Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Нет сомнения в том , что самая главная цель воспитания заключается в воспитании самостоятельности.

Мы, взрослые, должны вырастить и воспитать ребенка так, чтобы он был сильный духом, независим, развит и обучен.

Что такое самостоятельность? Симон Соловейчик в своей книге «Педагогика для всех» пишет о самостоятельности следующее: «Секрет слова «самостоятельность» заключается в том , что самостоятельный – значит свободный, а свобода зависит от важности и величины доступных нам жизненных выборов».

Воспитать человека самостоятельного – значить воспитать человека, который сможет делать свободный выбор и нести за него ответственность. И выбор прежде всего должен быть правильным и осознанным.

Каждое сообщество должно решить для себя: что мы желаем детям? каких детей мы хотим воспитать?

Стратегия работы учителя определяется двумя, к сожалению, несовпадающими образами: образом Ребенка и образом Человека. Человека мы конструируем из взрослой жизни и в нем главное− самостоятельность.Многие люди, которые являются взрослыми, взрослыми не являются, так как у них отсутствует качество – самостоятельность− умение сделать свой выбор. А ребенок нам нужен такой, чтобы легче было справиться с трудной задачей воспитания, в нем главное− несамостоятельность. Несамостоятельного ребенка легче учить и воспитывать. Образ Человека – для одной цели (жить!), а образ Ребенка −для другой (воспитывать!)

И главная цель нашего воспитания − это воспитать Человека самостоятельного.
Отсюда, главное качество Человека самостоятельного − навык самоопределения (навык собственного выбора).

Способы воспитания самостоятельности

Как же воспитать человека самостоятельного? Основным и первостепенным методом здесь, я считаю, выступает личный пример взрослых. Если ты сама не делаешь то, чему учишь ребенка, то все твои старания тщетны. Самый лучший способ обучения – наглядный пример того, кто имеет авторитет в глазах ребенка.

Основное правило воспитания самостоятельности: не нужно делать за ребенка то, что он может сделать сам. При этом необходимо демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным способом.

Также еще одним важным инструментом в воспитании самостоятельности является похвала. Родители должны всегда помнить о том, что похвала в воспитании у ребенка самостоятельности является самым мощным инструментом во время воспитания самостоятельности. Не нужно жалеть для своего малыша комплиментов и похвал, и всегда замечать его достижения.

Таким образом, из всего выше сказанного следует: чтобы воспитать Человека самостоятельного, нужно быть самим самостоятельными людьми−тактичными, совестливыми, не нарушать свободу выбора.