автор: Иванова Алена Вячеславовна
Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад 37
Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №37
Проект
“Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа”
Выполнила Иванова А.В.
Музыкальный руководитель
Апрель 2018г., Горки 2
Информационная карта проекта
- Продолжительность проекта: 2017-2018г.
- Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
- Участники проекта: воспитанники возрастных групп – младшая, средняя, старшая и подготовительная, педагоги, музыкальный руководитель.
- Возраст детей: 3-7 лет.
Обоснование:
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А. Сухомлинский
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с традициями и обычаями, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Актульность проекта
- В процессе воспитания и обучения понятие “творчество” неотрывно связано с такими понятиями, как “развитие”, “способности”.
- В системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Детский сад – это мир детства, радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники,традиции и обычаи. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
- Для успешного ознакомления с традициями и обычаями русского народа необходимо дать детям представление о культуре, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Цель проекта:
- Развитие творческих способностей детей через знакомство с традициями и обычаями русского народа.
- Приобщение к истории России.
- Воспитание интереса к традициям русского народа.
Задачи:
– Воспитивать интерес к народному искусству.
– Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного музыкального искусства.
Формы работы
– беседы, рассказы о традициях и обычаях русского народа;
– подбор литературы, иллюстраций, репродукций известных художников о народных праздниках;
– побдор музыкального репертуара;
– проведение развлечений, связанных с традициями и обычаями русского народа;
– создание атрибутов и оформление музыкального зала;
– составление электронной презентации по результатам работы по теме проекта.
Оборудование:
– мультимедийная презентация;
– музыкальные фрагменты: «Праздник Ивана купала», «Традиционная русская кухня», «Масленица», “Рождественские колядки”, “предметы быта”, “Народный костюм”, “Песни, запевы, хороводы”, “народные игры”, “Русские народные инструменты”
– методический материал;
– атрибуты: рушники, веточки вербы, пасхальные яйца, музыкальные инструменты, костюмы.
Перспективное планирование по проекту “Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа”
1 этап – подготовительный:
Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;
Информирование родителей о проекте «Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа»
2 этап – основной:
- Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
- Определение цели и задач проекта;
- Подбор литературы, пособий, атрибутов;
- Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;
- Составление тематического планирования мероприятий;
Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта.
Проведение семинаров для педагогов по проблеме приобщения дошкольников к русской национальной культуре.
Провести течение года:
Перспективное планирование по проекту “Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа”
Знакомство детей с устным народным творчеством.
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
1 | «Котик-коток» | Звучание потешки «Пошел котик во лесок». Проведение игр «В поясок» и «Салки-догонялки» | Младшая |
2 | «В гости к Хозяюшке» | Знакомство с потешкой про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик, огуречик». Разыгрывание сказки «Колосок» | Младшая |
3 | «Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятия прибауток, потешек. Проведение игры «Десять внучат». Загадывание загадок о кошке и петушке. | Средняя |
4 | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | Средняя |
5 | «Жихарка» | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Узнавание знакомых сказок по отдельным фразам из них | Средняя |
6 | «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. | Старшая |
7 | Русские потешки | Знакомство с потешками. Проведение русских народных игр «У дядюшки Трифона», «Горелки», «Золотые ворота». Отгадывание загадок | Старшая |
8 | «Жихарка» | Загадывание загадок о предметах народного быта. Разгадывание представления по мотивам сказки «Жихарка». Повторение знакомых и заучивание новых пословиц о дружбе и смелости. Определение в сказке «Жихарка» элементов, характерных для русских народных сказок | Старшая |
