Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Козлова Елена Ивановна

педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»

«Системный подход в работе с одаренными детьми с девиантным поведением»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Козлова Е.И., педагог-психолог  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»  мкр Ожерелье городского округа Кашира Московской области

Одним из приоритетных направлений развития системы образования в Российской Федерации, обозначенным Президентом в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является создание эффективной системы поддержки одарённых детей [5].

Одаренный ребенок это — «ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2].

В общеобразовательной школе особенно пристального внимания и поддержки требуют одаренные дети с девиантным поведением.

Девиантное поведе​ние (от лат. deviatio — отклонение), или отклоняющееся, поведение — «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан​ном обществе нормам» [7].

Работа с одаренными детьми с девиантным поведением в общеобразовательной школе, на наш взгляд, должна носить носит системный характер.

Сущность данного подхода заключается в том, что он служит ориентиром в деятельности, при которой объект изучения рассматривается как система. Необходимо отметить, что системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе рассматриваются в трудах филососов, педагогов, психологов: Аристотеля, Платона, Б.Спинозы, И.Канта, Н.Винера, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Л.С.Выготского и др.

В научной литературе можно найти множество определений термина «система».

Система — (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство [3]. Профессор В.П. Кузьмин под «системой» подразумевает «определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями» [4]. С.А. Саркисян и Л.В. Голованов полагают, что «системы — это не просто совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов» [8].

При организации системной работы с одаренными детьми с девиантным поведением необходимо придерживаться следующих основополагающих принципов [9]:

1)​ принцип целостности;

2)​ принцип коммуникативности (связи);

3)​ принцип структурности;

4)​ принцип управляемости и целенаправленности;

5)​ принцип развития.

Нужно отметить, что системный подход предполагает использование специальных методов [9]:

1)​  системный анализ — это совокупность взаимосвязанных приемов и способов изучения явлений и процессов как системных объектов;

2)​ системный синтез – сущность метода заключается в интеграции представлений, полученных в результате различных аналитических процедур, для формирования системного видения того или иного объекта;

3)​ моделирование – метод познавательной и управленческой деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системного образования, получить информацию о прошлом, настоящем и будущем состояния системы, о возможностях и условиях ее построения, функционирования и развития [9].

Также применение системного подхода в работе с одаренными детьми с девиантным поведением в общеобразовательной школе, на наш взгляд, предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: классный руководитель, социальный педагог, психолог, руководители внеурочных и кружковых объединений.

Каждый специалист в своей деятельности реализует свои задачи.

Классный руководитель: выявление одаренных детей с девиантным поведением; передача информации социальному педагогу, школьному психологу; вовлечение детей в различную кружковую деятельность; контроль за посещением ребенком уроков, внеурочных и кружковых занятий; создание комфортных условий для обучающегося.

Социальный педагог: курирование одаренных детей с девиантным поведением, организация работы и оказание социальной помощи ребенку и его семье, посещение урочных и внеурочных занятий с целью наблюдения за ребенком; социальное консультирование педагогов.

Школьный психолог: диагностика учащихся, индивидуальная коррекция, психологическое консультирование педагогов и родителей, профилактическая работа.

Системный подход в работе с одаренными детьми с девиантным поведением в общеобразовательной школе реализуется в несколько последовательных и в некоторых случаях пересекающихся этапов.

Первый этап: выявление одаренных детей с девиантным поведением.

Второй этап: разработка и реализация индивидуального плана каждого ребенка.

Третий этап: организация работы с детьми во внеурочное время.

Четвертый этап: организация работы с семьей.

Пятый этап: отслеживание и дальнейший анализ результатов.

Таким образом, системный подход может и должен стать неотъемлемой частью в организации работы с одаренными детьми с девиантным поведением.

Библиографический список:

1.​ Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1999г. – 375 с.

2.​ Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Холодная М.А. и др. Рабочая концепция одаренности. 2 изд., расш. и перераб. М., 2003г – 28 с.

3.​ Большой Российский энциклопедический словарь. М.: БРЭ. – 2003. – 143 с.

4.​ Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1986. — 399 с.

5.​ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».// Приказ Д. Медведева № 271 от 04 февраля 2010г. -17с.

6.​ Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б.Шумаковой, Н.И.Авдеева и др. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

7.​ Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1990

8.​ Саркисян С.А., Голованов Л.В. Прогнозирование развития больших систем. М., 1975.

9.​ Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – с. 52 – 56.