автор: Пеннонен Ирма Вернеровна
Учитель русского языка и литературы МБОУ “Сиверская основная общеобразовательная школа”
«Категория рода в русском языке. Существительные мужского, женского и среднего рода. Грамматическое согласование подлежащего со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени». (Урок адаптирован для инофонов из Средней Азии)
Пеннонен И.В.
МБОУ «Сиверская ООШ».
Технологическая карта урока.
Тема урока:
«Категория рода в русском языке. Существительные мужского, женского и среднего рода. Грамматическое согласование подлежащего со сказуемым-глаголом в форме прошедшего времени».(Урок адаптирован для инофонов из Средней Азии)
https://prezi.com/view/ZAsS5fzbNNELNuE19hex/ (Ссылка на презентацию)
prezi.com
1.Цели урока
2.Задачи урока |
1.Способствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Способствовать развитию умений образовывать прошедшее время глаголов мужского, женского и среднего рода, грамматически согласовывать подлежащее со сказуемым , выраженным глаголом в форме прошедшего времени».
2. Образовательные: активизировать лексику по теме «Категория рода в русском языке. Существительные мужского, женского и среднего рода. Грамматическое согласование подлежащего со сказуемым в форме прошедшего времени», активизировать знания учащихся в употреблении существительных различного рода и грамматически согласовывать их с глаголами в форме прошедшего времени. 3.Развивающие: развивать фонематический слух учащихся; развивать произвольное внимание и память, творческие способности учащихся; Воспитательные: прививать умения работать как в коллективе, так и самостоятельно. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. |
Личностные результаты | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать |
УУД (метапредметные) | Познавательные : общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию, делают выводы, знакомятся с особенностями культуры Российской Федерации.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно работать в парах и группах, участвовать в театрализациях посредством учета интересов сторон и сотрудничества. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Род имен существительных: мужской, женский, средний. Местоимения: он, она, оно. Родовые окончания .Глагол. Прошедшее время. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Словарное слово – пианино, новое слово – хоровод. |
Педагогические технологии | Технология проблемно-диалогического обучения с элементами театрализации, игры ,мнемотехника. |
Форма учебной деятельности, методы обучения | Фронтальная, парная, индивидуальная; игровая ситуация, работа в паре, взаимообучение. содание кластера |
ХОД УРОКА
№п\п | Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности.
Цели: -осуществить осознанный переход обучающихся в пространство учебной деятельности; -создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Доброе утро! Оно моё, зимнее, красивое! Пусть вам поможет улыбка моя радостная и счастливая. Ручку возьми и карандаш, Смело открой тетрадку! Ждёт нас успех он мой и ваш! Будет у нас всё в порядке! Барори кор! Желаю вам дачи на уроке! Слайд №3 СЛОВО УЧИТЕЛЯ: С каким настроением мы начинаем урок? Слайд №4 Посмотрите на доску, вы видите три картинки . На одной изображён лимон, на второй яблоко, а на третьей –дыня. Выберите один из фруктов, а я пойму, в каком настроении вы начинаете урок. Итак, кто-то скажет : « Лимон , он мой!» тот выбрал слово – мальчика. Кто-то скажет : Яблоко, оно моё» ,он выберет слово-солнце. Кто-то скажет : «Дыня, она моя!» Это слово-девочка. Слаще всего здесь , конечно, дыня! Она растёт у вас на Родине, значит настроение хорошее, можно начинать урок. Барори кор! . . |
Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку | Настраиваются на работу, налаживают эмоиональный контакт с учителем. | Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: – формирование умения слушать и слышать. |
2. | Актуализация знаний и мотивация.
Цели: -актуализировать изученные способы действий, -тренировать мыслительные операции; |
Слайд № 3
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: В русском языке есть слова-мальчики, слова-девочки и слова – солнышки. Учитель показывает карточки с изображениями этих предметов. Слайд №5,6 Слова – мальчики , слова-девочки и слова- солнышки отвечают на вопросы КТО?( ki) И ЧТО( Чи?) Когда мы начинаем изучать слова на уроках , мы называем их «частями речи». Существительное – это часть речи. Слова , которые отвечают на вопросы КТО? И ЧТО? Слайд №7 Предметы не всегда стоят на месте. Они могут что-то делать. Если мы хотим сказать ,ЧТО ДЕЛАЛ (чи кор кард) предмет ,мы подбираем глагол.( феъл).Что делал самолёт? Что делала девочка? Что делало дерево? (дируз – вчера). Слайд №8 СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Давайте посмотрим на картинки, что вы видите? Учитель читает предложения. Я буду кидать мячик каждому из вас и спрашивать : «Что делала девочка? Что делал самолёт? Что делало дерево?» Вы бросаете мяч обратно и отвечаете. У каждого из вас на парте есть листочки с упражнениями ,они помогут вам выполнять мои задания. -Девочка( Она что делала?) танцевала (ракс кард). -Самолёт( Он что делал? ) летел (парвоз кард). -Дерево (Оно что делало?) сломалось. (вайрон шуд) Мнемотехника : учитель показывает действия. После этого вызываются учащиеся и повторяю действия , демонстрируя понимание смысла предложений. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы! Идём вперёд! Хуб! Пеш рафтан ! |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное» «глагол», вносит элементы мнемотехники.
