Информационно-коммуникационные технологии в обучении истории и обществознания в условиях реализации требований ФГОС
Информатизация общества и образования, развитие новых информационных технологий – объективный и закономерный процесс. Понятие «новая грамотность» включает в себя помимо всего прочего и умение ориентироваться в разнообразных информационных потоках, самостоятельно создавать медиаобъекты для сети Интернет, т. е. преподаватели и студенты должны овладеть информационными и телекоммуникационными технологиями.
Следовательно, необходимо перестраивать традиционное занятие, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.
Современный преподаватель должен научить студента не только тем знаниям и умениям, которые требует от него государственный стандарт, но и помочь творческим умам, жаждущим исследовать неизвестные области.
Занятия по дисциплинам «История» и «Обществознание» с использованием ИКТ развивают познавательный интерес к дисциплинам, активизируют учебную деятельность, способствуют эмоциональному и духовному развитию студента.
Проблема использования наглядности на занятиях истории является “вечной”, ибо студенты при изучении прошлого имеют дело с объектами, которые в большинстве своем можно только вообразить в своем первозданном виде. Каждый современный преподаватель истории понимает, что в наш век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся “ненаглядной” ситуации является, применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных средств на занятии истории [2,с.3].
По мнению И.Г. Захаровой [1], положительными сторонами применения ИТО считается:
- Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и студентом даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-сайте учебного заведения, где каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet [1с.43]
- ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности студентов. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или группе, но и виртуально, например, на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать студенты различных учебных заведений. [1с.45]
- Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам, интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. [1с.49]
Практический опыт использования персонального компьютера как универсального технического средство обучения (ТСО) на занятиях истории и обществознания позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок занятий.
Систематическое использование персонального компьютера на занятия приводит к целому ряду любопытных последствий:
- Повышение уровня использования наглядности на занятии.
- Повышение производительности труда.
- Установление межпредметных связей с информатикой.
- Организации проектной деятельности студентов по созданию учебных проектов под руководством преподавателей информатики и истории.
- Изменение к лучшему взаимоотношений со студентами далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами.
- Изменение отношения к компьютеру как к универсальному инструменту для работы в любой области человеческой деятельности.
Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи студентов, их психологическое и физическое здоровье
Среди них:
- сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;
- отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;
- нарушение взаимодействия преподаватель-студент, т.к. компьютер не может заменить полностью преподавателя, который имеет возможность заинтересовать студентов. Не смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:
- формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;
- позволяют достигнуть индивидуализации обучения;
- обеспечивают объективность оценивания результатов;
- увеличивают долю самостоятельной работы.
Используя информационные, мультимедийные продукты, преподаватель может легко перейти от роли информатора к роли преподавателя-координатора, организатора познавательной деятельности студентов; развивать информационные компетенции обучающихся; осуществлять деятельностный подход; повышать эффективность образовательного процесса. ТСО необходимы для повышения качества обучения. Их применение необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость студентов. ТСО дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.
Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на занятиях истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к дисциплине обучения.
Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал занятия должен соответствовать уровню знаний студентов на данном этапе обучения, их возрастным и индивидуальным особенностям.
Таким образом, можно утверждать, что использование электронных образовательных ресурсов в обучении истории и обществознания достаточно эффективно, гарантирует рост качественной успеваемости, повышение общей эффективности и интереса студентов к учебному процессу.
Автор:
Кокшарова Л.И.
преподаватель истории и обществознания,
БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж
имени академика И.П. Бардина»
г.Череповец, Российская Федерация
Список использованной литературы
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для пед.вузов -4-е изд.,С-187М.,2008
- Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на занятиях истории/ М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2008. – №1,С.3-8.