Автор: Карпова Дарья Дмитриевна

воспитатель МБ ДОУ “Детский сад №102”

Возрастные особенности развития креативности мышления детей дошкольного возраста

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Карпова Д.Д.

воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад№102»

г. Новокузнецк 

Аннотация: Статья посвящена теме развитию креативности детей в дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется возрастным особенностям и предпосылкам ее развития.

Ключевые слова: креативность, творчество, воображение, творческое воображение, сензитивный период.

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Л.Н. Прохорова отмечает, что формирование у детей дошкольного возраста инициативности и самостоятельности, является составными компонентами креативности, созидательности личности [8].

Л.С. Выготский в своих работах пишет, что если понимать креативность в ее истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития [2]. 

Л.Н. Прохорова отмечает, что развитие креативного мышления у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет [8].

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития креативности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

 Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. 

Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, то есть во внутреннем плане. Человек может мыслить с разной степенью обобщенности, в большей или меньшей степени опираться в процессе мышления на восприятие, представления или понятия. В зависимости от этого различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и абстрактное.

В практической деятельности развивается наглядно-действенное мышление в преддошкольном возрасте (до 3 лет включительно).

 А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский полагают, что ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками, практически, разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент [7]. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. 

По мнению О.М. Дьяченко, в процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи [4]. 

К примеру, играя со сборно-разборными игрушками типа головоломок, пирамидок, матрешек, ребенок практически, методом проб и ошибок ищет принципы их разборки и сборки, учится учитывать и соотносить между собой величину и форму различных деталей. В процессе манипулирования дети начинают использовать предметы – заменители в игре, в конструировании.

Таким образом, наглядно – действенное мышление содержит в себе элементы реструктурирования образов, в результате которого образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [4]. Маленькие дети, разбирая игрушки, не стремятся к какой-то определенной цели (например, сломать её) – ими движет любопытство – вечный двигатель детей и творческих креативных людей. В этом они похожи. Активность в изучении окружающего мира, любопытство, иррелевантностью (логическая независимость реакции от стимула) детей до 5 лет является естественными предпосылками для развития креативного мышления дошкольников.

Таким образом, дошкольное детство также является сензитивным периодом (сензитивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития креативности мышления. 

Джон Гауэн рассматривает креативность в связи с проблемой одаренности детей. С этих позиций автор не только дает определение креативности, но и выделяет ее критерии. Джон Гауэн считает, что одной из сфер одаренности является креативность.

 Такой ребенок:

– чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующие его знания, работу; 

-демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); 

-часто делает все по-своему (независим, инициативен); изобретателен в изобразительно деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; 

-часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; 

-способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); 

-способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; 

-он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх [8].

Высокие показатели креативности детей не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями. Опыт обучения некоторым способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Развитие креативности также тесно связано, с развитием воображения ребенка. Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности [2].

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Развитие творческого воображения, по мнению О.М. Дьяченко, является основой развития креативного мышления. Исследование О.М. Дьяченко выявило следующие особенности: дети от 3 до 5 лет строят новый образ, основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа.

В своих трудах Т. Рибо отмечает, что в норме воображение активируется у трехлетних детей, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. С возрастом большинство людей навсегда входит в прозу практической жизни и хоронит мечты своей юности. Однако воображение у них не исчезает полностью, но появляется теперь уже только случайно, в каких-то отдельных аспектах жизни [9].

 В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. 

Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений [4].

Взаимосвязь развития креативности мышления с личностным развитием ребенка выражается, по мнению О.М. Дьяченко в том, что у детей с высоким уровнем креативности к 7 годам формируются важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая личностная рефлексия); со средним и низким уровнем креативности – средний и низкий уровень развития личностных качеств [4].

В.Н. Дружинин в считает, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличии от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [3].

Таким образом, обращаясь к характеристике креативности, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников В.Н. Дружинин относит: 

  1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
  2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других [3].

Следует отметить, что креативность зависит от наличия разнообразия прежнего опыта ребенка. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Креативность возникает не сразу, а постепенно разворачивается, развивается из более элементарных и простых форм и на каждой возрастной ступени имеет свое собственное выражение. Согласно Т. Рибо, все формы творчества требуют включения эмоций как побудителей этого процесса и знаний, необходимых для его воплощения. Для рождения нового необходимо сочетание эмоциональности и трезвости разума [9].