9 | «В гости к Хозяюшке» | Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря-заряница» | Подготовительная |
Знакомство детей с русской народной песней
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
1 | «Баю-баюшки-баю, баю Машеньку мою» | Укачивание младенца- куклы Маши. Пение колыбельных. | Младшая |
2 | «Весёлые музыканты» | Знакомство с шумовыми инструментами | Младшая |
3 | «Поиграем с куклой Машей» | Знакомство с песенками-потешками. Пение колыбельных | Младшая |
4 | «Теремок» | Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок». Исполнение русской народной песни. Проведение русской народной игры «Заинька» | Средняя |
5 | «Колыбельная песенка» | Знакомство детей с новыми колыбельными песнями. Исполнение детьми уже знакомых колыбельных | Средняя |
6 | «Козлик и дудочка» | Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой. Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских народных песен «Как у нас-то козел», «Бабушкин козлик»,»Петушок», «Гуси вы, гуси», «Курочка – рябушка» | Средняя |
7 | «Петушок и Баба Яга» | Использование на занятии мотивов русских народных сказок. Исполнение русских народных песен, закличек, частушек, танцев. Проговаривание скороговорок, рассказывание потешек, небылиц.Проведение русской народной игры «Бабка Ёжка» | Средняя |
8 | «Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай» | Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок. | Старшая |
9 | «Песня – душа народа» | Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов. Хоровод «Во поле береза стояла» | Старшая |
10 | Лирическая песня | Рассказ о том, что такое лирическая песня. Исполнение песен, плясок. | Старшая |
11 | Хороводная песня | Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. | |
12 | Плясовая песня | Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. | |
13 | «Без частушек прожить можно, да чего-то не живут» | Рассказ о частушках. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение частушек, песен, плясок. | |
14 | «Маша и медведь” | Использование на занятии сюжета одноименной русской народной сказки. Исполнение русских народных песен «Во поле береза стояла», «Куда летишь, кукушечка?», хороводной «Как пошли наши подружки», частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон» | Подготовительная |
15 | «Гусли звончатые» | Знакомство с русским народным инструментом гуслями. Разучивание русской народной песни «Тимоня» | Подготовительная |
16 | Дудочка | Знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Рассказывание сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко». Проведение русской народной игры «Пастух и стадо». Хоровод «Во поле берёза стояла». Изготовление детьми дудочек | Подготовительная |
Использование фольклора в развитии творческих способностей детей.
Номер занятия | Тема занятия | Фольклорное содержание | Возрастная группа |
1 | «Зайка беленький сидит» | Использование на занятии загадок о зайце и ёлке, потешек, колыбельной песни. Проведение русской народной игры «Салки-догонялки» | Младшая |
2 | «Волшебный бубен» | Проведение русских народных игр «Утица», «Пчелы и ласточка», «Заинька» | Младшая |
3 | «Весёлые гуси» | Пляска под русскую народную песню «Два весёлых гуся» | Младшая |
4 | «Кот Васька-именинник» | Проведение русских народных игр «Заинька», «Воробей», «Птички», «Кот и мыши» | Младшая |
5 | «Пастух и стадо» | Проведение русской народной игры «Пастух и стадо» | Младшая |
6 | «В гости к солнышку» | Использование на занятии закличек. Проведение русской народной игры «Солнышко-ведрышко» | Младшая |
7 | «Волк и козлята» | Проведение игры «Волк и козлята» (по одноименной русской народной сказки) и русской народной игры «Салки-догонялки». Хоровод под русскую народную мелодию | Младшая |
8 | «Я от бабушки ушел» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Колобок», потешки «Едет дедушка Егор». Проведение русских народных игр «Лошадки», «Лиса» | Младшая |
9 | «В гости к Хозяюшке» | Посещение «избы». Проведение русских народных игр «Жмурки», «Курочка». Хоровод «Васька серенький», пляска под русскую народную мелодию. | Средняя |
10 | «Возьмем в руки молоток и построим теремок» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Теремок» | Средняя |
11 | «Мы давно блинов не ели» | Проведение русских народных игр «Кто с нами?», «Пчелки», «Пирог» | Средняя |
12 | «Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки с мячом», «Салки-догонялки» | Средняя |
13 | Пасхальное яичко | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | Средняя |
