Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Кафтонова Ольга Леонидовна

воспитатель МБДОУ “Зырянский детский сад” Зырянского района

«Мой педагогический опыт»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зырянский детский сад»

Зырянского района

 

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами

нетрадиционных видов аппликации».

Составила воспитатель

первой  квалификационной категории

Кафтонова Ольга Леонидовна

село Зырянское

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами

нетрадиционных видов аппликации».

 

                                                                                     Я верю, что лучший способ

развивать творческие способности детей

– это быть самому творческой личностью.

“Ребенок, испытавший радость

творчества даже в самой

минимальной степени,

становится другим»

Б. Астафьев.

Введение.

      Детское творчество это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и для других. Важной особенностью детского творчества является сам процесс, а не его результат. В последние годы особое звучание приобрела проблема развития творческих способностей, так как появился социальный заказ нашего общества на творческую личность способную не к шаблонным привычным действиям, а гибкости мышления, быстроте ориентации и адаптации к новым условиям, творческий подход к решению проблем находя качественные решения в условиях накопленных знаний.  Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Каким будет 21 век, во многом зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание наших детей. Ведь какой человек с его мироощущением и миропониманием, таков будет и мир, который он создаёт вокруг себя. Сегодня дошкольному образованию уделяется большое внимание, оно стало самостоятельным уровнем общего образования.  В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят, о необходимости развития у дошкольников таких качеств, как: воображение, фантазия, творчество. Ведь если своевременно начать развитие творческих

способностей у ребёнка уже в дошкольном возрасте, то в дальнейшем ему

будет гораздо легче даваться процесс обучения в школе по многим предметам, которые сегодня требуют креативного подхода, да и во взрослой жизни он сможет креативно подходить к решению многих задач, которые будут вставать на его жизненном пути. Отечественные педагоги и психологи Н. А. Ветлугина, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Н. П. Саккулина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном

возрасте и развивать их нужно в процессе специально организованной

деятельности. Работы Я. А Коменского, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель

свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, снимает нервные напряжения, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное поведение ребёнка.                               

  Дошкольник – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир, стремится к активной деятельности. Задача воспитателя – не дать угаснуть этому стремлению, а способствовать дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются первые творческие проявления. Без сформированных навыков творческой деятельности в дошкольном детстве, детям будет сложнее освоить программу, предлагаемую начальной школой.

В связи с этим проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста является весьма актуальной.

   Наблюдая за детьми своей группы на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности, анализируя продуктивную деятельность (рисунки, работы по аппликации и ручному труду), а также обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей я выявила, что всего у 15% детей творческие способности развиты на высоком уровне, у 65% находятся на среднем уровне, 20% детей имеют низкий уровень творческих способностей. Воспитанники затруднялись при создании какого-либо изделия, слабо проявляли инициативу, самостоятельность. Поэтому сопоставляя результаты диагностики развития детей группы, была

определена проблема: недостаточный уровень развития творческих

способностей у детей, слабо развита мелкая моторика.

   Считаю, что причинами возникновения проблемы явились следующие обстоятельства:

  • Недостаточно создано условий для развития мелкой моторики рук;
  • недостаточно создано условий для развития творческих способностей;
  • недостаточное вовлечение родителей в образовательный процесс.

Проанализировав все данные, сделала вывод, что для развития художественных навыков детей старшего возраста и их творческих способностей необходим системный подход при организации работы с детьми и создание необходимых условий в группе.

      Среди разнообразия средств развития детского творчества я выделила аппликацию и её нетрадиционные виды: квиллинг, техника торцевания, техника махрового рисунка, аппликация из листьев, круп, пуговиц,

макаронных изделий и т. д.  Ведь аппликация один из любимых и

привлекательных видов изобразительной деятельности.  Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки, подчинения контроля глаза и сознания. Ребёнок учится владеть ножницами, правильно разрезать формы, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга. Весь процесс аппликации состоит из ряда последовательно выполняемых операций, требующих сосредоточение внимания, аккуратности, выдержки, настойчивости.

    Для того чтобы придать процессу обучения целенаправленный характер, я

поставила для себя следующую цель: развитие у детей творческих способностей средствами нетрадиционных техник аппликации в процессе работы с бумагой и другими материалами через продуктивную деятельность.

     Для реализации поставленной цели определила следующие

задачи: 1. Учить детей нетрадиционным техникам аппликации

                   из разных материалов (бумаги, картона и подручного материала).

  1. Развивать творческую активность, воображение, поддерживать

                проявления фантазии и самостоятельности у детей при

                изготовлении поделок.

  1. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к

                продукту труда, трудолюбие и старание.

  1. Развивать взаимодействие с семьёй.

Для реализации поставленных задач

  • был изучен теоретический материал по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста;
  • учтены интересы детей и родителей (проведено анкетирование с целью определения значимости развития творческих способностей у детей, и готовности родителей к сотрудничеству).
  • запланирована работы с детьми через беседы, рассматривание поделок,

выполненных в различных техниках, экспериментирование с разными видами материалов.

Нетрадиционные техники аппликации включают в себя выполнение поделок из различного материала. Поэтому был

  • подобран бросовый и подручный материал (различные виды бумаги, салфетки, макаронные изделия, семена растений, пряжа, крупа, пуговицы и мн. др.), подобран набор инструментов для работы;
  • составлены схемы последовательности выполнения работ;
  • систематизирован литературно – художественный материал (загадки, стихи, рассказы, сказки, пословицы и поговорки о труде);
  • разработаны правила по технике безопасности при работе с    природным, бросовым материалом и инструментами;
  • созданы необходимые условия в группе (уголок для работы с различными материалами и выставка поделок).

   Так как развитие творческих способностей через нетрадиционные виды аппликации включает в себя широкий спектр занимательных дел, возникла необходимость создания кружка «Волшебные пальчики». Для работы кружка была разработана программа, составлен перспективный план с учётом комплексно – тематического и в соответствии с принципом учёта индивидуальных способностей дошкольников, чтобы добиться более значимых результатов.

    В работе с детьми я использую следующие технологии, методы и приёмы:

  • здоровьесберегающие технологии (физ. минутки, гимнастика для глаз, игры с пальчиками);  
  • игровые;
  • ИКТ технологии (различные презентации);
  • Личностно – ориентированные (развитие индивидуальности);
  • Исследовательская деятельность (трудовые поручения, беседы, моделирование ситуации, дидактические игры);
  • Метод проектной деятельности (возможность синтезировать у детей полученные знания, развивать творческие способности и возможность общения педагогов с родителями;
  • Технология проблемного обучения (возможность решения проблемы воспитанниками).

 

   Для привлечения интереса к изучению нового важна мотивация. Педагог – психолог А. Н. Леонтьев писал «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный, личностный смысл».

Поэтому прежде чем дети начали выражать свои творческие способности, я познакомила их с теми материалами, которые будем использовать в работе. Начали с самого простого матерела – бумаги. Познакомились с её видами (рыхлая, мягкая плотная, гофрированная, гладкая), историей её возникновения (Китай). В работе с каждым видом бумаги провели опыты. Дети увидели, что рыхлая, мягкая бумага легко рвётся, сминается, скатывается в шарики, скручивается в жгутики. В качестве мягкой бумаги можно использовать салфетки. Скручивая салфетки в жгутики, мы

их в прекрасные розочки, которые послужили подарком для мам

на 8 марта. Салфеточная аппликация оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук. Учёные – физиологи доказывают, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

   В качестве жёсткой бумаги использовали гофрированную бумагу. Рассмотрели, что она бывает двух видов: жёсткая плотная и тонкая, что любую гофрированную бумагу можно перекручивать, закручивать, растягивать.  В процессе совместной деятельности учились действиям с бумагой: отрывали, сминали, скатывали, отрезали. Я помогала детям увидеть в бумаге материал, который поддаётся преобразованию и имеет свои свойства и качества. Больше всего детям моей группы нравится делать аппликации в технике квиллинг. Это сложная, но очень интересные техника, техника бумагокручения, когда из узких полосок бумаги создаются кружевные композиции похожие на тонкую паутинку. Чтение детям легенды о квиллинге Н. Оскорбиной ещё больше заворожило их. Занятие квиллингом это не только увлекательное, но и очень полезное занятие, которое развивает не только мелкую моторику, но и разные виды мышления: конструкторское, образное, пространственное. Так же в коллекцию нетрадиционных техник аппликации я взяла технику торцевания. Эта техника привлекает детей необычным эффектом «пушистости». Аппликации в этой технике создаются из маленьких кусочков бумаги «торцовочки». Каждая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в биссероплетении. В технике «торцевания» можно создавать не только маленькие картинки, но и большие картины. Для этого я каждому ребёнку выделяла свой участочек картинки, который он должен был заполнить «торцовочками». Потом элементы собирали в одну картину. При этом каждый ребёнок чувствовал себя занятым, каждый понимал, что от его старания зависит общий результат. Занимаясь такой работой, у детей развивается не только мелкая моторика, художественный вкус, аккуратность, но и командный дух.

      Природа – это настоящая кладовая для творчества, где каждый неравнодушный человек, найдёт для себя занятие по душе. Что может быть приятнее и благороднее природного материала. Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта помогает нам творить, давая простор фантазии и творчеству. Полезна она ещё и потому, что сбор и заготовка

природного материала происходит на свежем воздухе. Используя природный

материал в аппликации, дети знакомятся с окружающим миром, с природой. Ведь общение с природой – это увлекательно и полезно. Аппликации из природного материала дарят массу приятных тактильных ощущений.

Осенью, когда деревья меняют свой цвет и завораживают своей красотой,

становится столько возможностей для творчества. Мы с детьми не упускаем это время. Собираем много разных листочков, цветов, травы, сушим, делаем гербарии – заготовки для будущих аппликаций. Стоит только всмотреться в каждый листик, и он уже не листик, а рыбка или птичка. Даю детям пофантазировать, и результат превосходит ожидания. Из засушенных листьев можно круглый год создавать картины. Такая деятельность с детьми даёт прекрасный старт для воображения ребёнка. Составляя картинки из листьев, я учу детей видеть интересные образы «на что похоже», учу создавать этот образ, а затем рассказывать о нём. А если дети проявляют немного смекалки и дополняют композицию другими природными материалами, то создаются настоящие шедевры: «Рыбки в аквариуме», «Весёлый человечек», «Цветы в вазе», «Осеннее дерево», «Осенний букет».

 Аппликация из круп и семян очень привлекает детей. С крупой можно просто поиграть, а можно создать настоящий шедевр. Чем разнообразнее краски (гречка, пшено, рис, арбузные и тыквенные семечки, фасоль, горох), тем ярче и красивее получится поделка. При создании поделок мы использовали как один вид крупы, так и создавали более сложные композиции сочетая несколько видов круп и семян.

    В моей группе есть большая круглая коробочка, в которой лежат клубочки разноцветной пряжи. Дети называют коробочку «волшебной». Так как если мелко нарезать цветную пряжу и наклеить на бумажную основу, то получаются удивительные картинки – игрушки. Это волшебство – «техника махрового рисунка». Сделанные детьми плоские игрушки мы используем для оформления группы, в настольном театре, для детей младшей группы с помощью таких игрушек рассказываем сказки. Картинками, выполненные в технике махрового рисунка. Работой в технике «махровый рисунок» увлечены я и мои воспитанники, эти мягкие на ощупь работы, принося радость всем.

  Собирая коллекцию пуговиц, пришла идея использовать их в аппликации. Они оказались удивительно многогранным и занятным материалом.  С помощью пуговиц, клея и картона мы мастерили забавных животных, цветочные поляны, деревья, домики, всевозможные узоры, словом, то, что

подсказывает ребёнку его фантазия.

    Пушистых, объёмных зверей, снег, облака мы изображали с помощью аппликации из ваты, синтепона и тополиного пуха. Из ватных шариков дети выкладывали барашка, пуделя, снеговиков, цыплят.

    Наша группа, как «Лавка чудес». Здесь что-то вырезается, клеится, плетётся. Здесь рождается новое. В процессе работы с подручным материалом дети познают его свойства, возможности преобразования и использование в различных композициях. В процессе создания поделок у

детей закрепились знания эталонов формы, цвета, сформировались чёткие и

достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления стали прочными. Ведь «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интереснее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному» (Н. Д. Бастрам).

     Все используемые мною образовательные технологии основаны на личностно – ориентированном подходе, с учётом индивидуальных возможностей ребёнка. Работая над развитием творческих способностей детей, стараюсь создать атмосферу доверия, поддерживаю идеи и деятельность каждого ребёнка, поощряю их каждый шаг в творчестве. В процессе аппликации исключаю излишнюю опеку, проявляю доверие к их возможностям. Формирую желание выполнять самостоятельно всё то, что им по силам, приходя на помощь лишь, когда они в ней нуждаются. Стараюсь не допускать, чтобы дети испытывали огорчение, от неудачных попыток справится с предложенным заданием (в этих случаях рождается неуверенность в своих силах), поэтому помогаю рассматривать допущенные ошибки как возможность для нового, неожиданного взгляда на что-то привычное. Дети должны получать радость от достигнутых результатов. Особое внимание стараюсь уделять созданию в группе доброжелательной творческой обстановки. В ходе выполнения заданий даю возможность самостоятельного выбора способа действий с бумагой или другими материалами. Учу оценивать свой творческий рост. В совместном творчестве с детьми, стараюсь содействовать развитию инициативы, выдумки и творчеству воспитанников.  Приучаю детей готовить своё рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. Это способствует формированию у дошкольников трудолюбия, трудовых навыков, культуры труда, привычки работать аккуратно.

