Автор: Кирюшина Светлана Ивановна
преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ, г. Хабаровск
Преподавание информатики для обучающихся с ОВЗ
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ
Кирюшина С.И.,
преподаватель КГБ ПОУ ХПЭТ
Преподавание дисциплины для обучающихся с ОВЗ носит особенный характер.
Необходимо преподавателю разработать методический материал, адаптированную рабочую программу по дисциплине
Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с ОП.07 « Информационные технологии в профессиональной деятельности», ОП.11
«САПР», ОП.12 «Компьютерная графика деталей»
Учебная дисциплина ведется 1,2 семестр
Основанием для разработки адаптированной программы по дисциплине «Информатика» является необходимость удовлетворения особых образовательных потребностей инвалидов.
Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Информатика» составлена на основе ФГОС СПО по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Адаптированная программа предназначена для слабослышащих обучающихся, изучающих дисциплину «Информатика» в техникуме на базе основного общего образования.
Цель адаптированной рабочей программы по дисциплине «Информатика» – обеспечить достижение обучающимся с нарушениями слуха результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальности 23.02.04
Разработанная адаптированная программа среднего профессионального образования ориентирована на решение следующих задач:
– создание условий, необходимых для получения знаний по дисциплине «Информатика» слабослышащим обучающимся, их социализации и адаптации,
– повышение уровня доступности информационных знаний для лиц с нарушениями слуха,
– возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для слабослышащих обучающихся,
– формирование на занятиях по информатике толерантной социокультурной среды.
Принципы реализации адаптированной программы:
- принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав ребенка, закрепленные Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами;
- принцип коррекционно-развивающего обучения и воспитания, состоящий в повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого обучающегося;
- принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в техникуме на основе взаимного уважения и доверия преподавателей, обучающихся и родителей;
- принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире;
- принцип программно-целевого подхода, который предполагает формирование жизненно важных компетенций у обучающихся на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
- принцип вариативности, который предполагает использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
- принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у инвалидов навыков социальной адаптации, самореализации;
- принцип индивидуализации обучения, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого обучающегося инвалида, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся.
Критерии успешного обучения информатике студентов, имеющих нарушения слуха:
- Усвоение основных понятий, соотнесённых друг с другом, и мыслительных действий, соотнесённых с этими понятиями;
- Обеспечение достаточно высокого уровня наглядных форм мышления в предметно-практической деятельности как фундамента для формирования словесно-логического мышления;
- Развитие активной речи студентов, представляющий собой оперирование речевыми средствами, которые выражают различные предметноколичественные и пространственно-временные отношения;
- Формирование навыков учебной деятельности, умения осуществлять самоконтроль, потребности в самоконтроле;
- Постоянный контроль преподавателем уровня усвоения знаний, умений, развития логического мышления и речи слабослышащего, осуществление индивидуального подхода и построение в соответствии с этим оптимальной системы обучения.
Содержание обучения представлено разработанной учебной адаптированной рабочей программой, составленной с учётом особенностей студентов с нарушениями слуха, адаптированным комплексом упражнений, содержащих задания на развитие логического мышления, речи и т.п.
В адаптированной программе отражены особенности работы со студентами с ОВЗ (с нарушениями слуха) и инвалидов при обучении информатики
Одним из важнейших факторов, способствующих повышению уровня подготовки, является индивидуализация учебной деятельности обучающегося в системе целостного педагогического процесса.
Учебные занятия организуются в следующих формах: лекционно-практическое, семинар, практическое, индивидуальная консультация.
Лекционно-практические занятия поддерживаются информационными средствами обучения, что позволяет активизировать наглядно-образное мышление, способствующее лучшему восприятию материала.
При изучении курса информатики необходимо использовать следующие методы обучения: • Объяснительно-иллюстративный (лекция, работа с литературой и т.д.);
- Репродуктивный (студенты получают знания в готовом виде);
- Программированный или частично-поисковый (управление и контроль познавательной деятельностью по схеме, образцу).
Для повышения эффективности занятия используются следующие средства обучения:
- Учебная, справочная литература, работа с которой позволяет развивать речь, логику, умение обобщать и систематизировать информацию;
- Словарь понятий, способствующий формированию и закреплению терминологии;
- Структурно-логические схемы, таблицы и графики, концентрирующие и обобщающие информацию, опорные конспекты активизирующие память;
- Раздаточный материал, позволяющий осуществить индивидуальный и дифференцированный подход;
- Технические средства обучения;
- ИКТ.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов следует учитывать особенности психофизиологических, слухоречевых и познавательных возможностей обучаемых. Это обусловливает особенности преподавания, которые включают в себя коррекционную направленность обучения, сопровождение переводчика русского жестового языка и специфических средств общения с глухими и слабослышащими студентами, специфический выбор методических приемов в преподавании лицам с нарушением слуха.
При подготовке к занятию и дозировании учебного материала необходимо учитывать характер формируемого понятия или умения, принимать во внимание конкретный уровень знаний, имеющийся у обучающихся на каждом этапе, предусматривать контроль усвоения образовательной программы.
