Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Колмыкова Елена Николаевна
Учитель – логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 55 «Искорка»

Роль логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений детей с ОНР дошкольного возраста.

Роль логопедической ритмики в коррекции речевых нарушений 

детей с ОНР дошкольного возраста. 

 

 «От того, как прошло детство,

кто «вел ребенка за руку» в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

– от этого, в решающей степени, зависит

каким человеком станет сегодняшний малыш.

(В. А. Сухомлинский)

Любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражается на деятельности и поведении ребенка, влияет на умственное развитие, на формирование мышления, значит и на формирование личности в целом.

Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР наблюдаются значительные нарушения всех компонентов языковой системы: ограничен словарный запас, ошибки в словообразовании и словоизменении, нарушена слоговая структура слова, нарушено звукопроизношение, недостаточно сформировано фонематическое восприятие и слух, нарушено физиологическое и речевое дыхание. Помимо речевых дефектов у этих детей отмечаются нарушения двигательной и моторной сферы.

Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

  1. Высокая пластичность мозга. Дети способны быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия их нарушений.
  2. Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и, тем самым, достигают более быстрых успехов в ней.
  3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают  фонетические нормы и стараются овладеть ими (А. Н. Гвоздев).
  4. Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко, поэтому затормаживаются.

У детей трех – четырех – летнего возраста относительное  развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяют им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду.

Особую актуальность в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР приобретает поиск технологий работы с семьями, чтобы успешно решать проблемы каждого ребенка. Взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего педагогического коллектива, ведь родители являются для своего ребенка опорой и авторитетом и,  привлекая родителей в участии в образовательном процессе, им необходимо разъяснить, что они являются не просто равноправными,  но и равной степени ответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги, учителя-логопеды, узкие специалисты дошкольного учреждения и родители должны действовать согласованно, тогда коррекционная работа дает положительный результат. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний  нельзя, и поэтому родителей необходимо учить оценивать и развивать своего ребенка.

Технологии работы педагогического коллектива с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и родителей. Одной из эффективных инновационных технологий взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли активного партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях можно считать логоритмику

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук и ног сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (звуков,  слогов, слов, фраз).  

Логоритмика помогает ребенку преодолеть трудности, творчески проявить себя. Она является одним из эффективных средств коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, оказывает всестороннее воздействие на ребенка. Она направлена на:

  • совершенствование его речи;
  • на регуляцию мышечного тонуса;
  • формирование физиологического и речевого дыхания;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • овладение двигательными навыками;
  • умение ориентироваться в окружающем мире.

Родителей необходимо информировать о значимость логоритмики  в развитии и коррекции речевых и неречевых нарушений и научить проводить её правильно в домашних условиях.

К логоритмического занятия, как и к любому другому занятию, предъявляются определенные требования. 

Продолжительность занятий с детьми трех лет не должны превышать 10 –15 минут (вводная часть – 2-3 минуты, основная часть – 7-10 минут, заключительная часть – 2-3 минуты), с детьми четырех лет – 15 – 20 минут (вводная часть – 2-3 минуты, основная часть – 10-13 минут, заключительная часть – 2-3 минуты), с детьми пяти лет – 20 – 25 минут (вводная часть – 3-5 минут, основная -15-17 минут, заключительная – 3-5 минут) и с детьми шести лет – 25 – 30 минут (вводная часть – 3-5 минут, основная часть 18-20 минут, заключительная – 3-5 минут). 

Во вводную часть входят:

  1. Упражнения, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке и упражнения на ориентировку в пространстве.  Они являются составным элементом каждого занятия, его организующим началом. Это различные виды ходьбы и бега.
  2. Упражнения на развитие внимания и памяти. Внимание и память являются основным из условий, обеспечивающих успешное освоение ребенком доступного для него объема знаний и умений. У детей с речевой патологией наблюдается дефицит внимания, снижена память. Из-за этого они долгое время не могут подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесные инструкции. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения на развитие всех видов внимания и памяти.
  3. Общеукрепляющие упражнения. Они направлены на улучшение кровообращения и развитие двигательной активности.
  4. Ритмико-гимнастические упражнения. Они способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, туловища, головы, выработке координации необходимых музыкально-ритмических навыков.
  5. Игры с пальчиками. Развитие моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении устной речи. Пальчиковые игры проводятся в сочетании движений с речью. Для этого подбирается для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Если такового подобрать не удается, можно самому сочинить текст.