Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Клычева Ульяна Юрьевна

музыкальный руководитель МАДОУ “Детский сад №8”

“Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников”

 «Музыка – как средство патриотического воспитания дошкольников».

   Подготовила: музыкальный руководитель
                                                              Клычева Ульяна Юрьевна

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.  

Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство гражданственности и патриотизма, отношение к тому месту, где ребенок живет.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачев.

Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществятся в интеграции всех образовательных областей.   В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Итоговыми мероприятиями  являются  музыкальные развлечения и праздники. Кроме того я предлагаю воспитателям тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей  образовательной деятельности, как ее лучше преподнести.  Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

 

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Я использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».

В нашем детском саду проводятся развлечения и праздники в народном стиле.   Мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами – Рождество,Масленица, Пасха . Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

 Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим каждый год. Это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.

  Познакомила  детей с праздником — «День народного единства», историей его возникновения. При его проведении воспитывались гражданские и патриотические чувства, любовь к Родине, уважения к народным героям.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.  При  подборе  музыкального репертуара учитывались не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и  сила воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети поют песни о войне, танцуют танцы, смотрят видео 

 Одним из этапов  нравственно-патриотического воспитания  является  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.   Все дети любят своих мам.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах, танцуют вместе с детьми, играют в оркестре.

Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают  участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими.

      Итак, изучение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки, включение разных форм работы по данной теме в педагогический процесс дало ощутимые результаты: дети познакомились с русскими  народными музыкальными инструментами, различными жанрами народной музыки, композиторами классической и современной музыки. Дети с трепетом относятся ко многим музыкальным композициям отечественных авторов.

 Музыка своей Родины  прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. А приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. И тогда будет развиваться личностная культура ребенка, как основа его любви к Родине.