Обязательными элементами каждого занятия при обучении таких обучающихся являются название темы, постановка цели, сообщение и запись плана занятия, выделение основных понятий и методов их изучения, указание видов деятельности студентов и способов проверки усвоения материала.
Необходимым компонентом занятий является словарная работа, т.е. работа по обогащению и развитию речи глухих и слабослышащих, дополнительная индивидуальная работа с переводчиком русского жестового языка.
Словарная работа является частью коррекционной работы и строится в непрерывном единстве с учебными занятиями по предмету. Активизация словарного запаса зависит от индивидуального уровня подготовки студента.
Задачи словарной работы заключаются в следующем: − раскрыть значение слов, терминов, выражений, фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала; − ввести новые понятия в активный фонд речи студентов с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса; − ввести специальные термины в речь студентов, сделав ее научной; − развить связную устную и письменную речь.
Словарная работа, которая проводится в процессе занятий, включает в себя: − введение новых терминов при изучении каждой темы (выписывание новых терминов на доске, расстановку ударений, дактилирование, объяснение термина; проговаривание вслух нового термина каждым студентом);
Дополнительные (коррекционные) цели образования глухих и слабослышащих обучающихся и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
- Преобладание наглядных средств преподнесения учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
- Рациональное дозирование учебного материала;
- Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
- Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
- Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);
Таким образом, комплексное использование средств обучения по каждому разделу курса (компьютерное сопровождение, индивидуальные задания, словарная работа и пр.), позволяют активизировать самостоятельную работу студентов с ОВЗ (по слуху), определять уровень усвоения знаний на различных этапах обучения и корректировать его.
Занятия информатики содействуют развитию произносительных навыков глухих и слабослышащих студентов, компенсаторному психическому и адаптации в социуме, путем формирования информационной культуры, способствуют формированию мотивации обучения, развивает логику, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Важно, чтобы занятия проходили в интересной и занимательной форме, чтобы студент каждый раз убеждался в своих возможностях.
На уроках информатики особое внимание уделяется развитию речи, мыслительной деятельности и интеллекта студентов. Работа в этом направлении предусматривает накопление и осмысление соответствующего словаря, включающего термины характерные для данного предмета, словосочетания и фразы, которые содействуют эффективному освоению учебного материала, так как между словом и практической деятельностью устанавливается тесная связь.
В задачу преподавателя в области произношения входит контроль за реализацией студентом его произносительных возможностей и исправление допускаемых ошибок на основе подражания.
Основным способом восприятия учебного материала является слухозрительный. На занятиях информатики проводится работа по развитию остаточного слуха студентов. Теоретическое занятие всегда начинается с актуализации знаний предыдущей темы. По указанию преподавателя студенты в течение 5–10 мин восстанавливают в памяти все основные определения, понятия, утверждения изученной темы. Затем проводится экспресс-опрос (форма может быть различной). Для глухих и слабослышащих, у которых слабо развита долговременная память, этот этап необходим.
Знакомство с новой темой необходимо начинать с введения терминов. Термин выписывается на доске и показывается дактильно, затем преподаватель объясняет его смысл и совместно со студентами (а если есть возможность, то и с участием переводчика русского жестового языка) подбирает жест, в наибольшей степени соответствующий смыслу данного термина.
Далее преподаватель излагает основное содержание темы у доски или посредством компьютерных презентаций.
Применение ИКТ позволяет представить краткое изложение материала со схемами, графиками, рисунками и различными спецэффектами для лучшего восприятия. Такое повторение является естественным элементом учебного процесса для инвалидов по слуху, у которых образное восприятие гораздо эффективнее, чем восприятие однородного текста.
По окончании лекции студентам предлагаются вопросы и теоретические упражнения, дающие возможность сразу закрепить изученный материал.
Практические занятия имеют ту же структуру, только изложение теоретического материала заменяется решением упражнений и задач, выполнением индивидуальных заданий за компьютером.
Компьютеризация образовательного процесса обеспечивает формирование положительной мотивации обучения, что сказывается на качестве учебной работы, самоутверждении глухого (слабослышащего) студента как личности.
Интерактивные лекции являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Подготовка таких лекций основана, в частности, на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, который отражает закономерную связь между разнообразием чувственных восприятий содержания учебного материала и возможностью его понимания, запоминания, хранения в памяти, воспроизведения и применения. обеспечивая им принцип равного доступа к образованию.
Таким образом, потенциал информационных технологий в образовании не слышащих студентов проявляется многопланово, открывая следующие возможности: – совершенствования методологии и стратегии отбора содержания образования, а также внесения изменений в обучение традиционным дисциплинам; – повышение эффективности обучения, его индивидуализации и дифференциации, организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого; – использование потенциала ИКТ для развития личности глухого (слабослышащего) студента
Таким образом, адаптированная рабочая программа среднего профессионального образования обеспечивает достижение слабослышащими обучающимися результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.