Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Ивлиева Алина Константиновна

Студентка Тульский Государственный Педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Микроцефалия и гидроцефалия: причины возникновения. Проявление и динамика развития. Структура интеллектуального дефекта

Микроцефалия как отдельная форма олигофрении была описана в XIX в. ( И. П. Мержеевским, 1871; Д. С. Зерновым, 1879; С. С. Корсаковым, 1894 и др.)

  1. Иван Павлович Мержеевский (1838 – 1908) — русский психиатр и невропатолог, профессор Императорской медико-хирургической академии. На основании изучения мозга микроцефалов-идиотов он опроверг «атавистическую» теорию происхождения врожденного слабоумия, выдвинутую Фогтом (К.Vogt), и показал, что между строением мозга микроцефалов и обезьян, имеется принципиальное различие; что при идиотии в мозге происходит не простая приостановка нормального развития, а потеря нормальных свойств вследствие патологических процессов в зародышевой жизни или в раннем детстве.
  2. Дмитрий Николаевич Зернов (1843-1917) – анатом, профессор анатомии медицинского факультета Московского университета. Д. Н. Зернов — сотрудник многих медицинских изданий. Отдельно появились:  «Индивидуальные типы мозговых извилин у человека» (М., 1877); «О пределах индивидуальных и племенных видоизменений типических бороздок и извилин мозга» (М., 1883), «Об атавизме микроцефалов» и др. его работы.
  3. Сергей Сергеевич Корсаков (1954-1900) — русский психиатр, отечественный психиатр и общественный деятель, доктор медицины, автор классического «Курса психиатрии» (1893). В 1893 году он издал «Курс психиатрии», составляющий отличное руководство для студентов и врачей. Корсаков работал также в области изучения психики микроцефалов и судебно-психиатрической экспертизы. Оставил значительное рукописное наследство, свидетельствующее о его успешной работе и в области невропатологии.

Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и  мозга вследствие их недоразвития, клинически сопровождающееся умственной отсталостью и неврологическими нарушениями.

Причины возникновения: 1. Инфекционные заболевания матери; внутриутробные инфекции;

тяжелая родовая травма; воздействие радиации; воздействие лекарственных препаратов;

алкогольная, наркотическая и никотиновая интоксикация плода; серьезное токсическое отравление матери во время беременности.

Формы микроцефалии: Первичную (наследственную); Вторичную (церебратическую, экзогенную)

Проявление первичной м:

Клинические проявления при вторичной м: — Такие больные имеют диспропорциональное телосложение; глубокое психическое недоразвитие;  отставание в росте и весе.

Динамика развития:

  1. 1. Голова микроцефалов, остается маленькой, а вот другие части тела с возрастом развиваются в нормальном режиме.
  2. 2. У больного ребенка постарше развивается умственная неполноценность, низкие интеллектуальные и логические способности.

Структура интеллектуального дефекта: Нарушение интеллекта достигает глубоких степеней (имбецильности и идиотии).Прогноз целиком определяется развитием интеллекта. При легких степенях нарушения интеллекта больные достаточно хорошо ориентируются в окружающем мире, приспособлены к жизни в семье, могут обучаться во вспомогательной школе и в дальнейшем выполнять несложную работу. При тяжелой степени умственной отсталости и нарушениях моторики дети нуждаются в опеке.

Лечение: Микроцефалия – заболевание  неизлечимое. Лечебные мероприятия помогают лишь уменьшить темп развития пороков, а также помогают адаптировать больного к жизни. При этом важно, чтобы лечение проходило в комплексе и включало медикаментозную терапию( употребление лекарств), терапия посредством физиотерапевтических процедур (лечеб физкультуру,электропроцедуры и массажи), а также психолого-социальная реабилитация(главную роль в жизни ребенка должны играть родители)

ГИДРОЦЕФАЛИЯ

Психическое состояние больных гидроцефалией характеризуется   особенностями, описанными Г. Е. Сухаревой (1965), и др.

Груня Ефимовна Сухарева (1891 – 1981)Советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Заслуженный деятель науки РСФСР. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении. Работы Г. Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии.

Гидроцефалия – патологический процесс в ЦНС, характеризующийся расширение желудочковых систем мозга и субарахноидальных пространств за счет избыточного накопления цереброспинальной жидкости в вентрикулярной  системе.

Причины гидроцефалии:

Врожденной: Пороки развития ликворной системы; Краниовертебральные аномалии; внутриутробные инфекции.

Приобретенная: Воспалительные процессы в мозге и его оболочках; внутримозговые опухоли.

Астрофическая: Возникает вследствие посттравматической гибели или возрастной атрофии тканей головного мозга.

Клиническое проявление гидроцефалии имеют характерные особенности:

  1. Увеличение размеров мозговой части черепа; 2. лицевая часть по сравнению с мозговой кажется маленькой; 3. у некоторых больных наблюдается вегетативно-эндокринные расстройства; 4. часто беспокойны, плохо прибавляют в весе; 5. Неврологические расстройства разнообразны и проявляются нистагмом, спастическими парезами и параличами конечностей, нарушениями мышечного тонуса, расстройствами координации и патологическими нарушениями, косоглазием; 6. реже наблюдается поражение слуха, приступы сильнейшей головной боли.

Динамика развития

  1. Больные испытывают трудности в обучении, быстро утомляются.
  2. Речь, как правило, развита лучше, чем мышление.
  3. Больные обладают большим запасом слов, пользуются сложными оборотами, смысла которых часто не понимают.
  4. У многих детей обнаруживается механическая память, способность к счетным операциям, музыкальный слух.
  5. Нарастают интеллектуальные, личностные и астенические нарушения.
  6. При прогрессировании гидроцефалии по мере нарастания атрофии

мозга уровень умственного развития заметно снижается.

  1. Ослабевает память, речь становится бедной и малоэмоциональной.

Структура интеллектуального дефекта: Нарушения интеллекта при гидроцефалии колеблются от глубокой идиотии до легкой дебильности. При компенсированной гидроцефалии интеллектуальное развитие ребенка может быть нормальным, он способен обучаться в массовой школе. При снижении интеллекта возможность обучения ребенка зависит от степени олигофрении. В состоянии  дебильности детей можно обучать во вспомогательных школах для умственно отсталых детей.

Лечение:

Ведение больных с гидроцефалией подразумевает:

  • проведение обстоятельных диагностических мероприятий;
  • выбор программы медикаментозного лечения;
  • непрерывный контроль над состоянием пациента и внесение соответствующих корректировок в схему лечения;
  • выполнение поддерживающих мероприятий за счет средств народной медицины;
  • проведение хирургических манипуляций в тяжелых ситуациях и в случае недостаточного ответа медикаментозного лечения