Автор: Колесникова Ирина Георгиевна
Воспитатель МБДОУ Д/С №444 г. Новосибирск
Проектная деятельность с детьми подготовительной группы, посвященная Дню Науки «Все профессии важны»
Проектная деятельность в подготовительной группе «Все профессии важны», посвящённое Дню Науки.
Тип проекта: Познавательный.
Участники проекта: Дети подготовительной группы «Теремок», МБДОУ № 444, г. Новосибирска.
Продолжительность: Краткосрочный ( с 1.11 по 8.112024 г.)
Раздел программы: Социальный мир. Труд взрослых.
Тема проекта: «Профессии в науке».
Проблема:
– у дошкольников нет чётких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых;
– не сформированы знания о профессиях, связанных с наукой;
– не знакомы с предметами лаборатории.
Задачи: -формировать представления о науке, ученых, опытах и экспериментах;
-способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
-дать понятие кто такой «ученый»;
-познакомить с некоторыми из знаменитых русских ученых, их открытиями и изобретениями;
-развивать познавательно-исследовательские способности и познавательную активность воспитанников;
-формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
-развивать творческое и логическое мышление, воображение.
Предполагаемый результат: задумаются о важности профессий науки, более конкретно узнают о людях науки, приобретут знания о профессиях науки.
Реализация проекта:
Чтение художественной литературы;
Отгадывание загадок;
Беседы на данную тему;
Проведение опытов.
Наука – это то, что поучает, даёт нам получить опыт, урок. Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления. Благодаря науке человек способен лучше понимать мир, в котором живет. День науки в России отмечают 8 февраля, а Всемирный день науки за мир и развитие, отмечают во всем мире ежегодно 10 ноября. Эти Дни подчеркивают важность и актуальность науки для повседневной жизни. Проведение Дней Российской науки — способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В эти дни в нашей группе работала исследовательская лаборатория. Юные ученые изучали явления окружающего мира, экспериментировали, проводили опыты и наблюдения.
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Воспитатель:
В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, он все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
Люди, которые занимаются наукой, называются учёными. Учёный – это такая профессия. Выбор профессии – дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Все профессии важны! Каждый человек делает свое дело.
Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово? Наука – это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, воспитатель.
Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы?
Какие профессии вы знаете? (Ответы детей).
Ребята, что мы можем сказать об ученых, они какие? (Ответы детей, внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто, что делает?»
Учитель – учит детей;
врач лечит людей;
повар готовит еду;
водитель – водит автомобиль, автобус;
воспитатель – воспитывает детей;
рыбак – ловит рыбу;
парикмахер – стрижет и делает разные прически;
продавец – продает продукты и разные товары.
Воспитатель: – Чем занимаются ученые? (Ответы детей). Правильно, ученые занимаются наукой. Ученый – очень важная профессия, без неё люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Если человека называют академиком, профессором, то он – ученый.
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает.
Наука о числах – это математика, а занимаются нею – математики;
наука о веществах – химия, а ученые – …химики;
наука, которая изучает движение – физика, ученые…физики; наука, которая изучает живые организмы – биология, а ученые…биологи.
Учёный изучает мир.
Географ — море и Памир.
Планеты, звезды — Астроном.
И о созвездьях знает он.
И математик увлечён,
Все теоремы помнит он.
Историк знает старину
И нашу древнюю страну.
Учёным я хотел бы стать
И много нового узнать!
Беседа: «Какие бывают науки?»
Цель: Расширение представлений детей о том, какие бывают науки.
Есть науки, которые изучают и получают знания о громе и скорости ветра, о грибах, о Вселенной, о вулканах, об украшениях, здоровье, транспорте, питании, о умении правильно разговаривать.
Учёный может быть инженером или историком, врачом или физиком. Конструкторы – это уёные, которые занимаются строением ракет и самолетов, подводных лодок и других сложных механизмов. Есть учёные учителя, есть учёные строители, военные, писатели, есть те, которые занимаются рекламой, роботами.
Учёные работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.
-Дети, сегодня предлагаю стать вам учёными и приглашаю вас в лабораторию, где мы проведем эксперимент «Подводная лодка».
Беседа по прочитанному произведению Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
Цель: дать представления о том, что все профессии важны и нужны.
Беседа: «Что такое опыты?»
Цель: Расширение представлений о том, что такое опыты. Знакомство детей с оборудованием и материалами, необходимыми для проведения опытов и экспериментов, правилами безопасного обращения с ними.
