Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Козлова Лариса Викторовна

учитель математики МБОУ СОШ №19 г.Мичуринск

«Организация подготовки обучающихся к ОГЭ И ЕГЭ по математике»

 

Статья на тему:

«Организация подготовки 

обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ

по математике»

 

     Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком. 

  Под математической грамотностью понимается способность учащихся: 

распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические знания и методы; анализировать использованные методы решения. 

             Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В тоже время есть дети, которые имеют явно выраженные способности к этому предмету. Как сделать так, чтобы каждый ребенок наиболее полно раскрыл свой потенциал и был успешен на государственной итоговой аттестации по математике?

 Поэтому одной из основных задач, стоящих перед учителем  на уроках математики — подготовка обучающихся 9-х, 11-х классов к итоговой аттестации в новой форме и в форме Единого Государственного Экзамена.

               Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ и ЕГЭ можно выделить следующие составляющие: 

информационная готовность:

Знакомство обучающихся  с правилами поведения на экзамене, правилами заполнения бланков, продолжительностью экзамена, структурой экзамена, с рекомендациями.

математическая готовность:

Умение решать задания первой части, а для более сильных обучающихся умение решать задания второй части.

психологическая готовность:

Внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

  Подготовка к сдаче ЕГЭ и  ГИА по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. Трудность в сдаче ЕГЭ и ГИА для многих обучающихся  связана  прежде всего с непониманием того, как к нему готовиться.  

В своей работе по подготовке к ГИА, а также и к ЕГЭ  я использую следующие принципы. 

  • Дифференцированный подход в обучении.

Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с обучающимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.

  • Принцип совместного прогнозирования результатов.

Важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен.   

  • Принцип системности отслеживания уровня подготовки выпускников.

 Например, подготовку к новой форме итоговой аттестации в 9 классе провожу в несколько этапов.

Работу начинаю с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться решебником, а, значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале учебного года подробно знакомлю обучающихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения.

 В кабинете математики оформлен стенд “Готовимся к экзамену”, на котором обучающиеся могут познакомиться со структурой экзамена, продолжительностью экзамена, с бланками, минимального порога для успешного прохождения итоговой аттестации  и с рекомендациями по решению заданий.

Следующий этап  — этап математической подготовки. 

Считаю, что наиболее эффективный принцип выстраивания подготовки – по темам и начинаю её с начала учебного года. Это база для решения заданий первой части экзаменационной работы.

Исходя из содержания и спецификации экзаменационной работы, выделяю следующие 9 тем для повторения в 9 классе:

  • числа и вычисления;
  • алгебраические выражения;
  • задачи на проценты;
  • чтение графиков реальных зависимостей, таблиц и диаграмм;
  • функции и их графики;
  • уравнения, системы уравнений;
  • неравенства, системы неравенств;
  • текстовые задачи;
  • вероятность и статистика.

На повторение каждой темы планирую 2 часа. Повторение каждой темы выстраиваю по следующему алгоритму:

На первом занятии через фронтальную работу повторяем основные понятия, формулы и алгоритмы, разбираем различные типы заданий по теме, акцентируя внимание на задания, где чаще всего допускаются ошибки.

Затем учащиеся выполняют тренировочный тест, работая в парах или группах. Все ученики получают один и тот же вариант из 8-9 заданий, содержащий разные типы задач по теме. При выполнении тренировочного теста оказываю необходимую индивидуальную консультацию.

После завершения работы идет проверка ответов. Если остается  время решаем подобные задания, в которых возникло больше всего трудностей. На дом даю аналогичные задания.

На втором занятии по теме все учащиеся приступают к выполнению контрольного теста. Контрольные тесты даю нескольких вариантов( 4–6 вариантов). По типу заданий они схожи с тренировочными тестами. При выполнении теста все задания требую  показать с решением, без решения работы не принимаю. Задания и тестовые работы на этапе тематического повторения беру из открытого банка данных на сайте ФИПИ или использую учебно-методическое пособие «3000 задач ГИА (первая часть) под редакцией  А.Л.Семенова, И.В.Ященко.»

Результаты выполнения тематических тестов отражаются в листе текущего контроля в виде отметки. Если ученик получил неудовлетворительную отметку, ему предоставляется возможность отработать свои ошибки, самостоятельно разбирая подобные задания или с помощью индивидуальной консультации  во внеурочное время.

На следующем занятии приступаем к повторению очередной темы по этому же алгоритму. Так выстраивается вся работа по тематическому повторению. Результаты отработки каждой темы стараюсь довести до сведения родителей.

После отработки заданий по темам, перехожу к тренировочным тестам.

