Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Киселева Светлана Викторовна

Воспитатель МБОУ “Икрянинская НОШ”

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ИЗМЕРЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «НАПРАВО», «НАЛЕВО»

 

Конспект ООД

по формированию элементарных математических представлений

с детьми среднего дошкольного возраста

Область: «Познание».

Тема:

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ИЗМЕРЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «НАПРАВО», «НАЛЕВО».

 

Используемые образовательные технологии:

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми;

Исследовательская деятельность.

 

Тема: ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ИЗМЕРЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ПУТЕМ НАЛОЖЕНИЯ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ «НАПРАВО», «НАЛЕВО».

           Цель:  Творческое конструирование игровых ситуаций. Развитие умственной деятельности.

Задачи:                                                                           

  • Закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры – прямоугольник, квадрат, треугольник, круг;   называть их характерные признаки;
  • Развивать у детей смекалку, умение рассуждать, доказывать
  • воспитывать умение работать в команде;
  • Учить детей выделять главное, сравнивать, делать выводы, логическое мышление, развивать умение анализировать.

Материал к занятию:

Плоскостные фигуры большого размера (примерно20х20) по две штуки основных цветов квадраты, круги, прямоугольники, треугольники; плоскостные фигуры героев сказки «Теремок» размером от 10 см (лягушка) до30см (медведь); 6 скакалок или веревки – 2 длинные (для кривой дорожки), 2 короткие (для ровной дорожки), игрушка-птичка.

Ход занятия:

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                  Помните сказку, как звери в теремке жили? Прилетела сорока (любая птица-игрушка) из леса и рассказала мне, что опять медведь разломал теремок маленьким зверюшкам. Хотите помочь зверюшкам и  построить новый теремок? (Да, хотим)!

 Куда мы должны пойти? Где найти лесных зверей? ( В лесу).

 А кто жил в теремке, помните? ( Лягушка, зайчик, мышка, ёжик, лисичка, волчок).                                                                                                                                                             –  Правильно, а какой зверь  пришёл последний в теремок?  Медведь).

–  А почему медведь сломал теремок – раз-ва-лил? (Потому что медведь был большой, а теремок маленький!)

–  Верно. Мы должны построить такой теремок, чтобы все зверюшки поместились в нем.

–  Идём в лес. Посмотрите в лес идут две дороги! Одна дорога – направо, налево, направо, налево.  (Воспитатель показывает руками направления скакалок. Дети повторяют движения руками, закрепляя «право-лево»).

–  А другая дорога как идёт? ( Прямо!)

Правильно. Прямо. Как вы думаете, какая дорога короче? Направо-налево-направо-налево или прямая?( Прямая.)

–  Значит, по какой дороге нам нужно пойти. Чтобы быстрее дойти до теремка? ( По прямой дороге.)

–  Верно. Хотите проверить, какая дорога короче? ( Да.)

Мальчики, встаньте у моей левой руки. Молодцы. Мальчики пойдут по дороге направо-налево-направо-налево. Девочки, встаньте у моей правой руки. Молодцы. Девочки пойдут по дороге прямой. Идите спокойно, не толкайтесь. Если детей много, можно предложить пройти одному мальчику и девочке).

Дети проходят дорожки и убеждаются, что по прямой дороге идти быстрее.

–  Ага, вот и полянка где стоял теремок. Смотрите, кто-то прячется за кустами. Угадаем? (Да!)

Из-за стульчиков (или ширмы) доносятся голоса лягушки (ква-ква), мышки (пи-пи), лисы (тяв-тяв), волка(у-у-у), медведя (ры-ы-ы). Дети угадывают каждого зверя, и он выходит из-за ширмы.

Мне кажется, что не все звери вышли к нам. Кого не хватает? (Зайчика, ёжика.)                                                                                                                                                           А почему мы их голоса не слышали? ( Потому что эти животные не произносят звуки.)                                                                                                                                                              Дети вы видите сломанный теремок?

Дети указывают на разложенные в беспорядке на ковре геометрические фигуры.                                                                                                                                         Воспитатель:                                                   – Давайте посмотрим, какие части здесь есть. Из чего будем строить теремок. Вы можете поднять одну геометрическую фигуру и назвать её.

