автор: Каширина Евгения Валерьевна

Воспитатель ГБОУ школа № 654 имени А.Д. Фридмана

Экологические проблемы планеты Земля

Конспект НОД в старшей группе по экологическому воспитанию «Экологические проблемы планеты Земля»

Каширина Евгения Валерьевна

Цель: формировать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.

Задачи:

Образовательные: познакомить с экологическими проблемами планеты Земля, формировать интерес к проблеме охраны природы, повторить правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать радостное, заботливое отношение к природе; желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность.

Материал: презентация с изображениями, глобус,  ящички с землей, палочки для рыхления земли, семена, лейки с водой, фартуки, посылка с сюрпризом.

Оборудование: ноутбук,  музыкальный центр.

 

Ход занятия:

Воспитатель:

– А давайте поздороваемся со всем, что нас окружает?

Здравствуй, солнце золотое!

(тянемся вверх, ручки вверх)

Здравствуй, небо голубое!

(ручки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок!

(махи руками)

Здравствуй, маленький росток!

(приседаем, ручки вниз)

Здравствуй, милый мой дружок!

(дети по очереди хлопают ладошками по ладоням взрослого)

– Послушайте стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Все называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

– О каком общем доме идет речь в стихотворении? (о Земле)

– «Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть» Что это за чудеса? (Леса, и горы, и моря)

– «А если в космос ты взлетишь, То из окна ракеты Увидишь шар наш голубой, Любимую планету!»

– Посмотрите внимательно на слайд, этот снимок сделан из космоса. Вот такой наша планета выглядит из космоса.

– Что у меня в руках? (Глобус)

– Глобус – это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

– Посмотрите на глобус. Как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом? (вода: океаны, моря, реки)

– А что обозначено зеленым цветом, желтым/коричневым? (леса, суша, горы)

– Весь наш земной шар окружен оболочкой из воздуха. Как вы думаете, почему не видно оболочку из воздуха? Почему изобретатель глобуса ее нам не показал? (потому что воздух прозрачный, не имеет цвета)

– Зачем на Земле нужен воздух? (чтобы жить, дышать)

– А для чего нужна вода? (чтобы жить, купаться, умываться)

– Что вы думаете о Солнце, какое оно? (яркое, горячее)

– Зачем нам нужно солнце? (чтобы греть, светить)

– А кто проживает на нашей планете? (Животные, люди, насекомые, растения

 

Малоподвижная игра «Будь внимателен!»

(Земля – стойка смирно, вода – присесть, воздух – руки в стороны, солнце – руки вверх)

Воспитатель путает детей, а они должны выполнить верно.

– Ой, посмотрите, из космоса нам прислали какое-то видео послание. Давайте посмотрим! Просмотр видео послания.

– Ребята, что происходит с Землей? (она погибает)

– От чего она погибает? (вокруг много мусора, люди рубят деревья, погибают растения, становятся грязными воздух и вода)

Коллаж картинок с экологическими проблемами

– Отчего загрязняются реки и воздух?

– Можем мы дышать грязным воздухом и пить загрязненную воду? (можем, но это плохо, мы будем болеть, нам будет плохо)

– Почему погибают животные? (им негде жить, потому что леса вырубают)

– Ребята, загрязнение воздуха, воды, загрязнение и вырубка леса – это все называется ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗЕМЛИ.

– Давайте повторим вместе: загрязнение воздуха, воды, загрязнение и вырубка леса – экологические проблемы Земли. Сколько получилось экологических проблем? (3)

– Сегодня я хочу проверить, готовы ли дети старшей группы «Жар – птица » беречь и охранять природу, для этого вам придется выполнить несколько заданий. Вы готовы? Хотите доказать, что сможете беречь природу?

– Для начала проверим, как хорошо вы знаете обитателей нашей планеты.

Игра «Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т. д.

 

Психо – гимнастический этюд

– Молодцы, следующее задание. Предлагаю вам на минутку превратиться в лес. (Звучит мелодия) Мальчики будут деревья, девочки – лесные звери. Сейчас вам весело, ярко светит солнышко, свежий воздух, кругом красивые зеленые деревья, деревья радуются чистоте в лесу, никто им не приносит вреда, звери играют среди деревьев. Какое у вас сейчас настроение? (радостное, весёлое) Вдруг в лес приехали трактора (звук трактора), а в них лесорубы, они начинают спиливать деревья, деревьям становится больно, покажите как им больно, а зверям страшно, покажите. Какие чувства вы испытываете? (чувство страха, грусти, боли, опасности)

– На минутку вы превратились в настоящий лес, скажите, что вам больше понравилось, когда была радостная и веселая атмосфера или когда вы испытывали чувство страха и боли?

– Вот ребята, лесу и в целом всей природе становится также страшно, когда человек её не бережёт! Природа испытывает те же плохие чувства, что и вы, когда её обижают, когда ей причиняют вред.

– А сейчас проверим, какие правила поведения в природе вы знаете? Смотрите внимательно на картинки и называйте правило. (Не оставлять после себя мусор, не шуметь в лесу, не вырывать цветы/кустарники с корнями, не разорять гнезда птиц, муравейники, не уносить из леса животных)

– Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают? (Выделяют кислород)

– Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.

– Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище? (Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.)

– Предлагаю вам самим посадить цветы, которые в дальнейшем украсят нашу группу. Здесь приготовлены горшки с землей, но прежде чем начать необходимо вспомнить алгоритм посадки семян (на слайде показан алгоритм)

Одни дети сажают в землю семена, другие поливают.

– Молодцы! Мы с вами посадили семена цветов, через некоторое время появятся росточки, они будут расти.

Итог

– Ребята, скажите, задания были сложные? Вы с ними справились?

– Ну и последняя моя проверка, ответьте на несколько вопросов:

– Как называется наша планета?

– Какие экологические проблемы существуют на нашей планете?

– Как растения помогают очистить воздух?

– Назовите правила поведения в природе?

– Молодцы! И с последним заданием вы справились! Теперь я точно уверенна, что вы сбережете нашу планету и она не погибнет!

Сигнал с планеты Земля

Планета Земля говорит «Спасибо!»

– Вы сегодня молодцы, спасибо вам за игру! Ой, посмотрите! Нам пришла посылка из космоса «За отличную работу группе «Жар – птица»!