14 | «Гуси-лебеди» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Гуси-лебеди». Проведение русской народной игры «Баба Яга» | Средняя |
15 | «В лес по грибы» | Использование на занятии пестушек и потешек. Проведение русской народной игры «У медведя во бору» | Средняя |
16 | «Колобок» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Колобок». Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки» | Средняя |
17 | «Заюшкина избушка» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Заюшкина избушка». Проведение русской народной игры «Салки-догонялки» | Средняя |
18 | «Мы кормушку сматерили» | Использование на занятии закличек, потешек, загадок. Проведение русских народных игр «Гори, гори ясно», «Воробей», «Птички». Хоровод «Ой, ты матушка Весна» | Старшая |
19 | «Теремок» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Теремок». Проведение русской народной игры «Скакалка» | Старшая |
20 | «В деревне» | Использование на занятии картин деревенской жизни. | Старшая |
21 | «Ехал Грека через реку…» | Использование на занятии скороговорок. | Старшая |
22 | «Солнышко-ведрышко, выгляни, высвети!» | Использование на занятии закличек, частушек, колыбельные песни. | Старшая |
23 | Игра с матрешкой | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Ловишки», «Ссалки с мячок», «Жаворонок» | |
24 | «Мы поедем в Городец покупать себе ларец» | Использование на занятии игрушек, сделанных детьми по типу изделий народных промыслов. Проведение русских народных игр «Лошадки», «Перетягивание каната» | Старшая |
25 | «Выпал беленький снежок» | Хоровод «Выпал беленький снежок». Проведение русских народных игр «Лиса и зайцы», «Медведь» | Старшая |
26 | Деревянные ложки | Проведение русской народной игры «Ручеек». Использование на занятии потешек. | Подготовительная |
27 | «Иван-царевич и Жар-птица» | Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных игр «Петушиный бой», «Два Мороза», «Водяной» | Подготовительная |
28 | «Помогай другу везде, не оставляй его в беде» | Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц, загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ёжка», «Ерыкалище» | Подготовительная |
Знакомство детей с русским народным искусством.
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
1 | «Домотканые половики» | Знакомство детей с домоткаными половиками и техникой их изготовления. Повторение выученных русских народны песенок и потешек. Проведение русской народной игры «Жмурки» | Младшая |
2 | Русская матрёшка | Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой. Исполнение песен, плясок. Проведение игр. | Младшая |
3 | «Весёлая ярмарка» | Знакомство с дымковской игрушкой, техникой её изготовления. Лепка детьми игрушек по типу дымковской. Использование на занятии русских народных костюмов | Средняя |
4 | Роспись силуэтов дымковской игрушки | Продолжение работы по ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Использование на занятии русских народных костюмов. Чтение стихов о дымковских игрушках, загадок. | Средняя |
5 | «Едет Ваня в новой шапке да на дымковской лошадке» | Продолжение работы с ознакомлению детей с дымковской игрушкой. Чтение потешек о дымковской игрушке. Исполнение русской народной песни «Пошла млада за водой». Рисование хохломских узоров. Оформление выставки рисунков. | Средняя |
6 | «Этот волшебный завиток» | Рассказ детей об основных элементах хохломской росписи. Повторение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве. Рисование хохломских узоров. Оформление выставки рисунков. | Старшая |
7 | Забавные птицы | Лепка дымковской игрушки – петушка | Старшая |
8 | «Сказочные птицы» | Роспись вылепленных птиц по типу дымковской. | Старшая |
9 | «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна» | Рассказ воспитателя о прялке. Знакомство с городецкой росписью. Проведение русской народной игры «Прялица» | Старшая |
10 | Народная вышивка | Обучение детей вышиванию тамбурным швом. Знакомство с народной вышивкой. | Старшая |
11 | «Волшебная птица» | Продолжение работы по ознакомлению детей с образцами вышивки и кружев. Исполнение русской народной песни «Уж я сеяла, сеяла ленок» | Подготовительная |
12 | «В гостях у хозяюшки» | Роспись силуэтов дымковских игрушек – барышни, коня, курочки, собаки, кота. Чтение потешек об этих животных. Исполнение пляски под мелодию русской народной песни. | Подготовительная |
13 | Знакомство с русской матрёшкой | Рассказ об истории возникновения матрёшки. Заучивание стихов о матрёшке. Проведение игры-хоровода с матрёшкой. | Подготовительная |
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками.
