и лисьи следы (идут по следам за деревья и находят животных).

Участники: – Это означает, что мы справились с заданием и прошли ещё один уровень игры.

Лесных животных участники берут с собой для дальнейшего путешествия по лесу.

– Двигаемся дальше. И нам осталось найти третий пункт. Что подсказывает нам схема?

Участники : показывает на клетку на схеме маршрута.

– А вам я задам вопрос: Кого же мы с вами будем искать?

Участники: – Мы будем искать птиц.

– Почему вы так решили?

Участники : – Мы так решили, потому что на схеме изображена клетка.

– Скажите, а разве птицы должны жить в клетке?

Участники: – Конечно, нет, они должны летать на воле.

– Тогда пойдёмте спасать птиц.

Участники находят в пространстве клетку, возле неё лежат перья, на которые приклеены загадки.

– Скажите вы можете определить, это перо какой птицы?

Ответы участников, при отгадывании выпускают птицу на волю.

– Наша схема показала нам сигнал, что мы успешно прошли уровень! Мы молодцы! Но цель игры ещё не достигнута. Напомните мне её?

Участники : – Нам надо оживить лес.

– И как же нам это сделать?

Участники : – Заселить лес найденными животными и насекомыми и птицами.

– Правильно нам нужно разместить всех обитателей леса в привычной им среде обитания

  • для насекомых – трава;
  • для животных – возле деревьев ;
  • для птиц – крона деревьев.

Фокус-группа закрепляет обитателей леса на панно.

– Итак, наша цель достигнута! Мы оживили лес!

(Звучат звуки леса.)

Я предлагаю вам присесть на подушки, закрыть глаза и представить, что мы с вами находимся в сказочном лесу, в котором растет много деревьев и много красивых цветов. У цветов сказочный аромат, давайте вдохнем его.

Солнышко теплое и ласковое. Оно согревает нас своими лучами. Сделаем вдох. Потихоньку откроем глаза.

– Коллеги, спасибо вам за участие в мастер – классе. Вы можете присесть на свои места.

Я уверена, что за такой технологией как квест-игра будущее  и она займет достойное место среди педагогических технологий используемых в дошкольном образовании

Спасибо за внимание!