автор: Игуменова Мария Сергеевна
педагог психолог ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» СПдетский сад «Красная Шапочка» с. Большая Глушица
«Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности»
«Использование пособия «Фроссия» в работе с детьми с ОВЗ, а также с детьми дошкольного возраста
в группах общеразвивающей направленности»
Пособие «Фроссия» предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и представляет собой инструмент для работы психолога, дефектолога, логопеда в детских садах, образовательных учреждениях.
Система занятий с детьми, имеющими ОВЗ, выстраивается с учетом их особых образовательных потребностей, так, чтобы коррекционно-развивающий процесс был непрерывный и ребенок осваивал навыки поведения, двигательные и телесно ориентированные практики, через предметно-практическую деятельность осваивал базовые понятия, что является основой для уравнивания стартовых позиций данной категории детей. Вся работа с пособием вне зависимости от категорий детей с ОВЗ делится на несколько этапов.
Подготовительный этап. На данном этапе специалистами изучаются особенности развития — какие функции нарушены больше, на какие можно опираться и т.д. Успешность коррекционной работы с использованием материалов пособия зависит от сотрудничества с родителями.
Основной этап. Специалист знакомится с содержанием модулей пособия, выстраивает индивидуальную программу развития, которая включает следующие направления:
-формирование двигательных практик, необходимых для выполнения заданий;
-определение речевого сопровождения процесса (инструкций, невербальной
коммуникации).
Заключительный этап. Самостоятельные, целенаправленные действия детей с ОВЗ с пособием, сопровождающиеся речью. Базовые действия ребенка при работе с пособием. Все указания носят рекомендательный характер, поэтому специалисты и родители вправе варьировать ими:
-изучение предметов модулей: ребенок держит в руках детали, предметы,
рассматривает их;
-определение порядка действия (алгоритм простых действий): показать, одновременно объясняя порядок действий, проделать эти действия вместе с
ребенком.
-сложные многооперационные действия: в одном задании ребенок выполняет
несколько алгоритмов.
-беседа: поговорить с ребенком перед началом работы, показать заинтересованность взрослого в деятельности, в подаче материала, разнообразие действий и манипуляций.
В нашем дошкольном учреждении СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» статус ОВЗ имеют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с речевыми нарушениями практически не отличаются по сформированности высших психических функций от условно нормативных детей, но они испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. Работа над совершенствованием речи с помощью пособия проходит в определенной последовательности:
Модуль №6 «Шкатулка». Специфика воздействия — формирует тактильность, точность движения. В работе следует всегда называть цвета; звуковые элементы необходимо использовать для развития фонетико-фонематических процессов.
Модуль №4 «Туесок». Специфика воздействия — формирует точность движения, сенсорных эталонов.
Модуль №1 «Ящичек». Специфика воздействия — формирует способность в пространстве рабочего стола, придает уверенность в движениях, формирует ритм.
Модуль №2 «Коробок», модуль №3 «Сундучок». Специфика воздействия — материалы данных модулей рекомендуется объединить, чтобы сделать работу более эффективной. У ребенка с нарушениями речи повышается мотивационный компонент, увеличивается вариативность конструкций и их сложность, что позволит оперировать предложно-падежными конструкциями, способами словообразования и словоизменения.
Модуль №5 «Чемоданчик». Специфика воздействия — используется на основном этапе только после формирования базовых навыков. Модуль необходимо разбивать на части в зависимости от потребностей и индивидуальных потребностей ребенка. Способствует развитию слогового, звукобуквенного анализа.
Модуль №7 «Ларец». Специфика воздействия — помогает детям овладеть базовыми знаниями в обучении грамоте. Чтение — один из способов формирования грамотной устной речи у детей с речевыми нарушениями. Работа над лексикой обеспечивает более эффективное использование последующих модулей.
На заключительном этапе ребенок, выполняя многооперационные действия, сопровождает полной фразой. Яркие, многофункциональные предметы будут мотивировать ребенка к формированию фразовой речи.
Игуменова Мария Сергеевна
педагог психолог
СП детский сад «Красная Шапочка»
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица



