автор: Климонтова Елена Владимировна

музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР-ДС

Использование инновационных технологий для развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – театральной деятельности.

Использование инновационных технологий для   развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально – театральной деятельности.

Для успешной реализации задач развития творчества детей в музыкальной деятельности, должны соблюдаться определённые педагогические условия, которые предполагают разработку содержания музыкальной деятельности старших дошкольников, основанной на использовании элементов театрализации, отбор соответствующего музыкального репертуара, вызывающего яркие эмоциональные переживания ребёнка и являющегося основой для создания музыкально-сценического образа; использование разнообразных нетрадиционных форм и методов развития творчества детей; создание предметно- пространственной художественной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на музыкальное творчество детей (элементы театральной атрибутики, костюмы, декорации, музыкальные инструменты и др.).Одним из первых условий является разработка содержания музыкальной деятельности старших дошкольников. При слушании музыкального произведения музыка захватывает ребёнка целиком, передавая ему своё движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм.

Музыка обращается к ребёнку предельно эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ему своих эмоций и, усиливая их, способствует тому, что они выходят из подсознания ребёнка и оформляются в процессе творчества в конкретный образ. Ребёнок ищет средства для наиболее адекватной передачи своих чувств, а педагог лишь побуждает его к выбору этих средств, соответствующих сложившемуся у него образу, и визуализирует услышанные впечатления, передавая их художественными средствами. Так, на основе восприятия музыки у ребёнка рождается образ, который в условиях музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации, раскрывается в сценическом действии.

Создавая образ, ребёнок использует знания, полученные им в процессе познания окружающего мира, пользуется изобразительно-выразительными средствами того или иного вида искусства, пытается передать эмоции, возникающие у него при восприятии. Попытки детей передать эстетические чувства, возникшие у них при восприятии музыки, и активно-эмоциональное отношение к изображаемому позволяет говорить о продукте детского творчества в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации.

Способность создавать выразительный образ в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации, зависит от представлений детей, сложившихся в процессе восприятия музыки. Чем ярче и точнее представления детей о предмете или явлении, тем большими возможностями обладает ребёнок в его изображении. Таким образом, чем выше уровень эстетического восприятия ребёнком музыки, тем богаче процесс создания выразительного образа, тем более осмысленно ребёнок подходит к выбору выразительных средств для передачи своего замысла.

Вторым условием реализации задач является методика, представленная рядом специально подобранных форм и методов работы, направленных на развитие творчества детей в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации.

Наряду с традиционными формами организации музыкальной и театрализованной деятельности, таких как драматизация песен на музыкальном занятии, в повседневной жизни детского сада, инсценирование знакомых литературных произведений, действия с кукольными персонажами, я использую  и такие нетрадиционные формы развития творчества в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации), как: сюжетно-тематические комплексы, представляющие собой серии заданий, объединённых одной темой, направленные на развитие творчества во всех видах музыкальной исполнительской деятельности (песенной, музыкально-ритмической, в игре на детских музыкальных инструментах); драматизация, определяемая как умение изображать и выражать разнообразные эмоциональные переживания, настроения, характер различных персонажей, в соответствии с особенностями изображаемого образа («мини-опера››, «мини-балет», «оркестровая миниатюра», представляющие собой музыкально-игровые драматизации на сюжетной основе, объединяющее в себе разные виды музыкальной и театрализованной деятельности).

В своей работе широко использую широко метод импровизации, метод творческих заданий, метод моделирования игровых ситуаций и др.

1.Метод импровизации (создание творческой продукции в момент исполнения). Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринуждённо. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный  характер. Иногда детские музыкальные проявления возникают непосредственно, когда появляется желание петь, двигаться, музицировать. Творческий акт ребёнка проходит «на одном дыхании». Импровизации возникают непреднамеренно и обычно являются выражением положительного эмоционального состояния. Как правило, все эти проявления кратковременны, дети быстро их забывают и в последующем не повторяют. Импровизации детей представляют собой придумывание разнообразных ритмов, мотивов разного характера, в связи с игровым образом и его действиями; инсценирование песен; имитацию движений и др.

  1. Метод моделирования игровых ситуаций(создание игрового образа в предложенных условиях, обстоятельствах, обстановке). Моделирование игровой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств при выполнении ролей, преобразование материалов, обстановки) и создание образа персонажа в заданных условиях есть результат активной деятельности воображения, что и является условием творческого развития ребёнка.
  2. Метод творческих заданий.Творческие задания соотносятся с переживаниями каждого ребёнка или группы детей, объединённых общими интересами. «Творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение. Назначение их заключается и в том, чтобы вызвать строй соответствующих чувств, готовность к поискам новых способов действий, они должны помочь ребёнку «войти» в воображаемую ситуацию».

Творческие задания требуют от детей ориентировки в творческой деятельности, предполагают целенаправленные действия детей и поиски нужных решений. Задания рассчитаны на самостоятельные действия детей, они обдумывают замысел игры, рассказа, лепки, выбирают конкретные художественные средства, а также выявляют потребности и способности каждого ребёнка. К творческим заданиям можно отнести упражнения, когда дети пытаются имитировать ролевые движения, наблюдают друг за другом и этюды, в которых дошкольники овладевают средствами образной выразительности: интонации, позы, жесты, мимика, пантомимика и др.

Третьим условием реализации задач развития творчества старших дошкольников в музыкальной деятельности является организация предметно- пространственной художественной среды с опорой на личностно- ориентированную модель взаимодействия между детьми и педагогом. Предметно-пространственная среда должна соответствовать требования ФГОС , т.е. давать широкие возможности ребёнку для реализации его замыслов. Она предполагает наличие разнообразных элементов (театральных костюмов, атрибутов, декораций, музыкальных инструментов, аудиозаписей современной, классической и народной музыки, основанных на принципах художественности, доступности, яркости, контрастности), которые могут использоваться ребёнком для создания художественного образа, соответствующей обстановки, связанной с сюжетом драматизации.

Итак, большой творческий потенциал таит в себе музыкальная деятельность, основанная на использовании элементов театрализации, которая позволяет продуцировать субъективно новое в процессе восприятия, слушания музыки и в процессе музыкального выражения, импровизации.

Таким образом, на развитие творчества дошкольников в музыкальной деятельности большое влияние оказывают возникающие в ходе восприятия музыки эмоции, предшествующий опыт, а также специально организованное обучение. Правильно подобранные музыкальные произведения, характеристики персонажей при соответствующем обучении обладают большим потенциалом для создания детьми выразительного образа.

В процессе создания эмоционально-выразительного образа осуществляется взаимосвязь активности слушателя музыки и активности воспроизведения.

Мысль, чувство, эмоции сливаются воедино, оказывая преобразующее влияние наличность. В зависимости от художественного опыта ребёнка, от соблюдения указанных условий развития творчества детей процесс создания выразительного образа будет более активным, целенаправленным, ребёнок будет осмысленно подходить к выбору выразительных средств. Специфика особенностей создания выразительного образа старшими дошкольниками требует обязательного их учёта при разработке содержания методики развития творчества в музыкальной деятельности, основанной на использовании элементов театрализации.