По мнению ряда авторов, творчество – это не исключительный процесс, касающийся только отдельных творческих личностей, он пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве [1]. 

 Д.А. Леонтьев выделяет творчество как универсальную натуральную функцию, присущую всем нормально развивающимся детям, и творчество как высшую психическую функцию, в которую детское творчество может трансформироваться в процессе взросления. Суть натурального творчества заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки; суть взрослого творчества заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежных конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которого зависит от особенностей личности, прежде всего таких, как мужество и личностная интеграция [5].

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы указывает на необходимость выявления зависимости развития креативности мышления от возраста дошкольника.

 В зависимости от используемых в исследованиях методов и категорий участников были получены самые разные данные о связи возраста и креативности. Оценивая дивергентное мышление, Е. Торренс первым выявил специфическую закономерность: максимальные значения креативного мышления в 6 лет [5].

Э. Торренс предположил, что это связано с нарастающей конформностью, которая возникает у всех детей под давлением школы и одноклассников. У детей растет критичность по отношению к собственным творениям, условность восприятия и представлений, работы становятся более реалистическими и менее творческими [5].

Чтобы социализироваться, войти в общество, ребенку нужно пожертвовать собственной уникальностью. Процент оригинальных ответов в 4 года отмечается у 50 % детей, количество их падает в два раза в первый школьный год.

Подобную же картину обнаружили Г. Смит и И. Карлсон, отметившие, что значительное созревание мозговых структур происходит в 5–6 лет, когда и отмечается максимальный уровень дивергентного мышления. Затем начало учебы в школе в 7–8 лет ведет к некоторому снижению этого показателя. Потом он растет в начальной школе, достигая максимума в 10–11 лет, резко падает в 12 (4-й класс) практически до уровня 7–8 лет и затем постепенно нарастает[10].

Г. Гарднер, оценивавший артистические способности детей, обнаружил более простую U-образную зависимость между способностью и возрастом. Она высока в дошкольном возрасте, затем падает, когда ребенок идет в школу, и перед началом пубертатного периода вновь нарастает [6].

Анализ указанных выше точек зрения указывает на необходимость развития креативности мышления уже в дошкольном возрасте.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. 

Креативность ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжений его детства. Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития креативности. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

 Также на основе анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод, что для проявления креативности мышления необходимо сочетание когнитивных, личностных и мотивационных способностей, которые развиваются путем воспитания креативности с раннего детства.

 В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что дошкольный возраст обладает всеми предпосылками развития креативности: потребностью в познавательной и созидательной деятельности, воображением и творческим мышлением, любознательностью, активностью, инициативностью.

 

Список литературы:

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Боговяленская. – М.: Академия, 2002. –319 с. – ISBN 5-7695-0888-4 – Текст : непосредственный.  
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /  Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. –187 с. – ISBN 5-09-003428-1 – Текст : непосредственный.  
  3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей  / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. –СПб: 2007. – 368 с. – ISBN 5-91180-111-6 – Текст : непосредственный.  
  4. Дьяченко, О. М., Лаврентьева, Т. В. Психологическое развитие дошкольников /  О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьев. – М.: Педагогика, 2004. – 430 с. – ISBN 978-5-699-32899-4 – Текст : непосредственный.  

5, Леонтьев, Д. А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор / Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л. С. Выготского: Четвертая Международная конференция. М.: РГГУ, 2004. –214–223 с. –  Текст : непосредственный.  

  1. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / 2-е изд. – и СПб.: Питер, 2010. – 240 с. – ISBN 978-5-49807-489-4  – Текст : непосредственный.  
  2. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов сред.пед. учеб. заведения / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. – 2-е изд., стереотипное. – М.: «Академия», 2000. – 512с. – ISBN 978-5-7695-5149-9 – Текст : непосредственный.  
  3. Прохорова, Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников / Л.Н. Прохорова. — М.: 5 за знания, 2007. – 256 с. – ISBN 978-5-98923-178-2 – Текст : непосредственный.  
  4. Рибо, Т. Творческое воображение: Пер. с фр. Е. Предтеченского, В. Ранцева. –  СПб.: Тип. Ю. Н. Эрлих, 1901. – 318 с. – ISBN 978-5-9519-2983-9 – Текст : непосредственный.  
  5. Смит, Г., Карлсон, И. Творчество в средние и поздние школьные годы / Международный журнал поведенческого развития. 1985. В. 8. – Текст : непосредственный.