автор: Кирогло Юлия Степановна

старший воспитатель МБДОУ детский сад №61 общеразвивающего вида

Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС

Образовательная деятельность в ДОУ

Подготовил: старший воспитатель Ю.С. Кирогло
В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в 
процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная 
деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: (игровую; 
познавательноисследовательскую; двигательную; художественноэстетическую).
В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть 
выделена  Образовательная ситуация  это такая форма совместной деятельности педагога
и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения 
определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской 
деятельности.
Образовательная ситуация — это специальное проектирование и использование 
педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения 
образовательных задач в разных видах образовательной (организованной образовательной 
деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской 
деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, 
театрализованной, чтении художественной литературы и т. д.).
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного 
результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и 
ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, 
поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, 
переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания 
образовательных ситуаций.
В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее 
содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших 
группах – решается за счет использования игровых и проблемноигровых ситуациях, 
сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном 
возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные 
задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие 
учебной задачи.
Технология создания образовательной ситуации
Последовательно сменяются виды детской деятельности, организуемые на едином 
тематическом содержании.
Каждая часть образовательной ситуации завершается созданием промежуточного 
образовательного продукта, относительно небольшого объема.
Смена видов деятельности в рамках одной образовательной ситуации связана с 
изменением расположения детей в группе (стоя, сидя за столами).
Важно сочетать задания, выполнение которых требует участия педагога, и задания, 
которые могут быть выполнены детьми самостоятельно, например, с использованием 
раздаточного материала.

 

Образовательная ситуация может конструироваться в разнообразных формах 
взаимодействия с детьми (занятия, совместная деятельность, задушевная беседа, разговор 
по делу, рассматривание иллюстраций, игра и др.).
Завершение образовательной ситуации.
Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских 
достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с 
усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает 
результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных 
детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку 
деятельности.
Требования к современному педагогическому мероприятию:
1. Форма образовательного мероприятия  интегрированное занятие, играпутешествие,
минипроект, викторина и т. д. должна быть прописана (Приложение 1).
2. Тип образовательного мероприятия  обобщающее, закрепляющее, развивающее.
3. Цель – конкретная, реалистичная, достижимая в данный период времени. (Если цель 
представлена не в полной мере, либо совсем отсутствуют, соответственно 
результативность образовательного мероприятия отсутствует.)
• Цель всегда одна.
4. Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать обучающую, 
развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более 
трех. (Очень много задач не отработать в полной мере.)
Формулирование образовательных (обучающих) задач должно отвечать программным 
задачам и обязательно начинаться с глагола. (Образовательная задача – повышать 
уровень развития ребенка  ЗУН).
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер ООД Вы планируете: по 
сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
Примерные формулировки образовательных задач ООД по сообщению нового знания:
«Актуализировать знания детей о …», «Формировать знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи 
притяжательные местоимения», «Учить…», «Познакомить…», «Формировать….»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и 
итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить знания детей … через организацию самостоятельной экспериментальной 
деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

  • По источнику получения знаний:
    словесные;
    наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование 
    технических средств; просмотр кино и видеопрограмм;
    практические: практические задания; игры; анализ и решение конфликтных ситуаций.
    • По степени активности познавательной деятельности воспитанников:
    объяснительный; иллюстративный; проблемный;
    частичнопоисковый; исследовательский; творческий.
    • По логичности подхода:
    аналитический (от общего к частному);
    синтетический (от частного к общему);
    Способы обучения:
    индивидуальная работа (работа по карточкам, по вариантам);
    индивидуально – групповой;
    групповой (работа в группах, парная работа);
    фронтальный (объяснение, контроль, закрепление)
    Методы обучения:
    проблемные;
    поисковые;
    исследовательские;
    Обучение воспитанников сознательному использованию способов деятельности:
    предпосылки регулятивных УУД (целеполагание, рефлексия);
    предпосылки познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение);
    креативных (образность, ассоциативность).
    Приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, 
    экспериментирование, моделирование и т. д.).
    Методы развития воспитанников:
    1. Методы повышенной познавательной активности
    метод повторений. сравнение. метод моделирования и конструирования. метод 
    вопросов
    решение логических задач. экспериментирование и опыты. элементарный 
    анализ (установление причинноследственных связей).

 

  1. Методы повышения эмоциональной активности.
    игровые и воображаемые ситуации. игрыдраматизации. придумывание сказок, 
    рассказов, стихотворений, загадок и т. д.
    сюрпризные моменты. элементы творчества и новизны. юмор и шутка.
    3. Методы обучения и развития творчества
    эмоциональная насыщенность окружения (музыкальный фон, яркая картинка, 
    игрушка Бибабо и пр.) исследование предметов и явлений живой и неживой 
    природы (обследование) прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в 
    движении – прошлое, настоящее и будущее) проблемные ситуации и задачи. неясные 
    знания (догадки)
    мотивирование детской деятельности игровые приёмы. юмор и шутка 
    экспериментирование предположения (гипотезы)
    7. Структура ООД
    Вводная часть (2 – 3 минуты):
    организация детей;
    переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к 
    ней, создание эмоционального настроя,
    точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность 
    выполнения заданий, предполагаемые результаты);
    создание образовательной проблемной ситуации, мотивация детей на предстоящую 
    деятельность (в доступной для детей форме, подведение к цели НОД (например, комуто 
    помочь, чтото найти или узнать, отыскать, построить, сделать подарок и т. п.);
    МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
    Три типа мотивации (С. Г. Якобсон)
    Цель введения в образовательную деятельность этих мотиваций – удовлетворение 
    потребности ребенка в своей значимости, компетентности, состоятельности; побуждение 
    детей к освоению новых знаний и умений.
    Игровая мотивация
    Цель: реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через 
    решение практических и интеллектуальных проблем, возникших у игровых персонажей.