 Новый материал осваиваем по «восходящей спирали», то есть периодически возвращаемся к определённым темам на более высоком и сложном уровне. Все предложенные задания, по сложности соответствуют способностям и возрастным особенностям детей, это гарантирует успех каждого ребенка и уверенность в себе. Занимаясь аппликацией, дети моей группы стали маленькими художниками, понятие «мусор» для них не существует. Любой предмет, случайная находка могут быть преображены и стать художественным произведением.

    Образные представления у детей значительно опережают их практические умения, поэтому по ходу продуктивной деятельности выполняю с детьми игры – упражнения, задания на развитие творческой направленности. Комплексы пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики пальцев рук, являются обязательным компонентом. Информационный материал по

конструированию той или иной поделки даю как перед началом работы, так и вовремя.

   Говоря об условиях для развития творческих способностей, нельзя не сказать об инновационных образовательных технологиях. В соответствии с

законом «ОБ образовании в РФ» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация ДОУ стала

необходимой реальностью современного общества. Использование мною ИК технологий даёт возможность обогатить, качественно изменить воспитательно – образовательный процесс и повысить его эффективность. С помощью интернета я подбираю иллюстрационный материал, познавательный. Создаю презентации, которые служат своеобразным планом занятия, его логической структурой, т. е. может быть использована на любом этапе занимательного дела с детьми. Мною созданы серии презентаций, где отображена последовательность выполнения той или иной поделки. С помощью ИКТ моделируем жизненные ситуации, которые нельзя увидеть или услышать в данный момент (например, воспроизведение звуков природы и т.д.). Использование мною ИК технологий побуждает детей к познавательной деятельности, способствует высокой динамики занятий, эффективному усвоению знаний, развитию памяти воображения, творчества. Предоставляет возможность индивидуализации обучения.  

      Технология образовательного проектирования является одним из самых современных средств социального, интеллектуального, творческого развития. В процессе подготовки и реализации проектов дошкольник не на словах, не по картинкам преодолевает трудности. Получает осязаемые результаты, развивает на практике свои способности. Проектная деятельность помогает развивать познавательные, исследовательские навыки детей, творческое воображение, критическое мышление. Метод проектов способствует общению педагогов с родителями, а родителей с их собственными детьми. Да! Именно родителей с детьми. Это очень актуально, поскольку некоторые современные родители мало уделяют внимания своему ребёнку. Введение ФГОС ДО придаёт направлению работы с родителями принципиально новую значимость, ведь ключевая идея стандарта – это семья и детский сад – два важных института социализации детей. Задача детского сада «повернутся» лицом к семье, оказать педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Главное родителя так же, как и ребёнка заинтересовать. На помощь приходит метод проектов, в подготовке которых участвуют все.  Зачастую к детской проектной деятельности с удовольствием подключается вся семья, возникает настоящее деловое сотрудничество детей с родителями.  В течении прошлого и нынешнего года совместно с родителями были подготовлены и реализованы следующие проекты: «Осень – чудная пора», «Здравствуй

дерево», «Зимушка – зима», «Хлеб – всему голова», «От семечка к клумбе»,

«Удивительная лошадка» – итогом этого проекта был создан мини – музей «Лошади», дети в технике торцевания делали аппликацию лошадок.    

наградой в конкурсе «От коллекции к музею» победное первое место.

Родители стали проявлять творческий интерес. С удовольствием делают вместе с детьми поделки из бумаги и природного материала. Особенно заинтересовала техника «торцевания». В этой технике родители мастерили не только разные открытки, картинки, но даже топиарии – «деревья счастья». Выстраивая тесные взаимоотношения с родителями, я проводила родительские собрания в форме семинаров – практикумов, мастер – классов.

В родительском уголке были размещены консультации «Руки человека – это ценное сокровище», «Изотерапия», «Салфеточная аппликация, как средство развития мелкой моторики рук», «Аппликация – хорошо это или плохо?».

Родители как будто «ожили», стали принимать активное участие, в обогащении предметно – развивающей среды, принимать активное участие во всех мероприятиях детского сада, особенно активное участие принимают в творческих выставках. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей стали увереннее в себе, проявляют инициативу, видят интерес и активность своих родителей. Ребёнок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так ка видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъём, желание быть в саду в центре всех занимательных дел. Результат. Новое положительное отношение родителей к детскому саду, положительная оценка его деятельности. Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребёнка.

