Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Игуменова Мария Сергеевна

педагог психолог ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СПдетский сад «Красная Шапочка» с. Большая Глушица

«Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»

«Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста

в группах общеразвивающей направленности»

Пособие «Фроссия»  предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и представляет собой инструмент для работы психолога, дефектолога, логопеда в детских садах, образовательных учреждениях.  

Система занятий с детьми, имеющими ОВЗ, выстраивается с учетом их особых образовательных потребностей, так, чтобы коррекционно-развивающий процесс был непрерывный и ребенок осваивал навыки поведения, двигательные и телесно ориентированные практики, через предметно-практическую деятельность осваивал базовые понятия, что является основой для уравнивания стартовых позиций данной категории детей. Вся работа с пособием вне зависимости от категорий детей с ОВЗ делится на несколько этапов.

Подготовительный этап. На данном этапе специалистами изучаются особенности развития — какие функции нарушены больше, на какие можно опираться и т.д. Успешность коррекционной работы с использованием материалов пособия зависит от сотрудничества с родителями. 

Основной этап. Специалист знакомится с содержанием модулей пособия, выстраивает индивидуальную программу развития, которая включает следующие направления:

-формирование двигательных практик, необходимых для выполнения заданий;

-определение речевого сопровождения процесса (инструкций, невербальной

коммуникации).

Заключительный этап. Самостоятельные, целенаправленные действия детей с ОВЗ с пособием, сопровождающиеся речью. Базовые действия ребенка при работе с пособием. Все указания носят рекомендательный характер, поэтому специалисты и родители вправе варьировать ими:

-изучение предметов модулей: ребенок держит в руках детали, предметы,

рассматривает их;

-определение порядка действия (алгоритм простых действий): показать, одновременно объясняя порядок действий, проделать эти действия вместе с

ребенком. 

-сложные многооперационные действия: в одном задании ребенок выполняет

несколько алгоритмов. 

-беседа: поговорить с ребенком перед началом работы, показать заинтересованность взрослого в деятельности, в подаче материала, разнообразие действий и манипуляций.

В нашем дошкольном учреждении СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» статус ОВЗ имеют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с речевыми нарушениями практически не отличаются по сформированности высших психических функций от условно нормативных детей, но они испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. Работа над совершенствованием речи с помощью пособия проходит в определенной последовательности:

Модуль №6 «Шкатулка». Специфика воздействия — формирует тактильность, точность движения. В работе следует всегда называть цвета; звуковые элементы необходимо использовать для развития фонетико-фонематических процессов. 

Модуль №4 «Туесок». Специфика воздействия — формирует точность движения, сенсорных эталонов.

Модуль №1 «Ящичек». Специфика воздействия — формирует способность в пространстве рабочего стола, придает уверенность в движениях, формирует ритм. 

Модуль №2 «Коробок», модуль №3 «Сундучок». Специфика воздействия — материалы данных модулей рекомендуется объединить, чтобы сделать работу более эффективной. У ребенка с нарушениями речи повышается мотивационный компонент, увеличивается вариативность конструкций и их сложность, что позволит оперировать предложно-падежными конструкциями, способами словообразования и словоизменения. 

Модуль №5 «Чемоданчик». Специфика воздействия — используется на основном этапе только после формирования базовых навыков. Модуль необходимо разбивать на части в зависимости от потребностей и индивидуальных потребностей ребенка. Способствует развитию слогового, звукобуквенного анализа.

Модуль №7 «Ларец». Специфика воздействия — помогает детям овладеть базовыми знаниями в обучении грамоте. Чтение — один из способов формирования грамотной устной речи у детей с речевыми нарушениями. Работа над лексикой обеспечивает более эффективное использование последующих модулей. 

На заключительном этапе ребенок, выполняя многооперационные действия, сопровождает полной фразой. Яркие, многофункциональные предметы будут мотивировать ребенка к формированию фразовой речи.

 

Игуменова Мария Сергеевна

педагог психолог 

СП детский сад «Красная Шапочка» 

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица