автор: Коломыйцева Лариса Валерьевна
Воспитатель МКДОУ “Верхнемамонский детский сад №1”
Мастер-класс «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»
Мастер-класс «Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»
Добрый день уважаемое жюри и коллеги!
Меня зовут Коломыйцева Лариса Валерьевна, я воспитатель первой квалификационной категории Верхнемамонского детского сада №1, представляю Вашему вниманию мастер-класс: ««Квест – игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ»
Что же такое квест-игра?
Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской
деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными и познавательными в поисковой или продуктивной деятельности.
Итак, что такое квест – игра?
Квест – командная игра, в которой задействованы не только выносливость и
эрудиция, но и сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КВЕСТ-ИГР.
Цель квест- игры в дошкольном образовательном учреждении : это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания,.
Задачи:
Образовательные– участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей;
Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
КЛАССИФИКАЦИЯ КВЕСТОВ:
По количеству игроков:
Одиночные и групповые,
По длительности:
Кратковременные и долговременные,
По наличию сюжета:
Сюжетные и несюжетные
По структуре:
Линейный:
основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание
– получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
Штурмовой:
каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их
воедино.
Кольцевой:
отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он
вновь и вновь возвращается в пункт «А».
В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, и продемонстрировать Вам приемы, которые я использую в квест – игре при работе с дошкольниками.
Квест это – путешествие к цели, но «изюминка» состоит в том, что выполнив одно задание нужно получить подсказку для выполнения следующего.
Комментарий: (Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, на природе, во время прогулки и экскурсии.)
Со структурой квест – игры сегодня мы познакомимся практическим путем. Я предлагаю Вам поучаствовать в квест – игре «Оживи лес» и приглашаю педагогов, которые в этой игре ненадолго станут детьми.
Ребята, я получила телеграмму и решила обратиться к вам за помощью. Сейчас я её вам зачитаю.
Телеграмма
Дорогие ребята! Помогите! Из нашего леса пропали все жители! Спасите нас! Чтобы найти, вам нужно двигаться по цветной дорожке. В пути вам предстоит решить много задач, будьте внимательны, ищите подсказки. Начинайте свой путь от красного кубика.
Лесовичок.
Комментарий: При постановке проблемы, для того, чтобы заинтересовать, я использовала мотивационный прием (телеграмму от сказочного героя Лесовичка, с прописанной инструкцией, указывающей, по какому маршруту будем двигаться , и от какого пункта им нужно начинать движение.)
– Ребята, мы поможем Лесовичку? Выручим его?
Комментарий: (Общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).
Организационный момент: Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя.
Воспитатель: Нам надо сначала выяснить, готовы ли вы к преодолению трудностей?
Воспитатель : «Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (все делает наоборот, чтобы запутать детей)
– Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
– Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Воспитатель: Молодцы, вы ответили на все вопросы, и мы можем отправляться в путь.
Вы, наверное, уже догадались, что цель нашей квест – игры будет вернуть всех животных в лес, т.е. оживить его.
– А что в вашем понимании означает «Оживить лес»?
Участники : – Заселить его лесными обитателями.
– Согласна!
– Наша игра будет носить поисково-исследовательский характер. Нам с вами необходимо будет найти обитателей леса.
-А начнем мы свое путешествие откуда? Правильно от красного кубика.
Воспитатель: Давайте соберемся у красного кубика, который обозначает начало нашего путешествия. Чтобы нам было легче идти, мы пойдем друг за другом по разноцветной дорожке. Она приведет нас к цели нашего путешествия. Отправляемся в путь!
– Внимание на экран! Перед вами схема маршрута, которая нам будет служить ориентиром, т.е. по ней мы должны передвигаться от пункта к пункту, проходя уровни.
Комментарий:
Также для проведения данной игры в качестве ориентиров мы могли бы использовать карты, маршрутные листы, конверты с заданиями, записки и прочие.
– Рассмотрим первый уровень игры, он же будет являться первым пунктом выполнения задания (участники рассматривает схему маршрута на экране).
– Как мы назовём этот пункт?
Участники : – «Цветочная поляна».
– Давайте найдём эту поляну в нашем пространстве.
Участники подходят к поляне, берут цветок, на котором написано задание: «Выберите из предложенных обитателей леса насекомых.
– Замечательно! Уровень первый пройден! Давайте посмотрим внимательно на схему, куда мы двигаемся дальше?
Участники: – Ко второму пункту, который находится впереди. Мы назовём его «Лес».
Участники идут к деревьям, на листике берёзы написано задание: «Определите следы животных и найдите по ним их».
Участники определяют следы: – Это медвежьи, заячьи и лисьи следы (идут по следам за деревья и находят животных).
Участники: – Это означает, что мы справились с заданием и прошли ещё один уровень игры.
Лесных животных участники берут с собой для дальнейшего путешествия по лесу.
– Двигаемся дальше. И нам осталось найти третий пункт. Что подсказывает нам схема?
Участники : показывает на клетку на схеме маршрута.
– А вам я задам вопрос: Кого же мы с вами будем искать?
Участники: – Мы будем искать птиц.
– Почему вы так решили?
Участники : – Мы так решили, потому что на схеме изображена клетка.
– Скажите, а разве птицы должны жить в клетке?
Участники: – Конечно, нет, они должны летать на воле.
– Тогда пойдёмте спасать птиц.
Участники находят в пространстве клетку, возле неё лежат перья, на которые приклеены загадки.
– Скажите вы можете определить, это перо какой птицы?
Ответы участников, при отгадывании выпускают птицу на волю.
– Наша схема показала нам сигнал, что мы успешно прошли уровень! Мы молодцы! Но цель игры ещё не достигнута. Напомните мне её?
Участники : – Нам надо оживить лес.
– И как же нам это сделать?
Участники : – Заселить лес найденными животными и насекомыми и птицами.
– Правильно нам нужно разместить всех обитателей леса в привычной им среде обитания
- для насекомых – трава;
- для животных – возле деревьев ;
- для птиц – крона деревьев.
Фокус-группа закрепляет обитателей леса на панно.
– Итак, наша цель достигнута! Мы оживили лес!
(Звучат звуки леса.)
Я предлагаю вам присесть на подушки, закрыть глаза и представить, что мы с вами находимся в сказочном лесу, в котором растет много деревьев и много красивых цветов. У цветов сказочный аромат, давайте вдохнем его.
Солнышко теплое и ласковое. Оно согревает нас своими лучами. Сделаем вдох. Потихоньку откроем глаза.
– Коллеги, спасибо вам за участие в мастер – классе. Вы можете присесть на свои места.
Я уверена, что за такой технологией как квест-игра будущее и она займет достойное место среди педагогических технологий используемых в дошкольном образовании
Спасибо за внимание!