     Работа по развитию творческих способностей детей осуществляется также через организацию работы в кружке «Волшебные пальчики». Работа кружка строится после дневного сна, 1 раз в неделю. Данный вид деятельности является дополнительным, где дети в свободной, непринуждённой обстановке закрепляют свои умения, полученные на занятии. Воспитанники сами выбирают в какой технике выполнить свою аппликацию. Результатом нашего кружка были работы детей, которые участвовали не только в межсадовских выставках, но и в выставках на районном уровне, где занимали призовые места.

 

Успешность творческих достижений воспитанников группы

 

Мероприятия, смотры знаний и умений Уровень организации (ДОУ, мун. обл., всер.) Год проведения Кол-во участников Результат (участие, наличие победителей, призеров, лауреатов с указанием Ф.И.  воспитанника)
Конкурс «От коллекции к музею» Муниципальный 2017 5 1 место в конкурсе
Конкурс «Мастерская Деда Мороза» Региональный 2017 3 1 место – Каштанова Ариша, Шанько Арина, Канаев Никита
Конкурс поделок «Вот и осень наступила», «Осенний калейдоскоп» Региональный

Муниципальный

2018

2018

2

3

Лауреаты 1 и 2 степени (Шмельков Захар и Канаев Никита)

Лауреаты 1 и 2 степени (Соловьёв Кирилл, Нестеров Иван)

Конкурс «Почта Деда Мороза» Региональный 2018 4 1 место – Шанько Ариша, Шмельков Захар.

3 место – Рудмина Анастасия

Лауреат – Канаев Никита

 

     Поделки в техниках квиллинг и торцевания украшали выставку в ДОУ «Бумажное творчество». Также наша группа тесно сотрудничает с начальной школой, библиотекой, музеем. Организовывая творческие выставки в детском саду, ученики посещают их. В библиотеке всегда нас ждут с новыми поделками. В этом году наш детский сад объявил новогодние конкурсы. Наша группа стала победителем в номинации «Новогоднее оформление группы». Кроме разных украшений, мы с детьми смастерили в технике торцевания снеговика в рост ребёнка. Наградой стал телевизор.

      Таким образом, нетрадиционные виды аппликации ориентируют дошкольников на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Многие поделки, которые выполняют дети, функциональны: мы используем их для игр, украшаем интерьер групповой комнаты, дарим родным и друзьям, многие работы служат для оформления ДОУ. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников помогает сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служит стимулом для активного творчества детей в нетрадиционных видах аппликации. Развивая творческие способности у своих воспитанников, я добилась следующих

результатов: уровень развития творческих способностей повысился с 15% до 50% высокий, средний уровень уменьшился с 65% до 45%, низкий уровень уменьшился с 20% до 5%. Анализ результатов показал, что уровень развития творческих способностей значительно вырос. Дети, имеющие низкий уровень развития повысили его до среднего.

    Анализируя результаты своей работы, я сделала следующий

вывод: что в процессе совместной деятельности с детьми нетрадиционными видами аппликации, дети стали более самостоятельными, сосредоточенными, внимательными, они приобрели опыт партнёрских отношений, стали раскрепощёнными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнёрские

отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям. Работы детей стали ярче и разнообразнее, интереснее по содержанию. Дети освоили технику разных видов аппликации. У детей сформировался интерес к творчеству в совместной и индивидуальной деятельности, наблюдается ярко выраженная творческая фантазия, желание создавать неповторимые, оригинальные поделки. Они научились планировать свою работу, придумывать образ, искать средства его воплощения, добиваться результата. Считаю проделанную мною работу эффективной, поскольку у воспитанников развились интегративные качества, способствующие переходу на следующую возрастную ступень – школьное образование.

   Чтобы успех сопутствовал, как и прежде, нужно находить что – то новое, интересное. Для этого стараюсь повышать свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации работников образования, принимаю активное участие в конкурсах различного уровня, посещаю открытые мероприятия коллег, районные методические объединения, распространяю свой педагогический опыт:  выступление на МО, мастер – классы для коллег и т. д.

 

     Обобщение своего педагогического опыта, мне хочется закончить словами Л. С. Выготского

«Творчество – это не только удел гениев, создавших великие художественные произведения.

Творчество существует везде,

где человек воображает, комбинирует, создаёт своё».