Представления опыта работы на зональном семинаре образовательных учреждений Московской области.
Тема: «Использование информационных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации Федеральных государственных стандартов»
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, с той песни, что пела нам мать, со старой отцовской будёновки, что где-то в шкафу мы нашли…. – всё это источники информации, которые способствуют формированию личности наших детей. Перед школами поставлена непростая и очень ответственная задача – помочь ребёнку разобраться в информационной лавине, которая обрушивается на нас каждый день. Информации настолько много, что овладеть всем уже невозможно. В тоже время умение работать с информацией — это жизненная необходимость, которая часто определяет нашу успешность.
Сегодня, в супертехнологичном XXI веке, время чудовищно уплотняется. Информационный поток просто сокрушает. Свободы выбора у человека не остается. Его величество необходимость тащит нас по жизни за шиворот, и только иногда позволяет кинуть мимолетный взгляд в сторону.
Будто из окошка бешено мчащегося поезда можем мы на секундочку восхититься убегающей прелестью размеренной прошловековой жизни.
Сегодня мы предлагаем вам остановиться. Заглянуть в прошлое, подумать о настоящем и даже будущем. Вспомнить, что кроме Интернета есть ещё книги, журналы, старые фотографии, семейные альбомы, наши бабушки, которые многое могут рассказать…
Итак, тема нашего семинара «Использование информационных ресурсов для формирования универсальных учебных действий в рамках реализации Федеральных государственных стандартов»
В Конвенции о правах ребёнка (Статья 13) написано:
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Информация – это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.
С информацией всегда связывают три понятия:
- источник информации – тот элемент окружающего мира (объект, процесс, явление, событие), сведения о котором являются объектом преобразования.
- потребитель информации – тот элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения);
- сигнал – материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю.
Источники информации можно разделить на следующие виды:
К источникам информации можно отнести:
Методы работы с основными видами действий с информацией – это 1.Получение (поиск и сбор) информации:
-задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет,
-работы с литературными источниками т.д;
-задание с избытком информации (требует отделить значимую информацию от «шума»);
-задания с недостатком информации (требует определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
2.Отработка информации:
-задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение);
-составление планов к тексту;
-подготовка вопросов к тексту;
-составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
-задания, связанные с интерпретацией, анализом и -обобщением информации, полученных из каких-либо источников;
-задания по обобщению материалов дискуссии, обсуждения.
- Передача информации:
- подготовка докладов, сообщений по теме;
- подготовка плакатов, презентаций к учебному материалу;
- подготовка стенгазет и т.п.
- Комплексные методы:
- составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление биографии;
- информационные учебные проекты (индивидуальные или групповые) с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
- учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования
Чему учит? Для чего учить? Как учить? На эти вопросы нам помогает ответить Федеральные государственный стандарт. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
- личностным
- метапредметным
- предметным
Остановимся на метапредметных результатах, включающих освоенние обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В начальной школе ФГОС определяет одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
– использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Этапы работы с информацией.
В 1 классе основными источниками информации являются реальные природные и социальные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними осуществляются следующие действия: сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения, монологического высказывания, интерпретация условного обозначения.
Во 2 классе появляются дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схема, диаграмма, опыт. Осуществляются и дополнительные действия: соотносится собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находится значение незнакомых слов в словаре, извлекается информация, данная не только в вербальной, но и в наглядной форме (рисунок-схема, схема, диаграмма), делается вывод по результатам опыта.
В 3 классе продолжают развиваться познавательные учебные действия учащихся при работе с информацией: умение извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет) и в разной форме (словесной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой). Формируется умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умение кодировать и декодировать информацию.
В 4 классе продолжается формирование умений работать с разными источниками информации: учебная статья, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, схемы, диаграммы, модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, энциклопедии, Интернет. Продолжается и развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать социальные и исторические события, давать им оценку.
На уровне основного общего образования продолжается формирование универсальных учебных действий, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Работа с текстом в программах по предметам основной школы (краткий обзор)
Выпускник научится:
· Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл.
· Находить в тексте требуемую информацию.
· Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· Анализировать изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получения, переработки информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
· Структурировать текст, используя нумерацию страниц.
· Преобразовывать текст, используя новые формы предоставления
информации, формулы, графики, диаграммы, таблицы;
· Интерпретировать текст:
– Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
– Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· Выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно)
информацию текста на основе сопоставления иллюстративного
материала с информацией текста, анализа подтекста.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- Откликаться на содержание текста.
· Откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
· На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации
Выпускник получит возможность научиться:
- Критически относиться к рекламной информации;
2. Находить способы проверки противоречивой информации;
3. Определять достоверную информацию в случае противоречивой или
конфликтной ситуации.
Формирование умения работать с информацией процесс длительный, учитывающий и возрастные, и индивидуально-личностные особенности обучающихся. В начальной школе в урочном режиме формируется не вся компетенция. В начальной школе формируются читательские компетенции, которые в старшем возрасте требуются для формирования универсальных компетенций работы с информацией. Такие умения, как умение составлять тезисы, конспекты, делать пометки, выписки, цитирование, реферат, составлять таблицы, схемы, графики требует дополнительного учебного времени. Внеурочные занятия по проектно-исследовательской деятельности восполняют эти потребности.
Навыки работы с информационными источниками дают ребятам многое: умение ставить цель, концентрироваться, планировать свою деятельность, разделять главное и второстепенное, слушать, слышать, понимать и выражать мнение автора и своё личное, развивает коммуникативные компетенции. Прививает умение наслаждаться интеллектуальной работой. Основные метапредметные навыки этого умения формируются в начальной школе на базе формирования читательских компетенций. Наш опыт формирования условий работы с информацией в начальной школе показывает, что многие умения и навыки прививаются ребятам на уроках и не требуют от учителя особенных усилий и дополнительного времени. Немного сдвинув акценты в сторону жизненной необходимости, внешкольной успешности от получаемых на уроках знаний, мы – педагоги создаём условия для использования системно-деятельностного подхода в своей
профессиональной деятельности и развития проектно-исследовательского мышления у своих учеников.
Мы надеемся, что на уроках, внеурочных занятиях, мастер-классах, участниками которых вы сегодня станете, межпредметных площадках вы сможете увидеть, как учащиеся нашей школы работают с различными источниками информации. Кроме того, мы постараемся показать вам, уважаемые гости, насколько богат наш край достойными людьми, уникальными памятниками! Ведь наша главная задача – вырастить достойного гражданина, а для этого надо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны.