автор: Клюнтина Жанна Александровна
Воспитатель МБДОУ “Детский сад №24″Изюминка”. город Нижний Новгород
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Клюнтина Ж.А., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 24 «Изюминка»
г. Нижний Новгород
Важное условие результативного использования игр и упражнений в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр и упражнений. Необходимо учитывать следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Развивающие игры и упражнения, которые я применяю в своей работе, систематизированы мною и апробируются для ознакомления детей с окружающим миром и свойствами предметов. Система игр направлена на: развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей и т.п.); развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; развитие познавательной активности (любознательность); воспитание волевых качеств характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, стремиться к получению положительного результата и т.п.).
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. От сенсорного развития ребенка зависит и его будущая готовность к школе и его обучению.
Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно, надо чтобы ребенок выделял основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия.
Усвоение сенсорных эталонов происходит- системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок и. т. д. через дидактические игры.
Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно-образовательное значение не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры.
- Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
- На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
- На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические, двигательные, интеллектуальные, умственные, трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие; г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы. Они разнообразны по видам: “лото”, “домино”, парные картинки” С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, проводим индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр строим с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.
В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возраста , используем следующие виды дидактических игр:
- Дидактические игры на различение основных цветов:
«Воздушные шары», «Разноцветные бусы», «Цветик – семицветик» «Пирамидка по цветам», «Поставь букет цветов в вазу», «Найди такой же по цвету», «Спрячь мышку». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
- 2. Дидактические игры на различение величины предметов:
«Большие и маленькие бусы», “Большая и маленькая куклы”, «Пирамидка», «Матрешки», «Какой мяч больше». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
- 3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:
«Нанизывание бус разной формы», «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный мешочек». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
- 4. Дидактические игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:”Весёлые кармашки”, «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».
- Дидактические игры на слуховое восприятие: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал».
- Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности включаю игры: «Продуктовый магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине продукты: фрукты, овощи, крупы и др. ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи и фрукты круглой формы, расставляют на одной полке, фрукты и овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты продукты только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах включаю игры: «Кукла Маша идет на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:«Краски лета, зимы…», «Соберем листочки», «Что за дерево».
Перечисленные дидактические игры, помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяют его кругозор