Указывает объект наблюдения . |
Выполняют упражнения. | Регулятивные:
– ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные: – постановка и решение проблемы; Коммуникативные: – умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; – развитие познавательных интересов учебных мотивов |
3. | Постановка учебной задачи. | СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Мы научимся сегодня искать и узнавать слова – мальчики , слова-девочки , слова- солнышки , придумаем ,что они делали вчера . Наши вопросы : На какой вопрос отвечает слово? Какая это часть речи? Что она обозначает? Какого рода эта часть речи?( Вопросы заранее пишутся на доске. Запишите тему урока: Род имён существительных и глаголов в форме прошедшего времени. Слайд№9 СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Запомним, что ОН – это мужской род, ОНА – женский род , ОНО – средний род в русском языке. Спишите это правило в тетради. Слайд №10 Чем похожи слова м.рода ? Слова – мальчики : дом, стол, город. Они оканчиваются на звук с препятствием . (Учитель закрывает ладонями артикуляционный аппарат, демонстрируя препятствие для звука наглядно, чётко произносит слова). .Слайд №11 Слова – девочки: ночь, дверь(момент возможного затруднения), книга, школа. Они, как правило ,оканчиваются на гласный .(Учитель раскрывает ладони ,чётко произносит слова и их окончания) или на Ь , МЯУ.О словах ночь и дверь говорится отдельно .Их можно назвать словами- мяу. Слайд №12 Слова –солнышки : Море, окно, дерево, Слова – солнышки : Море, окно, дерево, ПОЮ . Мнемотехника – язык жеста. Согласный звук – ладони закрывают артикуляционный аппарат. Гласный звук – открывают . Учитель чётко проговаривает слова и их окончания. Гласные звуки на конце слов женского и среднего рода пропеваются . Учащиеся повторяют хором. Работа в группах . СЛОВО УЧИТЕЛЯ: А теперь мы поиграем . ( Трое учеников с более глубоким знанием языка берут в руки карточки с изображением девочки , мальчика и солнца и выходят к доске . Остальным выдаю карточки с иллюстративными изображениями. Нужно прочитать слово , определить его род и подойти к тому, кто держит соответствующую карточку. Молодцы! Идём вперёд! Хуб! Пеш рафтан ! |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «род имени существительного ,род глагола, грамматически согласованного с существительным» , организовывает работу в группах,
Показывает артикуляционные упражнения. Указывает объект наблюдения. |
Записывают число и тему в тетрадях, читают вопросы,
Демонстрируют понимание темы и цели урока, работают в группах. |
|
4. | «Открытие» детьми нового знания
Цель: -использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся |
А теперь послушайте стихотворение (шеър).(Материал дублируется в печатном виде).
