автор: Козодерова Светлана Викторовна
учитель математики МБОУ “СОШ №23” г. Элиста, Республика Калмыкия
Мастер – класс “Современный учитель”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23»
Профессиональное развитие педагогов в условиях введения ФГОС.
Современный учитель.
подготовила: Козодерова С.В.
учитель математики
место работы: МБОУ «СОШ №23»
г. Элиста, Республика Калмыкия
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
– ограниченность общения со сверстниками.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
– применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;
-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знания уступают место развитию.
По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!
В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
во-первых, это профессионал, который
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирет действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия, способы включения в работу каждого ученика
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.
Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УДД, то есть умения учиться всю жизнь.
- Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
- Способность «видеть» многообразие учащихся,
учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии
и др.) и реагировать на их потребности.
Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
Умение применять здоровьесберегающие технологии.
Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Для этого учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем. Нужно очень внимательно изучить и «пропустить через себя» новые стандарты образования, выбрать тот комплект УМК, который соответствует личному видению учителя.
Кроме того, современный учитель должен быть «ИКТ компетентен»: владеть основными инструментами пользователя компьютера (текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, база данных); мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ-средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование).
Работа современного учителя должна быть постоянной, учитель находится в поиске нового и при этом необходима достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.
Понятие современный учитель неразрывно связано с понятием современный урок.
Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель:
– это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим
У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности.
Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании.
- Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии – медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога.
Давайте подведём итог: какими же должны быть мы – учителя современной школы?
Каждый из нас задавал себе вопрос: “Почему я стал учителем?”
– Можете ли вы себя назвать современным учителем?
- Ответ на вопрос: «Каким в вашем понимании должен быть современный учитель?» мы с вами постараемся сейчас найти.
I – Для этого я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары есть толковый мини-глоссарий и задание на карточках.
Ваша задача выбрать наиболее подходящие на ваш взгляд слова для характеристики современного учителя. Сразу скажу, что это слова разных частей речи.
– Поэтому первая пара, которая будет работать с причастиями, отвечает за мыслительную деятельность модели современного учителя.
– Вторая пара, которая будет работать с прилагательными, отвечает за душу модели современного учителя.
– Третья пара, которая будет работать с существительными, отвечает за руки модели современного учителя.
– Четвертая пара, которая будет работать с глаголами, отвечает за движение ног модели современного учителя.
Время на исследование – три минуты.
- (Четыре группы на сцене работают по карточкам «Голова», «Душа», «Руки», «Ноги»)
Задание для групп, зала и жюри:
Задания на карточках:
1 группа – «Голова» Вы работаете со словами расположенными на стр.3
– Выберите наиболее точные характеристики, которые подходят для современного учителя.
2 группа – «Душа» Вы работаете со словами расположенными на стр.4
– Выберите понятия, наиболее точно характеризующие «душу» современного учителя.
3 группа – «Руки» Вы работаете со словами расположенными на стр.5
– Выберите понятия, наиболее точно характеризующие «руки» современного учителя.
4 группа – «Ноги» Вы работаете со словами расположенными на стр.6
– Выберите понятия, наиболее точно характеризующие движение ног современного учителя.
– Задание всем понятно?
- А чтобы зал не скучал, я предлагаю вам подумать над образом модели современного учителя.
III. Время закончилось. Прошу каждую группу представить 2 наиболее подходящие на ваш взгляд слова для характеристики модели современного учителя. Выпишите их на доске.
– Может зал желает что-то добавить?
– А что думают по этому поводу уважаемые члены жюри?
- Мы провели промежуточную исследовательскую работу, при помощи которой отобрали ключевые слова для характеристики современного учителя. Предлагаю использовать эти слова и создать словесный портрет Учителя современной школы.
Создайте две группы. Время для работы две минуты.
- Сегодня, мы попытались создать модель современного учителя.
Каким мы хотели бы видеть современного учителя?
Может кто-то скажет: «Какая же это модель современного учителя?»
Я отвечу словами Антуана деСент- Экзюпери
«Если кто-то мыслит иначе, чем мы, он не только не оскорбляет нас этим, он обогащает нас, дает нам возможность исследовать…. Только исследуя что-то, человек развивается…»
Если вам импонирует созданная нами модель учителя, я хочу вам пожелать стремиться ей соответствовать.
Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово!
Приложения:
Доклад на мартовских педагогических чтениях «Современный учитель на современном уроке»(документ, презентация1, презентация 2,приложение1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8).