Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Изосимова Юлия Максимовна

,учитель МБОУ Чулымская СОШ

Методическое планирование

Методическое планирование урока

Тема урока: «Вида транспорта »

Цели урока:

Освоение знаний:

  • о видах транспорта

Овладение умениями:

  • освоение знаний о транспорте и других отраслях экономики;
  • дать представление о специальном транспорте в процессе работы с презентацией;

Развитие:

  • способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей, интереса к предмету «Окружающий мир»;
  • развитие умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • развивать умения выделять главное, существенное, обобщать полученные знания.

Воспитание:

  • способствовать воспитанию уважительного отношения к мнению одноклассников;
  • способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности.

Выработка навыков: иметь представление о видах транспорта , их назначения и различиях.

Опорные знания, умения, способы деятельности:

Обучающимся имеют общие представления о транспорте и его функциях .

 

Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: знать/понимать

  • знать понятие “транспорт”;
  • знать виды транспортных средств и их предназначения .

Уметь:

  • уметь классифицировать транспорт по заданному параметру.
  • составлять связный рассказ по схеме.

Использовать:

Второклассники узнают, на какие виды можно разделить транспорт; запомнят номера телефонов экстренных служб; научатся классифицировать транспортные средства; будут учиться рассказывать о транспорте, использую информацию из Интернета.

 

Этапы урока Содержание обучения Организация процесса обучения

(методы, организационные формы, средства)

Учебная деятельность учащихся

(мотивы, внутренние и внешние учебные действия, контроль/самоконтроль)

1.Орг.момент   Приветствие, проверка готовности к уроку «Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть. Все готовы к уроку?» Форма: фронтальная Обучающиеся проверяют свою готовность к уроку
2.Определение темы урока Послушайте стихотворение (отрывок из сказки К. Чуковского «Тараканище»): (Слайд1)

Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд.

А за ним комарики на воздушном шарике.

А за ними раки на хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…

Ребята, что использовали звери для передвижения ?

Обобщите эти слова и назовите их одним словом.

Для чего им нужен был транспорт?   (Слайд2)

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Именно о транспорте и его значении в  жизни человека мы будем сегодня говорить.

— Какие учебные задачи перед собой поставим?

— Сегодня мы узнаем об истории возникновения транспорта, о его видах.

Форма: групповая работа

Средства : презентация

Дети следят за слайдами , отвечают на вопросы учителя , анализируют и обобщают информацию. Называют цели на урок .
3.Знакомство с новой темой — Ребята, слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого языка оно обозначает «перемещение». Вначале транспортом называли грузовые морские суда (рисунок).        

Они доставляли из страны в страну разные товары: ткани, специи, чаи, кофе, золото. Первые транспортные средства в России появились в 12 веке: телега  и сани. (Слайд 4)

Телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.

В чем сходство и в чем различие?

В каких сказках вы видели сани?( Слайд 5)

Затем  в конце 17-начале 18 века появились кареты. ( Слайд 6)

 В 19 веке люди стали ездить на удобных комфортных и красивых автомобилях.(  Слайд 7)

Средства : презентация Дети внимательно следят за презентаций ,слушают учителя , рассматривают иллюстрации.  
4. Коллективная работа А теперь мы попробуем с вами разделить транспорт на группы.

Первый, кто догадается, как называется та или иная группа транспорта, будет выходить к доске и вставлять таблички в нашу схему. Готовы?   (на доске вывешивается схема – опора№1)

Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.

Трамвай, автобус, автомобиль, поезд

-Где передвигается  этот вид транспорта?  Каким образом они передвигаются? Значит как мы назовем первую группу?

(Слайд 8)

Молодцы! Продолжаем дальше! Переходим ко 2 группе.

Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год…
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.

-Где передвигаются Пароходы, теплоходы, баржи.?

— Это водный  вид транспорта, потому что он передвигается по воде. (Слайд9)

— Все это было хорошо, но люди еще с древних времен мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар. (Слайд 10)  Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. (Слайд  11). Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно.  Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции. Но люди продолжали мечтать. В ХVIII веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.(Слайд 12 )

Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год –
Появился самолет!

-Где передвигаются .-вертолет, самолет, аэроплан? Это какой транспорт?  Правильно!Это воздушный вид транспорта!(Слайд 12)

Следующий вид транспорта вы назовете, если отгадаете загадку :

Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда.

Метро находится под землей, значит это …. (Слайд 13)

Метро – это скоростной пассажирский поезд, который двигается по рельсам, проложенным под землей в специальных тоннелях. Первое метро появилось в Лондоне в 19 веке.

Вывод: А теперь сформулируйте вывод (на доске вывешивается схема – опора№2)  (Слайд 14)

На что мы опирались, когда их делили на группы?

Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?

Как называется транспорт. Если он занимается перевозкой людей?

Если транспорт перевозит только грузы? (Слайд 15)

Назовите пассажирский и грузовой вид транспорта.

