Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Ковалева Галина Ивановна

Педагог-психолог ОБПОУ “Дмитриевский сельскохозяйственный техникум”

Буллинг как современная проблема подросткового возраста

Буллинг как современная проблема подросткового возраста

Ковалева Галина Ивановна, педагог-психолог

Комитет образования и науки Курской области Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»

Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. Большую роль при формировании самоуважения, самооценки играют окружающие сверстники. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах подростков над более слабыми ребятами. Мы хотели бы в очередной раз обратить ваше внимание на такую острую социальную проблему, как буллинг. В нашем обществе, обществе технологий и инноваций, мы сталкиваемся с этой проблемой все чаще и чаще.

Что такое «буллинг»? Буллинг — не просто агрессия и не любая драка; он определяется как систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного или группы обучающихся в отношении отдельного ученика или студента, который не может себя защитить. Это психологический террор, который предполагает затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить.

Точно известно, что буллинг существует почти в каждой сфере общества (образование, армия). Поэтому эта тема на сегодняшний день имеет большую актуальность. Целью нашей работы является изучение явления буллинга в среде современных подростков.

Задачи работы: выявить знания студентов о буллинге, его последствиях, сформулировать рекомендации участникам буллинга в подростковой среде. Предмет работы – явление буллинга  как современная проблема в подростковом обществе.

Нами было проведено исследование, направленное на изучение проблемы буллинга подростковом возрасте. В исследовании принимали участие студенты нашего техникума. Было установлено, что знакомы с этим понятием 35% студентов; сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими 65% обучающихся; унижению подвергались 30% студентов,  оскорблениям 50%, физическому насилию 10%, съемке издевательств на телефон 5%, кибербуллингу 10% обучающихся. Являлись участниками травли как наблюдатели 25% студентов, как жертвы 20%, как агрессоры 5%,  не являлись участниками травли 50% студентов. Считают, что травля чаще всего встречается в школе, техникуме 15% студентов, во дворе, на улице 15%, в интернете 70% обучающихся. Думают, что чаще всего травле подвергаются те, кто слабее и не может дать сдачи 60% студентов, кто отличается от других  25%, кто имеет свое мнение 40% студентов. Травлю со стороны педагога постоянно встречали 5% опрошенных, редко 10%, не встречали 85% студентов. Считают, что взрослые недостаточно помогают детям, являющимися жертвами травли 35% опрошенных, не задумывались об этом 25% студентов. Избежать травли можно, если вовремя заметят взрослые  думают 35% опрошенных, если жертва изменит своё поведение 10%, если наказать агрессора 40%, а что буллинг неизбежен 15% обучающихся. По мнению 20% обучающихся пресечь буллинг может администрация ОУ, 40% считают, что помогут педагоги, на помощь родителей рассчитывают 25%, а 30% студентов рассчитывают на собственные силы. В ходе исследований мы выяснили, что буллинг – острая социальная проблема, с которой нужно бороться.

Исходя из полученных нами результатов тестирования были проведены классные часы по профилактике буллинга. Основными идеями которых были темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям,  тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, развитие эмпатийного мышления по отношению к окружающим.  В процессе выполнения психологических упражнений «Любимое занятие», «Чем мы похожи и отличаемся друг от друга» и «Ярлыки» участники выделили типичные особенности жертв буллинга. Для профилактики конфликтов в межличностных отношениях ребята с увлечением играли в игры «Спускаем пар», «Покажи ситуацию», «Иван Иванович» и другие. Играя, молодые люди разрабатывали рекомендации и советы как избежать буллинговых ситуаций, как защититься от травли в coцсетях. В ходе мероприятия участники высказали мнение, что  травля не бывает справедливой, так как «сильный» получает «удовольствие» от нанесённого ущерба «слабому».

Переживание буллинга в подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Травля вызывает аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи, злость, соматические нарушения: нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в животе, нарушения работы ЖКТ, неожиданные повышения температуры, когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти, нарушение адаптации: мотивации к учебе, пропуски занятий, снижение успеваемости, поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение, а также суицидные мысли и попытки.

В ходе мероприятий студенты сформулировали советы и рекомендации жертвам травли и агрессору. 

Рекомендации для жертвы:

  1. Игнорируй, не отвечай эмоционально. Не теряй эмоциональное равновесие, не показывай агрессору своих страха и ярости. Оставайся спокойным. Очень часто обидчик стремится увидеть именно такую реакцию жертвы.
  2. Не думай о мести, ведь месть может привести к замкнутому кругу беспрерывной агрессии.
  3. Дай агрессору шанс остановиться (например: «Если ты не остановишься, я буду вынужден всё рассказать взрослым»).
  4. Оставь эту ситуацию, уйди от неё в другое место. Это не побег – это самозащита.
  5. Попроси о помощи. Это не признак слабости или трусости! Ты защищаешь своё здоровье, свою жизнь.

Рекомендации для агрессора:

  1. Если причиняешь обиды, боль другим, попробуй вспомнить (представить), как бы ты себя чувствовал, если бы с тобой поступали так же. Учись сочувствовать.
  2. Подумай о том, что зло, которое ты несёшь другим, со временем вернется к тебе.
  3. Найди своей агрессивности полезное применение (спорт, работа, творчество).
  4. Учись общаться с другими.

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Самое главное, что мы можем сделать, чтобы преодолеть буллинг — говорить о нем. Не молчать. Давайте согласимся иметь различия во внешности, характере, национальности, ведь непохожий на нас человек не плохой – он другой. И жизнь наша, как сама природа, непроста: с жестокостью соседствует доброта!!!

Литература

 

  1. Волкова E.H. Критерии и признаки психологического ущерба и психологического насилия / E.H. Волкова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2002. – № 1.- С. 84 – 95.
  2.  Гришаева Н.А. Буллинг в школе / Н.А. Гришаева // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 66 – 68. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8175/ (дата обращения: 10.12.2018).
  3. Кравцова М. Отверженные: честная книга о детской жестокости / М. Кравцова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 238 с.
  4. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг). / Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – С.240-276.
  5. Павленко В.О. / Буллинг в современном обществе // Агрессия и насилие как явления современного общества [Электронный ресурс]: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Агрессия и насилие как явления современного общества» (Курск, 21 декабря 2018 г.). – Текстовое (символьное) электронное издание (1,08 Мб). – Курск: КГМУ, 2018.
  6. Петросянц В. Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. …канд. психол. наук. – СПб, 2011. – 210