автор: Клыгина Юлия Юрьевна
музыкальный руководитель МАДОУ ДС2 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан
Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
Долгосрочный проект на тему: «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через народные праздники»
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»
А.С.Пушкин.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди забывают свои народные традиции и обычаи.
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского и башкирского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Цель: Формирование у детей первоначальных представления о культуре, истории и жизни башкирского и русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской и башкирской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, народным праздникам;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Обогащение музыкальных и танцевальных умений;
- Обогащение словарного запаса детей.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Задача образования постепенно возвращать национальную память, новое отношение к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия башкирского и русского народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель — как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. Анализируя окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В рамках проекта разработан тематический план по следующим направлениям:
- Знакомство с народным творчеством;
- Знакомство с народными играми;
- Знакомство с традициями;
- Праздниками.
Тематическое планирование
| № | Тема | Содержание |
| 1 | «Наша страна. Наша республика» | Формировать любовь к своей большой и малой Родине.. Знакомство с народными песнями и играми, рассказ о государстве Россия и республике Башкортостан. |
| 2 | «Пришел Спас- гостинцев всем припас» | Знакомство с праздником- Спас (медовый, яблочный, хлебный». Фольклорное развлечение: «Пришел Спас- гостинцев всем припас» |
| 3 | «Осень на пороге» | Беседа об осени, об осенних праздниках. Разучивание народных игр и хороводов. |
| 4 | «Шэжэрэ – моя родословная» | Формирование представлений о родословной — шэжэрэ. Знакомство с историей праздника. Проведение совместного с родителями праздника «Шэжэрэ» |
| 5 | «Моя республика – мой Башкортостан» | Беседа о празднике «День республики Башкортостан». Закрепление знаний о символах республики. Разучивание музыкального материала.
Проведение развлечения: «Башкортостан – республика любимая моя» |
| 6 | «Осенины и Сумбуля» | Познакомить и сравнить русский и башкирский осенние праздники. Разучивание музыкального материала, хороводов, игр. Проведение праздников: «Осенняя ярмарка» и «Сумбуля» |
| 7 | «День народного единства» | Знакомство с «молодым» российским праздником- День народного единства. Закрепление знаний о символах России, об истории праздника. Совместный концерт с ДШИ №1 «Фестиваль дружбы» |
| 8 | «Аулак» — вечерние башкирские посиделки | Познакомить с историей праздника, обычаями. Разучивание муз. материала. Инсценировка баш. сказки «Медведь и пчелы». Проведение башкирских посиделок «Аулак» |
| 9 | «Зима» | Обобщать и систематизировать представления детей о зимних праздниках и обычаях. Фольклорный праздник «Святки» |
| 10 | «Масленица» | Беседа о празднике, обычаях. Разучивание музыкального материала, хороводных игр.
Развлечение на улице «Масленица» |
| 11 | «Музыка – душа народа» | Закрепление знаний детей о русских и башкирских народных музыкальных инструментах.
Видеопрезентация: «Русские народные музыкальные инструменты» Выступление ЦКиД с программой «Легенда о курае» |
| 12 | Троица | Знакомство с праздником Троица. С символом- березкой. Разучивание хороводов, народных игр.
Развлечение: «Троица» |
| 13 | Сабантуй | Праздник окончания посевной – Сабантуй. Знакомство с традициями и обычаями праздника.
Разучивание народных музыкальных и подвижных игр. Башкирский праздник «Сабантуй» |
Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников;
• принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода — приобщение дошкольников к истокам народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Срок реализации: 1 год (С 1 августа по 31 июля)
Проект рассчитан на детей 4 — 7 лет.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.



