Автор: Каримова Акюндуз Ямилевна

преподаватель ГАПОУ Салаватский колледж образования и профессиональных технологий

Урок на тему: “Современные методы обучения грамматике”

Автор: Каримова Акюндуз Ямилевна

Предмет(ы): Методика преподавания русского языка

Тема: Современные методы обучения грамматике

Класс: 2 курс

Время реализации занятия: 1 час

Цели урока: – познакомить студентов с современными методами обучения грамматике в начальных классах;

– развивать умения применять их на практике, выделять нужную информацию в ходе лекции, способствовать развитию внимания, памяти, логического и абстрактного мышления;

– воспитывать творческое отношение к учёбе, к своей будущей профессии.

Задачи урока:

Образовательные 

Развивающие 

Воспитательные 

Тип урока: Лекция с разбором микроситуаций

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: мультимедийная система, компьютеры.

 

Тема: Современные методы обучения грамматике

 

План

  1. Определение понятия «метод обучения».
  2. Классификация методов:

       – аналитико – синтетический метод;

       – группировка методов обучения с точки зрения организации учебного процесса;

       – группировка методов по источнику знаний;

       – разновидности эвристических методов;

       – методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей  рассуждения;

       – метод игры;

       – коммуникативные методы; 

       – информационный метод.

Ход урока

  1. Орг.момент

Тема сегодняшнего урока «Современные методы обучения грамматике». На уроке мы познакомимся с понятием «метод обучения», классификацией методов обучения грамматике в начальных классах, будем подбирать примеры к ним, это необходимо вам для того, чтобы вы грамотно и правильно давали уроки грамматики. В ходе урока нам необходимо решить следующую проблему:  

  1. Какие из названных методов, по-вашему мнению, чаще всего необходимо применять на уроках грамматики в начальных классах?
  2. Влияет ли на качество обучения знание учителем этих методов, умение их использовать в подготовке и проведении уроков?

Перед вами на экране компьютеров находится таблица предпочтений По ходу знакомства с различными методами в процессе урока вам необходимо будет её заполнить, поставив плюс напротив того класса, где вы считаете этот метод наиболее предпочтителен.

Таблица предпочтений

Метод 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
Аналитико-синтетический
Группировка методов с точки зрения организации учебного процесса

– сообщение учителем учебного материала

– беседа учителя с учениками

– самостоятельная работа учащихся

Группировка методов по источнику знаний, получаемых учащимися

– словесный

– наглядный

– практический

Разновидности эвристических методов

– проблемный

– поисковый

– исследовательский

Методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения

– индуктивный

– продуктивный

Метод игры
1 функция
2 функция
3 функция
Коммуникативные методы
Информационный метод
Индуктивный метод
Дедуктивный метод
  1. Работа по теме урока.  Лекция с разбором микроситуаций

Метод обучения – это способ деятельности учителя и уч-ся, направленный на наиболее эффективное достижение учебно-воспитательных целей, и, прежде всего – формирование знаний, умений и навыков по тому или иному учебному предмету.

Методы обучения – категория дидактическая; методика русского языка использует их, интерпретирует с позиций своего предмета, а также разрабатывает и вводит свои, обусловленные свойствами предмета «Русский язык». Метод предполагает:  

а) определение цели обучения: от этого зависит вся система взаимодействия учителя и учащихся;

б) определение способа преподнесения материала учащимся; 

в) характер взаимодействия учителя и учащихся. Определение характера оценки усвоения, предложение критериев.

Он представляет собой систему деятельности субъектов учебного процесса, совокупность приемов, подчиненных общей установке. Могут быть выбраны методы по этапам учебного процесса. Тогда будут выделены такие группы методов: методы, применяемые на этапе мотивации и стимулирования; методы, применяемые на этапе усвоения нового материала; методы закрепления; методы контроля и оценки и др. Выделяют также методы практические и теоретические; методы, применяемые лишь в одном из разделов курса, например: методы обучения правописанию, чтению, методы развития речи. Теория методов обучения упорядочивает деятельность учителя и уч-ся, дает надежную основу для практических разработок, технологий.

Аналитико-синтетический метод – основной метод современной школы.

При изучении языковой теории этому методу принадлежит важнейшее место: его сущность- дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом, как правило, следует синтез, который вновь соединяет расчлененное,- это обобщение, вершина познавательного процесса.

Характеристика методов обучения.

Группировка методов обучения с точки зрения организации учебного процесса.

Сообщение учителем учебного материала: используется редко, т.к. возрастные особенности детей обуславливают трудное усвоение абстрактных понятий;

Беседа учителя с учениками: преимущественно использованием учителем на различных этапах урока с применением наглядности (мыло, мыльница, глагол намылил)- при изучении темы «Однокоренные слова».

4 кл, 2 кл. – наглядность в виде предметных картин.

