Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Козодерова Светлана Викторовна

учитель математики МБОУ “СОШ №23” г. Элиста, Республика Калмыкия

Мастер – класс “Современный учитель”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23»

 

Профессиональное развитие  педагогов в условиях введения ФГОС.

 Современный учитель.

                                                                подготовила: Козодерова С.В.

            учитель математики   

                                                                       место работы: МБОУ «СОШ №23»

                                                                   г. Элиста, Республика Калмыкия

    

 

                                    

 

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

– ограниченность общения со сверстниками.

           В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

–  применение  активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.    

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой 

 

деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знания  уступают место развитию.

По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»!

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: 

во-первых, это профессионал, который

  •  демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирет   действия учащихся
  •  консультирует и корректирует их действия, способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

  Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

  В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

  Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. 

 

Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УДД, то есть умения учиться всю жизнь.

  • Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
  • Способность «видеть» многообразие учащихся,
    учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии
    и др.) и реагировать на их потребности.

Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.

Умение применять здоровьесберегающие технологии.

Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

  Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование. Для этого учителю необходимо сломать свои устоявшиеся стереотипы, научиться работать по-новому, чтобы быть в ногу со временем. Нужно очень внимательно изучить и «пропустить через себя» новые стандарты образования, выбрать тот комплект УМК, который соответствует личному видению учителя. 

       Кроме того, современный учитель должен быть «ИКТ компетентен»: владеть основными инструментами пользователя компьютера (текстовый редактор, редактор презентаций, динамические таблицы, база данных); мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ-средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и мультимедийное учебное оборудование).

 

 

 

Работа современного учителя должна быть постоянной, учитель находится в поиске нового и при этом необходима достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.

 

Понятие современный учитель неразрывно связано с понятием современный урок.

Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Ведь учитель:
– это человек, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он эрудирован и образован, знающий свой предмет: только большой багаж знаний дает право учить других.
Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец.
Наша цель не только формировать знания, умения, навыки, но и помочь каждому ребенку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении жизненных трудностей, умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда.
Никогда не допускать ощущения превосходства учителя над школьником, одного ученика над другим
У современного учителя кардинально изменено отношение к ученику, уходит из практики авторитарность. Педагог должен уважать ребенка. Сегодня учителя ребенок не может интересовать только как ученик. У каждого из них свои качества, потребности, цели, желания, поэтому учитель должен относиться к ученику как человек к человеку. Учитель не должен видеть ученика только в будущем, каким он должен стать, а понять его сегодняшнего, такого, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями. У современного хорошего учителя должен быть построен индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.
На уроке ученик и учитель должны быть сотрудниками. Только в деловой и доброжелательной обстановке ребенок будет раскрывать и реализовывать свои возможности. 


Главным работником на уроке должен быть ученик. Современные требования к учителю таковы, что он помогает ученику учиться самому, воспитывает потребность в образовании. 

  1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками, ориентироваться среди малышей, подростков и старшеклассников. Значит, он должен быть идеальным психологом.
    2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета. Ученики начинают воспринимать учителя иначе – как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству.
    3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом, быть добрым и иметь чувство юмора, не быть слишком строгим, должен с детьми держаться просто. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
    4. Он должен быть современным интеллигентным человеком. Уметь так заинтересовывать детей, чтобы они на урок приходили с удовольствием, чтобы занятия пролетали мигом и чтобы после уроков дети ждали следующих встреч. Использовать на уроке: современные технологии – медиапрезентации, элементы игровых технологий. Для того чтобы детям не было скучно на уроке.
    5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее.
    6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите. Дети, в отличие от взрослых, всегда прощают нам наши ошибки. Дети снисходительны к взрослым.
    7. Сохраняйте в себе детскость. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как продолжение детства.
    8. Примите все то, что есть в ребенке как естественное, сообразное его природе. Единственное исключение – неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью.
    9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи.
    10. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться. 

