автор: Клюнтина Жанна Александровна

Воспитатель МБДОУ “Детский сад №24″Изюминка”. город Нижний Новгород

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Клюнтина  Ж.А., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка»

г. Нижний Новгород

Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Необходимо учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Развивающие игры и упражнения, которые я применяю в своей работе, систематизированы мною и апробируются для ознакомления детей с окружающим миром и свойствами предметов. Система игр направлена на:  развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. От сенсорного развития ребенка зависит и его будущая готовность к школе и его обучению.

Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно, надо чтобы ребенок выделял основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов происходит- системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок и. т. д. через дидактические игры.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.

  1. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
  2. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
  3. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.

Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические, двигательные, интеллектуальные, умственные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.

Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Они разнообразны по видам: “лото”, “домино”, парные картинки” С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, проводим индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр строим с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков.

В работе по сенсорному развитию для детей младшей возраста , используем следующие виды дидактических игр:

  1. Дидактические игры на различение основных цветов:

«Воздушные шары», «Разноцветные бусы», «Цветик – семицветик» «Пирамидка по цветам», «Поставь букет цветов в вазу», «Найди такой же по цвету», «Спрячь мышку». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

  1. 2. Дидактические игры на различение величины предметов:

«Большие и маленькие бусы», “Большая и маленькая куклы”, «Пирамидка», «Матрешки», «Какой мяч больше». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

  1. 3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:

«Нанизывание бус разной формы», «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

  1. 4. Дидактические игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:”Весёлые кармашки”, «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».
  2. Дидактические игры на слуховое восприятие: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал».
  3. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».

     В свободной деятельности включаю игры: «Продуктовый магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине продукты: фрукты, овощи, крупы и др. ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи и фрукты круглой формы, расставляют на одной полке, фрукты и овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты продукты только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.

         В режимных моментах включаю игры: «Кукла Маша идет на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.

      Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:«Краски лета, зимы…», «Соберем листочки», «Что за дерево».

      Перечисленные дидактические игры, помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяют его кругозор