Таблица « ь после шипящих в конце существительных», от наблюдений – к выводу;

Самостоятельная работа учащихся используется чаще всего при закреплении, но может и при объяснении нового материала.

Группировка методов обучения по источнику знаний получаемых учащимися.

  1. Словесный (объяснение учителя, работа с учебником как источником материалов для упражнений).
  2. Метод рассказа учителя

Этот вариант метода лекционного, который в начальных классах в полном объеме не применяется. Сущность этого метода в том, что учитель излагает новую тему сам, в строгой логике, достаточно высоким научным стилем, целесообразность метода в том, чтобы учащиеся получили новое знание в полной форме, без блужданий. Чтобы не допустить догматизма, в таком изложении должны быть элементы рассуждения и доказательства; рассказ учителя сопровождается доступными примерами, наглядными записями на доске, используются плакаты и пр. По ходу рассказа учителя ученикам задаются вопросы, т.е. рассказ не чужд элементов беседы. Продолжительность такого рассказа – не более 7-8 минут.

Назовем некоторые темы, которые могут быть даны таким методом сообщения: «Русский язык в жизни общества», «Из жизни замечательных людей», «Органы произношения звуков речи», «правила выразительного чтения», «Спряжение глаголов в русском языке» и др.

Рассказ учителя обычно сочетается с другими методами, предусматривающими высокий уровень познавательной активности самих учеников. Наглядный – широко используется на различных этапах урока.

1 пример Фрагмент урока на тему: «Род имен существительных». 

Вызываются 3 уч-ся, работают с предметной картинкой и записывают на доске

карандаш – чей? мой, он

ручка – чья? моя, она

окно, яблоко – чье? мое, оно

Дальше дается определение понятия «род имен существительных» по учебникам. Учитель дает ряд слов, и дети определяют род имени существительного, затем дети сами называют имя существительное, а товарищи определяют их род.

2 пример. Работа по таблице.

Эвристический – развивает способность уч-ся мыслить и параллельно самостоятельно работать. Эвристика- метод обучения через решение субъективно- творческих задач; метод предполагает создание ситуаций, подводящих ученика к микрооткрытию, проводит ученика по ступеням поиска, пройденным когда-то первооткрывателем данной частицы нового знания.

Проблемный – пример:

Тема: «Падежные окончания имен существительных»

Машина шла по улице Победы и площади Восстания. Определите род, число и падеж подчеркнутых слов. Почему же окончания различные?

Исследовательский.

На высших, исследовательских, ступенях эвристической методики ученик практически использует многие методы научного исследования: наблюдение с различными способами фиксации результатов (запись, условные знаки, рисунок), моделирование, обобщение, таблицу. К числу исследовательских принадлежит и метод лингвистического эксперимента: например, выбор синонима для данного текста: глаза и очи. При изучении темы «Падежные окончания имен прилагательных» дети должны найти существительное, от которого зависит имя прилагательное, определить его род, число, падеж и соотнести с прилагательным.

Методы обучения с точки зрения хода мыслей и путей рассуждения, которыми идут учащиеся при изучении того или иного учебного материала.

а) индуктивный – от единичного – к общему, от фактов- к обобщению.

Наиболее часто его применяем.

Таблица. Мы анализируем примеры и идем от их анализа к правилу.

Дедукция – от правил к практике.

Игра как метод

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим их функции.

Первая, простейшая функция – облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция– «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей – Незнайки и Знайки, Буратино и т.п. Артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования. Конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит орфограмму» и пр.; «придумать предложение: чье предложение лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию в качестве и глубине знаний. 

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре- увлечению познанием.

Коммуникативная функция

Программированное обучение и компьютер – информационный метод.

Программированное обучение предполагает три требования: 

а) четкое структурирование преподносимого материала; 

б) подача материала ученику малыми дозами: каждая доза- «шаг» в усвоении;

в) обратная связь, т.е. самоконтроль после каждого «шага».

Материал подается ученику индивидуально, каждый работает в своем темпе. Самоконтроль чередуется с вопросами, задаваемыми учителю или компьютеру.

Возможны следующие ситуации:

  • компьютер получает вопрос ученика и выдает на экране ответ в виде текста, чертежа, модели;
  • -ученик выполняет задания, заложенные в программе компьютера, набирая ответы, и компьютер оценивает их правильность;

-презентации и различные дидактические приёмы, подготовленные учителем.

III. Закрепление 

А сейчас проведём закрепление изученного в форме блиц-игры: на экране предлагаются различные виды работ над грамматическим материалом, а вы должны определить метод, при помощи которого это задание дети должны выполнить.

  1. Итог урока

Ответ на проблемный вопрос урока. 

Работа с таблицами предпочтений.

  1. Домашнее задание вы видите на слайде.