Автор: Ковылина Анастасия Михайловна
педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Алексин Тульская область”
Психоэмоциональное состояние педагога как залог успешной деятельности школы.
Выступление на тему:
«Психоэмоциональное состояние педагога как залог успешной деятельности школы»
В современном изменяющемся российском обществе, характеризующемся нестабильностью социально-экономической жизни, повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. В то же время усиливается воздействие на человека разнообразных стрессовых факторов, таких, как увеличение темпа современной жизни и объема получаемой информации, виртуализация общества, ухудшение экологической обстановки, природные и техногенные катаклизмы и др.
Нестабильная социально-экономическая ситуация привела к значительному увеличению нарушений нервно-психического характера как в среде детей, так и взрослых. Психические нарушения обусловлены депрессивными, и тревожными расстройствами. Подобного рода нарушения у педагогов носят еще и трансформирующий характер. То есть психологическое нездоровье педагога отражается как на учащихся, так и на их родителях, а потому эта проблема приобретает еще более масштабный характер.
Психологическое здоровье педагога является неотъемлемым условием его эффективной деятельности. Уставший, выгоревший или испытывающий постоянный стресс педагог не способен эффективно выполнять свои обязанности. Среди основных факторов, обусловливающих психологическое нездоровье педагогов, эмоциональное выгорание, можно назвать:
1) влияние психологического здоровья на эффективность работы педагога:
- Эмоциональное выгорание: Хронический стресс, перегрузка и эмоциональное истощение приводят к снижению профессионального энтузиазма, снижению эффективности работы, безразличию к ученикам и коллегам, а также к развитию соматических заболеваний.
- Качество преподавания: Педагог в хорошем психологическом состоянии способен к креативному подходу к обучению, гибкости в общении с детьми, эффективной организации учебного процесса, адекватному реагированию на сложные ситуации. Выгорание же приводит к шаблонному преподаванию, снижению качества обратной связи, потере интереса к инновациям.
- Взаимодействие с учениками: психологически здоровый педагог легче устанавливает доверительные отношения с детьми, проявляет эмпатию, может эффективно управлять классом, помогать ученикам справляться с трудностями. Напряженный и раздраженный педагог, наоборот, провоцирует конфликты и снижает мотивацию учеников к обучению.
- Взаимодействие с коллегами и родителями: Хорошие межличностные отношения, способность к сотрудничеству и конструктивному общению — залог успешной работы в коллективе. Психологическое напряжение затрудняет построение позитивных взаимоотношений.
- Саморегуляция и стрессоустойчивость: Способность педагога управлять своими эмоциями, справляться со стрессовыми ситуациями, адаптироваться к изменениям — важные компоненты профессионального успеха.
2) факторы, влияющие на психологическое здоровье педагога:
- Высокая рабочая нагрузка: Перегрузки, ненормированный рабочий день, огромный объем проверочных работ и документации.
- Низкая заработная плата: Финансовые трудности создают дополнительный стресс и снижают мотивацию.
- Нехватка ресурсов: Отсутствие современных методических материалов, недостаток поддержки со стороны администрации, отсутствие возможности для повышения квалификации.
- Конфликты с родителями и учениками: Сложные случаи в общении с родителями и детьми, проблемы дисциплины.
- Отсутствие поддержки: Недостаток внимания со стороны администрации, коллег, близких.
Термин «психологическое здоровье» толкуется как состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается медицинскими и психо логическими критериями, групповыми нормами и ценностями, регламентирующими духовную жизнь человека. По мнению И. В. Дубровиной, термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Успешное осуществление педагогами своей профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психологического здоровья. Только здоровый и духовно развитый педагог может получать удовлетворение от выполняемой работы, обладает необходимым уровнем работоспособности, активности, креативности, желанием к постоянному совершенствованию.
Изучение же психологических факторов, влияющих на психологическое здоровье, а следовательно, и на успешность деятельности педагога становится одной из актуальных задач в современном образовательном пространстве.
Всем педагогам независимо от возраста, а следовательно, стажа педагогической деятельности, состояния психологического здоровья и других характеристик следует помнить, что важное значение в сохранении и развитии психологического здоровья имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, компетентность, профессионализм, умение переключаться и управлять своими эмоциями, самообладание как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности, которые и требуется формировать и развивать в себе.
На практике для поддержания и укрепления психологического здоровья педагога можно использовать индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, например: психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальную и групповую психотерапию, психотренинг.
Главными психологическими направлениями, предотвращающими «психологическое нездоровье» педагогов, являются:
- развитие мотивации;
- система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня;
- система улучшения психологического климата в коллективе;
- система личностной поддержки и развития;
- открытость новому опыту;
- хобби, доставляющее удовольствие, и т. д.
Таким образом, целенаправленное использование необходимой комплексной системы работы над собой и в группах способствует развитию психологического здоровья педагогов. А психологическое здоровье педагогов не только воздействует на здоровье других участников образовательного процесса, но и обеспечивает эффективность их деятельности, определяя тем самым и успешность системы образования в целом.