Исследователем вы можете стать прямо в своем возрасте. Начать свои исследования вы можете с живой или неживой природы. Например, посадим с вами маленькое зернышко и будем наблюдать за ним, как оно растет. На основе этого сделаем свои открытия. Навыки, знания, получаемые человеком, человек придумывал что – то новое и записывал в свои книги.
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Как? Зачем? И почему?
Вы знаете, что такое лаборатория? Это помещение, где проводят разные опыты и исследования. Ещё в лаборатории на столах находиться оборудование, необходимое для проведения опытов.
Здесь изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом, занимаются наукой.
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Да, они думают много, изучают, делают опыты. Учёные наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение? Это когда на что-то смотрят.
ОПЫТ. Подводная лодка.
Для демонстрации нам понадобятся: две пол-литровые банки и одна литровая; два яйца; соль; вода.
Ход опыта: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л. воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать.
Объяснение: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведён, можно показать фокус. Подливая солёной воды, вы добьётесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне солёная и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
ОПЫТ «Танцующая фольга».
В этом опыте ребята воспользовались расчёской. Наэлектризованная расчёска заставила фольгу «танцевать».
ОПЫТ «Окрашивание воды».
На занятия по рисованию вас научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель).
У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? ( Дети: синий ). Проверим! (Двое детей подходят к столу и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зелёный).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета: от жёлтого до синего. Вода и йод нам дадут жёлтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал – получится синяя вода.
- В колбу с водой растворяем каплю йода – получаем жёлтую воду.
- Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.
Все изобретения были сделаны путем наблюдения за определенными предметами или явлениями. Например, почему ветер поднимает листья. Почему яблоко падает вниз, а не вверх. Почему камешек тонет в воде, а лист бумаги нет. Ученые наблюдали и делали открытия каждый в своей сфере.
Когда пойдете в школу, вы тоже будете изучать науки: математику, литературу, физику, химию и много других интересных наук. Будете проводить различные опыты, смотреть в микроскоп, проводить эксперименты. Может быть, кто – то из вас станет даже ученым и откроет нам что- то интересное и полезное для людей. Как сказал Жанн – Жак Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
-Зачем нужно проводить эксперименты? (Ответы детей)
Вода – жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни вкуса, ни запаха. А ещё, вода как волшебница, может превращаться летом в дождь, когда очень жарко, в пар, а зимой в снег, лёд, сосульки. На свете нет ничего драгоценней, чем чудесная и вместе с тем самая обыкновенная вода. Она – главный компонент жизни. Вода необходима для жизнедеятельности человека, растений и животных., она входит в состав всех живых существ. Вода — это часть неживой природы и содержится в реках, озёрах, болотах, морях и океанах, а еще глубоко под землёй. Содержится вода и в атмосфере. Облака, капли дождя, снег, град, туман и роса — это тоже вода.
Беседа: «Снег и лед – это тоже вода»
Цель: познакомить детей с качествами и свойствами льда и снега. Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.
Снег – это очень много снежинок. Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так как дождь.
Снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому у снега белый цвет
Как образуется снег?
Снежинка начинает свою жизнь в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Кристаллы льда имеют форму шестигранника. Именно из-за этого большинство снежинок имеют форму шестиконечной звезды.
Дальше этот кристаллик начинает расти. У него появляются лучи, а от этих лучей – отростки
Воспитатель (приглашает детей к столам):
Что у вас лежит в тазиках? (лёд). Какой он? Дотроньтесь до него рукой.
Ответы детей:
Лёд холодный.
Воспитатель:
Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?
Дети:
Лёд твердый?
Воспитатель:
Как вы это узнали?
Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, согнуть кусочек льда, постучать по нему.
Воспитатель:
Мы играли со льдом, ручки наши замерзли, давайте их согреем.
Воспитатель:
Что с вами будет, если вы пойдете или побежите по ледяной дорожке? (Можно поскользнуться и упасть). Почему?
Дети:
Лёд скользкий.
Воспитатель:
Проведите пальчиком, скользит. А что будет, если по льду постучать и уронить его?
Дети:
Расколется.
Дети, пока мы с вами играли, что у нас появилось в тазике (Вода). Почему наши ладошки стали мокрыми? (Лёд растаял в тепле). Значит, что такое лёд? Сегодня, ребята, мы узнали, что вода – волшебница, и умеет превращаться в лёд, а также превращается в туман, дождь, снег, росу, снежинки. (Это застывшая вода).
Беседа: «Осторожно гололёд»
Цель: Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения при гололёде.
1.Педагог читает детям стихотворение «Гололёд»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок, чтоб пройти прохожий мог.
Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы избежать падения в гололёд? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята очень много мы узнали нового про науку, про учёных, о правилах поведения в лаборатории.
Нам пора возвращаться.
-Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
-Что показалось вам трудным? (Ответы детей)
– Чем вы можете поделиться дома?
-Благодарю вас за сотрудничество. Вы теперь знаете, кто такой учёный, что такое наука.
Приготовила и провела 8.11.2024г воспитатель Колесникова И.Г.
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Задачи:
Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды и воздухе;
Продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Продолжать развивать и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях предметного окружения;
Углублять представления детей о существенных характеристиках различных веществ, об их свойствах и качествах, о результатах их взаимодействия друг с другом;
Приучать детей к самостоятельности суждений. Развивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Оборудование и материалы:
Одноразовые шапочки, белые халаты, стаканчики с водой, стакан с молоком, марганец, пипетка, тарелки, 2 0,5 литровые банки, 1 л. банка, коктейльные трубочки, йод медицинский, крахмал, 2 яйца, поваренная соль, мятные капли, картофель, яблоко, колбаса, разведенная гуашь, куб, шар.
Предварительная работа:
Рассматривание объектов живой, неживой природы, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, знакомство со свойствами воздуха.
Ход занятия:
Воспитатель: Ежегодно российские учёные отмечают свой профессиональный праздник – День Науки!
Ребята, что вы понимаете под словом наука? (Ответы детей).
Воспитатель: Наука – это то, что поучает, даёт нам получить опыт, урок. Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления. Благодаря науке человек способен лучше понимать мир, в котором живёт.
Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного как настоящие ученые – исследователи.
Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо придерживаться определенных правил: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. (Дети в белых халатах и одноразовых шапочках проходят в лабораторию).
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать.
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.
Воспитатель: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь всё понять.
Много нужно здесь узнать.
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: Ребята давайте определим, есть ли у воды запах. (Ответы детей).
Давайте добавим в воду мятные капли (Ответы детей). У воды появился запах мяты.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. У воды нет собственного запаха.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Воспитатель: Посмотрите внимательно другой опыт. У меня на столе два стакана: с водой и молоком. Я отпускаю ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой.
Что вы заметили? (ложку в воде видно, а в молоке – нет). В молоке ложку не видно, а в воде – видно. Какой можно сделать вывод?
(Ответы детей).
Вывод: вода – прозрачная жидкость.
Посмотрите дальше: добавляю в воду марганцовку, вода стала розового цвета. Какой вывод?
Вывод: марганцовка растворяется в воде, вода принимает цвет красителя.
Опыт 3. Какой формы вода? (На столе лежат кубик и шар).
Воспитатель: Какой формы эти предметы? (Ответы детей).
А имеет ли форму вода? (Ответы детей).
Если кубиком постучать по столу, а шар прокатить, изменят они свою форму. (Ответы детей).
Воспитатель: Нет. А вода? Если мы нальём воду в куб, что с ней произойдёт? (Она примет форму куба).
А если налить воду в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмём широкий стакан с водой и перельём воду в узкий стакан. Вода приняла форму узкого стакана.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Опыт 4. «Подводная лодка»
Возьмём 2 банки 0,5 литровые. Одну банку наполним чистой водой и опустим в неё сырое яйцо. Оно утонет.
Во вторую банку нальём крепкий раствор поваренной соли. Опустим туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
А теперь положим на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.
Опыт 5. «Получение синего йода»
Для этого опыта у нас есть крахмал и стаканчик с водой.
Рассмотрите крахмал, что вы можете о нем сказать?
Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль. Крахмал используется при приготовлении киселя.
А это – йод. Что такое йод? Йод – лечебный препарат, им обрабатывают раны.
Возьмём ложку крахмала и добавим в воду, размешаем. Что вы наблюдаете?
Вода окрасилась в белый цвет. Теперь возьмём пипетку и аккуратно наберём капельку йода, и добавим йод в воду с крахмалом, что вы видите? Вода окрасилась в синий цвет. Йод при взаимодействии с крахмалом окрашивает разные вещества в синий цвет.
Возьмем яблоко, картофель
Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).
Сейчас проверим это опытным путем.
Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится крахмал, а где нет.
Сейчас пипеткой капнем йод на дольки картофеля и яблока.
Посмотрим, что происходит.
Йод на картофеле стал темно-синим, а на яблоке не изменил свой цвет.
Почему?
Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках и колбасе крахмала нет.
Поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Опыт 6. Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?
Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Посмотрите, как это сделаю я.
Капаю каплю гуаши на бумагу и раздуваю ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.
На сегодня ребята наша работа в лаборатории закончилась.
Воспитатель: Мы сегодня провели множество опытов. Скажите, вам понравилось проводить опыты (Ответы детей).
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Наше поучительное занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.