При проверке тестов заполняю таблицу с результатами выполнения работы по каждому заданию. Обязательно фиксирую вариант, который выполнял ребенок. Имея такую таблицу, легко найти задания, вызвавшие у учеников наибольшее затруднение. На следующем занятии или чаще всего на этом же занятии проверяю тесты, и если возможно разбираем допущенные ошибки индивидуально. На очередном занятии даю другие тесты.

Стараюсь отработать базовую часть в первом полугодии. А уже во полугодии провожу работу над второй частью, т.е. более сложных заданий. Задания второй части различаются по уровням сложности.  Работу выстраиваю следующим образом. 

   Вначале  привожу типичные примеры, объясняю,   как их решать, далее решаем совместно 2-3 задания, после этого предлагаю несколько заданий решить самостоятельно, при необходимости оказываю консультацию. А на следующем занятии даю  зачетную работу по данному типу задач. Отработку типовых заданий обучающиеся получают на дом. 

   При подготовке к таким занятиям уходит много времени.
Максимально  сэкономить время на подготовку  помогает мне в работе использование ИКТ. По каждому блоку заданий ЕГЭ И ГИА у меня имеются презентации, которые позволяют быстро и наглядно повторить изученный материал, продолжить отработку навыков решения типовых заданий. В кабинете математики создана медиатека, которой очень удобно пользоваться на уроках итогового повторения. Но в ней представлены не все темы школьного курса математики. Восполнить этот пробел мне помогают собственные презентации. Если нет времени на составление презентации, тогда мне на помощь в этом случае приходят интернет-ресурсы:

А) Серверы образовательных центров, где учителя обмениваются своим опытом:

Б) энциклопедические ресурсы:

http: // www.rubricon.ru — группа энциклопедических ресурсов  «Рубрикон»;

http: // www.mega.km.ru – виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия;     

 Кроме того,  для самостоятельной подготовки рекомендую обучающимся проходить онлайн тесты, использовать задания открытого банка данных, пользоваться  сайтом Гущина «Решу ЕГЭ», «Решу ГИА».

Аналогично выстраиваю работу и в 11 классе по подготовке к экзамену. Осуществляю отработку навыков за счет дополнительных занятий в 9 классе, а в 11 классе за счет дополнительного часа из школьного компонента.

Такая основная работа проводится в 9 и 11 классах, но для успешной подготовки мало одного часа в неделю.

Поэтому начинаю вести подготовку уже с 5 класса. Приучаю  детей к работе с тестами. Применяю различные тематические и итоговые тесты, которые соответствуют  структуре экзаменационных заданий. Подобная работа с тестами позволяет постепенно подготовить обучающихся к экзамену.  

 Кроме того при изучении различных  тем в 5-8 классах использую дополнительно задания из предлагаемых на экзамене в 9 и 11 классах.

 В 5 классе по теме «Проценты» я  использую задачи из ЕГЭ , 6 класс работа с графиками – задания ЕГЭ 

7 класс «Степень с натуральным показателем» 

8 класс «Теорема Пифагора»- задания ЕГЭ 

8 класс « Решение задач с помощью рациональных уравнений» использую дополнительно  текстовые задачи из второй части ГИА или задачи ЕГЭ 

  Еще одно направление при подготовке к экзамену в 9 и 11 классе в новой форме – это использование на уроке этапа -Устный счет. Как этап урока  применяется в основном в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить обучающихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Можно научить учащихся выполнять простейшие преобразования устно. 

           Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач я в среднем и старшем звене на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

       Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби, то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения, которых надо довести до автоматизма. 

 

Например,  использую устный счет по темам:

7 класс: 

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения. 

3) Решение простейших линейных уравнений. 

4) Действия со степенью. 

5) График линейной функции.

8 класс: 

1) Линейные неравенства и числовые промежутки. 

2) Решение простейших линейных неравенств. 

3) Решение квадратных уравнений с помощью теоремы Виета и частных случаев. 

4) Арифметический квадратный корень и его свойства.

 

9 класс: 

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

 

10 класс: 

1) Вычисление производных. 

2) Простейшие тригонометрические неравенства. 

3) Тригонометрические формулы.

4) Простейшие тригонометрические уравнения. 

11 класс: 

1) Вычисление первообразных .

2) Свойства логарифмов. 

3) Простейшие показательные уравнения и неравенства. 

4) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства.

Роль математических конкурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах готовит также к экзаменам. Очень понравился обучающимся и  мне как учителю, новый конкурс «Готовимся к ГИА» организованный проектом «Познанием и творчество». Задания соответствовали реальным задания кимов. Обучающиеся с интересом их решали, просили индивидуальную консультацию по решению заданий.

Заключение.

              Математика – наука интересная и сложная, поэтому нельзя упускать ни одной возможности, чтобы сделать ее более доступной. Возрастание роли математики в современной жизни привело к тому, что для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком.