Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Клыгина Юлия Юрьевна

музыкальный руководитель МАДОУ ДС2 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»

А.С.Пушкин.

 

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди  забывают свои народные традиции и обычаи.

Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского  народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

 

Цель: Формирование у детей первоначальных представления о культуре, истории и жизни  башкирского и русского народа.

Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской и башкирской  народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, народным праздникам;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Обогащение музыкальных и танцевальных умений;
  • Обогащение словарного запаса детей.

 

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Задача образования  постепенно возвращать национальную память, новое отношение  к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия башкирского  и русского народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель —  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

      Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

      Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Анализируя  окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

      

 

В рамках проекта разработан тематический  план   по следующим  направлениям:

  1. Знакомство с народным творчеством;
  2. Знакомство с народными играми;
  3. Знакомство с традициями;
  4. Праздниками.

               Тематическое планирование 

Тема Содержание
1 «Наша страна. Наша республика» Формировать любовь к своей большой и малой  Родине.. Знакомство с народными песнями и играми, рассказ о государстве Россия и республике Башкортостан.
2 «Пришел Спас-  гостинцев всем припас» Знакомство с праздником- Спас (медовый, яблочный, хлебный». Фольклорное развлечение: «Пришел Спас- гостинцев всем припас»
3 «Осень на пороге» Беседа об осени, об осенних праздниках. Разучивание народных игр и хороводов.
4 «Шэжэрэ – моя родословная» Формирование представлений о родословной — шэжэрэ. Знакомство с историей праздника. Проведение совместного с родителями праздника «Шэжэрэ»
5 «Моя республика – мой Башкортостан» Беседа о празднике «День республики Башкортостан». Закрепление знаний о символах республики. Разучивание музыкального материала.

Проведение развлечения: «Башкортостан – республика любимая моя»

6 «Осенины и Сумбуля» Познакомить и сравнить русский и башкирский осенние праздники. Разучивание музыкального материала, хороводов, игр. Проведение праздников: «Осенняя ярмарка» и «Сумбуля»
7 «День народного единства» Знакомство с «молодым» российским праздником- День народного единства. Закрепление знаний о символах России, об истории праздника. Совместный концерт с ДШИ №1 «Фестиваль дружбы»
8 «Аулак» — вечерние башкирские посиделки Познакомить с историей праздника, обычаями. Разучивание муз. материала.  Инсценировка баш. сказки «Медведь и пчелы». Проведение башкирских посиделок «Аулак»
9 «Зима» Обобщать и систематизировать представления детей о зимних праздниках и обычаях. Фольклорный праздник «Святки»
10 «Масленица» Беседа о празднике, обычаях. Разучивание музыкального материала, хороводных игр.

Развлечение на улице «Масленица»

11 «Музыка – душа народа» Закрепление знаний детей о русских и башкирских народных музыкальных инструментах. 

Видеопрезентация: «Русские народные музыкальные инструменты»

Выступление ЦКиД с программой «Легенда о курае»

12 Троица Знакомство с праздником Троица. С символом- березкой. Разучивание хороводов, народных игр.

Развлечение: «Троица»

13 Сабантуй Праздник окончания посевной – Сабантуй. Знакомство с традициями и обычаями праздника. 

Разучивание народных музыкальных и подвижных игр. 

Башкирский праздник «Сабантуй»

 

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, праздники, театрализованную  и самостоятельную деятельность.


     Формирование  нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей. 

 Срок реализации: 1 год (С 1 августа по 31 июля)

Проект рассчитан на детей 4 — 7 лет.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.