Дети поднимают фигуру и называют. ( Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг. )                                                                                                                                         Воспитатель:                                                   – Поднимите вверх треугольники. Чем они отличаются? ( Разных цветов, разноцветные.)                                                                                                                                         Поднимите вверх квадраты!  Чем квадраты похожи? ( У квадратов четыре угла. Одинаковые стороны.) (Ответ возможен).

Воспитатель:                                              – Поднимите круги. Чем они отличаются? ( Разного цвета.)

–  Правильно. Как вы думаете, мы можем из этих фигур собрать домик для зверят. Нет ли чего лишнего? ( Можем собрать. Лишний – круг, треугольник.)

–  А почему круг лишний? ( Потому что нет прямой стороны, не положить ровно на другую фигуру.)

Воспитатель:                                              – Верно.                                                                                                                                                           –  А треугольник, почему лишний? Мы можем из треугольников сложить квадрат? ( Можем сложить.)

Покажи Матвей, как сложить треугольники в квадрат. Верно. Значит, из них тоже будем строить. И нужно ставить пустые места – окошки для зверят. (Показать, как). Стройте теремок для всех зверят. (Дети выкладывают на ковре теремок любого вида, используя кроме круга, все фигуры.)

Воспитатель:                                                      – Замечательный большой теремок. Кто в нем живет?

Физминутка:

Воспитатель:

Давайте поиграем  (воспитатель показывает, дети – повторяют за ним):

Лягушка-квакушка,                       дети приседают , квакают                                     

Мышка-норушка,                          дети кружатся на носочках, пищат

Зайчик-побегайчик,                      дети прыгают на месте

Лисичка- сестричка                        дети «крутят» «хвостом», тявкают

Волчок- серый бочок                    дети произносят на месте, поднимая

                                                                                                  голову: «Ау-у-у-у!»

И медвежище – толстые лапищи! Дети качаются из стороны в сторону.

Воспитатель:                                                 – Замечательные зверюшки!

Воспитатель показывает плоскостные изображения зверей для теремка.

– Давайте проверим – все зверюшки поместятся в ваш теремок?

Какой зверь самый маленький и низкий? Как узнать? ( Наложить на другого.)

Воспитатель:                                                 – Алиса возьми лягушку и приложи к зайчику. Кто, ниже? ( Лягушка ниже.)

Воспитатель:                                                 – А кто, выше? ( Зайка выше.)

Воспитатель:                                                         – Оля посади лягушку в теремок.

(Ребёнок располагает  лягушку, как считает нужным. Если дети не согласны с действиями – они выскажут другое мнение. Дать им возможность положить лягушку на другое место. По мере расположения зверей в домике, дети увидят – поместятся ли все звери и могут их менять местами)

Воспитатель:                                                  – Сёма возьми лису и приложи к зайчику. Кто выше? ( Лиса выше!)

Воспитатель:                                                     – А зайчик? ( Зайчик – ниже.)                                                                                                               –  Алина посади зайчика в теремок.                                                                                                   – Алёна посади лису в теремок. (Если время позволяет – продолжить измерения)

Воспитатель:                                              – Кто ещё хочет измерить зверюшек? Посмотрите, а медведь-то и не поместился! Он опять теремок сломает! Что же сделать? ( Достроить, изменить теремок.)

–  Гриша и Федя любят строить, знают, как можно изменить теремок!                 (Дети по желанию изменяют конструкцию, чтобы все звери поместились. Можно вызвать 3-4 поднявших руку детей)

–  Вот и получился новый теремок!                                                                                            (Если дети быстро справились с заданиями из кругов можно выложить дорожку к теремку. Задача: чтобы рядом не было кругов одного цвета.)

– Вы построили новый теремок, потому что хорошо знаете геометрические фигуры, какие? ( Треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.)

– И мы нашли с вами короткую дорогу – прямо.  И вы хорошо знаете сказку, кто жил в теремке. Кто там жил? (Дети перечисляют.)

Воспитатель:  – Идём домой из леса!