Как принять участие в профессиональных педагогических конкурсах

Автор: Гарасько Наталья Валерьевна

Организация: МОБУ «Барабановская СОШ»

Населенный пункт: Оренбургская область, с. Барабановка

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни»- утверждал К.Д. Ушинский.Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать эти задачи, стоящие перед творческим педагогом.

Для учителя участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с учениками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, потому что использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникативные; обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, прежде всего на районном уровне (мастер-классы, презентации опыта работы, открытые уроки и мероприятия, общественные слушания, круглые столы и др.), таким образом повышая свою квалификацию и совершенствуя мастерство.

Заявление на участие в конкурсе  требует от педагога определенной смелости и профессиональных умений. И большое влияние на это оказывает предыдущий накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях, наличие методической поддержки  в образовательном учреждении.

В МОБУ «Барабановская СОШ» уже несколько лет действует и проект «Педагог – профессионал» В 2013 году в нашем образовательном учреждении была выявлена  проблема –  снижение активности  участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства. После проведения диагностики профессиональной активности педагогов выяснилось, что участие педагогов в профессиональных конкурсах  минимально.  У всех респондентов мотивацией  дополнительных усилий в работе являлась  аттестация. Причина- отсутствия интереса к конкурсам  педагогического мастерства – неуверенность в своих силах.

Аттестация педагогов составляла 90%. Проанализировав сложившуюся ситуацию, было принято решение  о создании проекта «Педагог – профессионал».

Целью проекта стало: совершенствование педагогического мастерства учителей школы и стимулирование мотивации педагогической деятельности.

Задачи проекта:

  • оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
  • изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

Основными мероприятиями по реализации проекта:

  • повышение квалификации с использованием дистанционной формы обучения;
  • совершенствование программ самообразования педагогов;
  • обучение ИКТ, работе с интерактивным оборудованием;
  • организация семинаров, мастер-классов;
  • вовлечение педагогов в исследовательскую работу;
  • работа по внедрению ФГОС второго поколения.

Рабочая группа  в составе заместителя директора школы, заместителя директора по УВР, руководителей методических объединений разработала план по составлению проекта, который включал в себя следующие этапы:

1 этап – 2013 – 2014г.г.

«Познай самого себя»

2 этап – 2014 – 2015 гг.

«Совершенствование»

3 этап – 2015 – 2017 гг.

«Творческая самореализация»

Ожидаемый результат проекта предполагал:

  • увеличение доли инновационных направлений деятельности в школе, увеличение числа педагогов новаторов;
  • рост профессионального мастерства педагогических кадров школы;
  • создание условий для непрерывного образования педагогов;
  • обеспечение соответствия уровня профессионализма, современных компетентностей педагогов требованиям социального запроса;
  • повышение мотивации  труда педагогов;
  • обеспечение условий создания системы современного методического сопровождения обучения и развития, воспитания учащихся в образовательных учреждениях всех уровней и типов.

Уже в первый год работы над проектом появились свои результаты:

2013- 2014 учебный год:

– Конкурс «Мой лучший урок», на муниципальном уровне естественно – научное направление III место, направление начальная школа III место:   III место:   МОБУ «Барабановская СОШ».

– На конкурсе «Учитель года» лауреатом муниципального уровня стала учитель географии.

2014- 2015 учебный год

– 2  место педагогов  естественно – научного направления на муниципальном этапе конкурса «Мой лучший урок»

2015- 2016 учебный год

– II место на муниципальном этапе конкурса «Учитель Оренбуржья педагога психологи;

– Диплом I степени Центр роста талантливых детей и подростков «Аурум» Всероссийского  конкурса  профессионального мастерства «Творческая лаборатория современного педагога» (Урок – путешествие «Строение растительной клетки») учителя биологии

– Диплом 3 степени  «Набережночелнинского государственного педагогического университета» ООО Центр «Обруч» (образование детей и учеников) Всероссийский конкурс методических разработок «Я – реализую ФГОС» в номинации видео урок (материал на тему «Уроки биологии в 5 классе в свете новых стандартов образования»);

– 2 педагога стали победителями НПК педагогов в аналитической сессии ИПК и ППРО ОГПУ по вопросам внедрения ФГОС ООО,

2016-  2017 учебный год

– 2 победителя муниципального этапа конкурса Мой лучший урок – III место в региональном этапе конкурса «Мой лучший урок»

– III место в финале  конкурса «Мой лучший урок» в г. Москва

–  Победитель первого этапа, участник второго регионального этапа профессионального конкурса педагогов ПРОФИ 2016

Проект функционирует и уже получил положительную оценку руководства и участников образовательного процесса.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что профессиональные конкурсы –  это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование:  повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растет уважение среди коллег и общественности.