Но есть ещё транспорт, который выполняет специальные перевозки. О нем мы поговорим после физкультминутки.

Форма :фронтальная

Средства : презентация, рабочая доска , таблица и схема

Дети слушают учителя, следят за слайдами презентации, отвечают на вопросы ,анализируют информацию ,а так же работают у доски .

Синтез, анализ и построение речевого высказывания ( Познавательные УУД)

5.Физминутка Музыкальный клип

Слайд 16

Средства : презентация Дети выполняют движения под музыку.
6.Работа по теме урока (продолжение) Как вы думаете, какие машины относятся к специальному транспорту?

Хотите узнать?

Нам помогут наши гости.

*Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Машина моя берет с собой нужный инструмент: лестницу, шланги. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают дорогу нам.

Слайд 17

*От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.

Слайд 18

*Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия, если избили человека, ограбили квартиру, произошла авария. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены. (Слайд 19)

Может быть кто-то слышал о номере, который объединяет все три вида экстренных служб?

Существует единый номер службы спасения – 112.

Попробуем сделать вывод о видах транспорта.

— Вспомните по каким телефонам вызывают эти машины? (Слайд 20)

Форма: фронтальная

Средства: презентация

Де слушают учителя , отгадывают машины, отвечают на вопросы , анализируют информацию.
7.Групповая работа . Предлагаю поработать в группах.(На столах лежит алгоритм работы в группах).

— У вас на столе лежат конверты, один на парту.

Первый ряд должен найти НАЗЕМНЫЙ вид транспорта, второй ряд – ВОДНЫЙ, третий- ВОЗДУШНЫЙ

-Ребята,  проверим себя, правы ли мы, правильно разделили на группы?

А какой еще бывает транспорт? Как вы думаете, что относится к личному транспорту?А к общественному? ? ( Слайд 23,24)

Общественный транспорт:  

Ребята, а на этой выставке стоит общественный транспорт – это транспорт, которым могут пользоваться все люди. К общественному транспорту относят автобус, троллейбус, трамвай, поезд. На нём каждый может поехать туда, куда ему нужно.

Автобусы, троллейбусы, трамваи используются в городах, где живёт много людей, чтобы добраться из одной части города в другую.

     На поездах же можно ездить из одного города в другой. Если эти города находятся недалеко друг от друга, то можно воспользоваться поездом, который называется электричка.  Если нужно ехать очень далеко, то люди пользуются поездами дальнего следования.

Ребята, попробуйте узнать историю возникновения ж/д транспорта. Лучшие сообщения мы поместим в наше портфолио!

С чем мы познакомились сегодня? Давайте посмотрим, сможем ли мы по описанию узнать транспортное средство. Для этого, разгадаем кроссворд.

Какое слово высветилось красным огоньком?

— А сейчас мы поработаем в группах по 3 человека. Я раздам задание в конвертах, вы выполняете его, а потом мы проверим.

  1. Исправьте ошибку: транспорт бывает наземный, водный, пассажирский, подземный. (Не пассажирский, а воздушный.)
  2. Дополните: есть транспорт пассажирский, специальный,…( грузовой)
  3. К какому виду транспорта относится автобус? (К наземному, общественному.)
  4. Перечислите три вида  специального транспорта. (Пожарная машина, машина  скорой помощи, полицейская машина.)
  5. Исправьте ошибку: транспорт бывает пассажирский, специальный, воздушный. ( Не воздушный, а грузовой.)
  6. Приведите примеры транспортных средств разных видов. ( Воздушный –самолет, водный – лодка…)
Форма: фронтальная

Метод: работа в группе

Средства : презентация

Дети отвечают на вопросы , ,внимательно слушают учителя . Дети работают в группах, а затем  по одному представителю выходят к доске и выступают.
8.Рефлексия урока
  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?
  2. Что нового вы узнали? Что транспорт делится на виды в зависимости от того где он ездит, и кого возит
  3. — Какие задачи мы перед собой поставили в начале урока? 

(Слайд 24)

Форма: фронтальный опрос

Средства: презентация

Отвечают на рефлексивные вопросы
9.Домашнее задание Дома нарисуйте транспорт будущего.

Для того, чтобы нарисовать транспорт будущего нужно хорошо знать транспорт настоящего. Прочитайте учебник на страницах 117-119.

-Спасибо за урок! Урок окончен.

Средства : учебник Записывают домашнее задание
10.Итог урока Вот и подошел наш урок к концу.

Предлагаю вам оценить свою работу, используя цвета светофора.

Если урок для вас был поучительным, закрасьте кружок зеленым цветом, желтым, если урок был интересным, красным, если урок был скучным для вас.

Покажите свои светофоры.

Большое спасибо.

А я вам хочу показать свой светофор.

Мне на уроке с вами было очень интересно.(Слайд 25)

Средства : бумажный светофор Выполняют задание учителя

 

К уроку прилагается презентация и материалы для схем!