 

На уроке рисуй вместе с детьми, если они сочиняют сказку – сочиняй вместе с ними. И так во всем…
11. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого.
12. Педагогика нежности – требование сурового времени. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. 

Давайте подведём итог: какими же должны быть мы – учителя современной школы? 

Каждый из нас задавал себе вопрос: “Почему я стал учителем?”

– Можете ли вы себя назвать современным учителем?

  • Ответ на вопрос: «Каким в вашем понимании должен быть современный учитель?» мы с вами постараемся сейчас найти.

I – Для этого я предлагаю вам поработать в парах. У каждой пары есть толковый мини-глоссарий и задание на карточках.

Ваша задача выбрать наиболее подходящие на ваш взгляд слова для характеристики современного учителя. Сразу скажу, что это слова разных частей речи. 

– Поэтому первая пара, которая будет работать с причастиями, отвечает за мыслительную деятельность модели современного учителя.

– Вторая пара, которая будет работать с прилагательными, отвечает за душу модели современного учителя.

– Третья пара, которая будет работать с существительными, отвечает за руки  модели современного учителя.

– Четвертая пара, которая будет работать с глаголами, отвечает за движение ног модели современного учителя.

 Время на исследование – три минуты.

  1. (Четыре группы на сцене работают по карточкам «Голова», «Душа»,  «Руки», «Ноги»)

Задание для групп, зала и жюри:

Задания на карточках:

1 группа – «Голова» Вы работаете со словами расположенными на стр.3 

– Выберите  наиболее точные характеристики, которые подходят для современного учителя.

2 группа – «Душа» Вы работаете со словами расположенными на стр.4

– Выберите  понятия, наиболее точно характеризующие «душу» современного учителя.

 

3 группа – «Руки» Вы работаете со словами расположенными на стр.5

– Выберите понятия, наиболее точно характеризующие «руки» современного учителя.

4 группа – «Ноги» Вы работаете со словами расположенными на стр.6

– Выберите  понятия, наиболее точно характеризующие движение ног современного учителя.

– Задание всем понятно?

  • А чтобы зал не скучал, я предлагаю вам подумать над образом модели современного учителя.

III.  Время закончилось. Прошу каждую группу представить 2 наиболее подходящие на ваш взгляд слова для характеристики модели современного учителя. Выпишите их на доске.

– Может зал желает что-то добавить?

– А что думают по этому поводу уважаемые члены жюри?

  1. Мы провели промежуточную исследовательскую работу, при помощи которой отобрали ключевые слова для характеристики современного учителя. Предлагаю использовать эти слова и создать словесный портрет Учителя современной школы. 

Создайте две группы. Время для работы две минуты.

  1. Сегодня, мы попытались создать модель современного учителя.

Каким мы хотели бы видеть современного учителя?

Может кто-то скажет: «Какая же это модель современного учителя?»

Я отвечу словами  Антуана  деСент- Экзюпери

«Если кто-то мыслит иначе, чем мы, он не только не оскорбляет нас этим, он обогащает нас, дает нам возможность исследовать…. Только исследуя что-то, человек развивается…»

Если вам импонирует созданная нами модель учителя, я хочу вам пожелать стремиться ей соответствовать.


Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, учителям надо учиться быть счастливыми. Ведь несчастный учитель никогда не воспитает счастливого ученика. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра.
Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим.
Как и любой человек я люблю шутить и улыбаться, потому что в атмосфере скуки и недоброжелательства мне очень неуютно. Я всегда вспоминаю замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ней добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
Думаю ответ кроется в самом слове УЧИТЕЛЬ: уникальные, умные, успешные, универсальные, умеющие хорошо давать материал; честные, человечные, чуткие, с чувством юмора; искренние, индивидуальности; тактичные, толерантные, терпеливые; естественные, единомышленники; любящие детей, любящие свою работу. И очень мягкие как мягкий знак и само слово! 

 

Приложения:

Доклад на мартовских педагогических чтениях «Современный учитель на современном уроке»(документпрезентация1, презентация 2,приложение1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8).