Учитель читает текст. Слайд 13 В нашем городе большом (дар шахр ) Есть красивый старый дом (хона ). В нём живёт (зиндаги мекунад )домовой( рух), Говорит: «Дом , он мой!» ОН МОЙ – мужской род. У домового есть семья (оила), Говорит (мегуяд): « Она моя!» ОНА МОЯ – ЖЕНСКИЙ РОД Сохнет во дворе бельё (либос), Говорит : «Оно моё!» ОНО МОЁ – СРЕДНИЙ РОД. Слово учителя: А теперь прочитайте вы .Учащиеся читают стихотворение по фрагментам. Слово учителя: А теперь поиграем! Подарите домовому какой – нибудь предмет ж. р, м.р., ср.р., который есть вас.(Картинки заранее кладутся на парты .Перед тем ,как подарить домовому картинку ,надо прочитать слово ,определить по вопросу часть речи и род). Картинки кладутся в шляпу домового. Молодцы! Идём вперёд! Хуб! Пеш рафтан ! |
Организует диалог, уточняет правило в форме стихотворения,
подводит детей к самостоятельному выводу. |
Называют, объясняют , сравнивают, обсуждают , дополняют своими словами , делают выводы. | Регулятивные:
– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: – выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. – знание основных моральных норм работы в паре Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5 | Первичное закрепление
Цель: -выполнить задания нового типа и осуществить их самопроверку, -осуществить ситуацию успеха |
Слайд№14
СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы, но чтобы вы научились правильно говорить, и писать , надо к каждому слову , обозначающему предмет, добавить действие, решить, что делал этот предмет. А теперь почитаем . (Работа с предложениями из раздаточного материала). Карточки с предложениями лежат на партах. 1.Прочитайте предложения хонед джумла) 2.Найдите слова( калимахоро ёбет ) мужского, женского и среднего рода. 3. Спишите ( нависед) предложения. . 1. Мальчик (писар) смеялся (хандид) , . 2.. Девочка ( духтар) играла (бози кард). 3.Солнце (офтоб) светило (нур). Задание к тексту: 1.Найдите слова-существительные ( кто? что?), определите их род. 2.Скажи ( гуед) , что делал ( чи кор кард)каждый предмет хар чиз)? Что делал мальчик? Что делала девочка? Что делало солнце? Задавая вопросы ,учитель чётко проговаривает окончания слов. Глагол прошедшего времени тоже может быть мужского ,женского или среднего рода. После выполнения задания в устной форме учащиеся списывают предложения и указывают род существительных и глаголов по образцу с проверкой. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Молодцы! Идём вперёд! Хуб! Пеш рафтан ! |
рганизует работу. | Работают в группе и индивидуально.
Производят предварительную оценку работы. Записывают предложения, выполняют задания. |
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: – ориентация в социальных ролях и отношениях; – умение выделить нравственный аспект поведения; – готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой .
Цель: формирование личной ответственности за результат своего труда. |
Слово учителя:
На листочках распечатано итоговое задание. «Вычеркни лишние слова в каждом ряду». «Подбери к существительному глагол». Мальчик ( писал, писала, писало). Мама (модар) – (готовил, готовила, готовило), Картина(расм ) – ( висел, висело, висела), пианино садо дод – (играл, играло, играла), море(дарё) (шумел, шумело, шумела) . После выполнения задания учитель производит опрос ,оценивает учеников. |
Задает вопросы, объясняет задание. Учитель читает задание и предложения, чётко проговаривая окончания слов, закрывая ладонями артикуляционный аппарат при произнесении согласных звуков.
|
Учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.
Отвечают дети. |
Регулятивные:
– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Познавательные: – выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования; Личностные: – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников |
Физкультурная пауза | СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
А теперь мы немного отдохнём (истирохат)!Посмотрим ,как выглядит русский народный танец – хоровод. Слайд №15 Хоровод Песня (суруд) и танец (ракс) , которые вы увидите и услышите , знает весь мир. Берёз- это главное дерево России.(Учащиеся водят хоровод ,узнают новое русское слово, записывают его в словарик).Учащиеся смотрят видеоролик и танцуют. Молодцы! Идём вперёд! Хуб! Пеш рафтан ! |
Организовывает исполнение танца учащимися. | Смотрят фрагмент выступления хореографического ансамбля «Берёзка»,сполняют танец.
Производят запись в разделе «Новые слова». |
||
7. | Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке |
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:Я беру шляпу домового и достаю оттуда предметы, которые вы туда положили.
Какого рода слова, обозначающие эти предметы? Учитель достаёт предметы, учащиеся определяют род существительных , обозначающих эти предметы и получают их обратно. Итоговый блиц – опрос.(Устная работа) Семья , она моя ? Дом ,он мой? Окно, оно моё? Какие предметы – девочки ( мальчики, солнышки)есть в классе? СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Мы заканчиваем урок. Спасибо вам! Выберите для меня смайлик ,я увижу в каком вы настроении вы уйдёте с урока. Учащиеся показывают смайлики. Д.з. Нарисуйте мальчика, девочку и солнце и напишите под ними слова соответствующего рода с глаголами в прошедшем времени. Учитель делает кластер – образец на доске. Слайд 16 Рахмат! Спасибо ! Пока! До свидания! |
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки русского языка,подводит итог урока. |
Получают позитивный настрой от урока ,закрепляют знания. | Регулятивные:
– оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; – осуществлять итоговый контроль Личностные: – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: – умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. – проявлять активность в деятельности. |
Оборудование для урока:
1.Презентация(проектор и экран).
2.Иллюстративный материал.
3.Раздаточный материал.
4.Материал для рефлексии.
5.Шляпа домового.