Номер занятия | Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
1 | Зимние святки | Рассказ о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок. | Старшая |
2 | Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями | Рассказ о рождественских песнях-колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка» | |
3 | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ёжка», «Прялица», «Башмачник». | Старшая, подготовительная |
4 | Масленица | Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки» и «Гори, гори ясно» | Старшая |
5 | Знакомство детей с маслечными песнями | Рассказ о Масленице. Пение песен о масленице. Проведение русских народных игр «Водить козла» и «Летят- не летят» | Старшая |
6 | «Алексей – с гор потоки» | Рассказ о народном празднике Алексей – с гор потоки. Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок», «Гуськи» и «Ручеёк». | Подготовительная |
7 | Вербное воскресение | Посещение «избы». Рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресения и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка», «Заря-заряница». Предстваление кукольного театра «Петрушка и солдат». Испонение песни «Солнышко» | Старшая |
8 | Пасха | Рассказ о праздновании Пасхи. Знакомство с пасхальными песнями, об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о праздновании последнего дня пасхальной недели – Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами. | Старшая |
9 | Ляльник | Рассказ о народном празднике Лялин день. Инсценировка сказки о Ляде. Исполнение русских народных песен «Ой ты, Груня, ты Груняша», «Как по морю, морю синему». Проведение русской народной игры «Ляля». | Старшая |
10 | Троица | Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах завивания березки, кумления и проводов русалок. Проведение русских народных игр «Венок», «В кресты». Хоровод «Во поле берёзка стояла». Исполнение песни «Берёзонька» | Старшая, подготовительная |
11 | Успение | Рассказ о праздниках Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас, Успение. Знакомство детей с народными приметами, обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками. Проведение русской народной игры «Кто с нами?» | Старшая, подготовительная |
12 | Семенов день | Рассказ о празднике Семенов день, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек» | Старшая, подготовительная |
13 | Покров | Рассказ о празднике Покров, народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила | Старшая, подготовительная |
14 | «Кузьминки – об осени одни поминки» | Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днём Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Чики-чикалочки», «Ай, тари, тари, тари». | Младшая, средняя |
15 | Кузьма-Демьян | Рассказ о празднике Кузьма-Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником. Проведение русских народных игр «Кузнецы», «Подушечка» | Старшая, подготовительная |
Механизмы реализации
Основные принципы в работе:
- Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
- Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
- Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Основные направления в работе по реализации проекта:
- Социально-коммуникативное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности – главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.
- Познавательное развитие формирует интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами, фольклором.
- Художественно- эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.
Содержание проекта «Развитие творческих способностей дошкольников через традиции и обычаи русского народа» включает в себя материалы по ознакомлению дошкольников с русской национальной культурой в разных видах деятельности.
Характерные особенности проекта:
- Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
- Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
- Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
Ожидаемые результаты
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям и жизни и быту русского народа.
- Развитие познавательной активности, любознательности.
- Сформированность чувств национального достоинства.
- Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.
- Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
Заключение
Традиции и обычаи русского народа – это яркие , полные веселья и интересных событий. Они очень разнообразные, хотя, к сожалению, некоторые из них уже давно не отмечаются. Но есть немного надежды на то, что утерянная культура начнет возрождаться и будет передаваться через поколения вновь. Русь – это страна, которая богата на традиции и обычаи. Большое количество праздников тому подтверждение. Эти традиции наполняли радостью и интересными событиями жизнь наших предков. Эти традиции необходимо возрождать и передавать потомкам.
Литературный материал:
– Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений “Знакомство детей с русским народным творчеством”, сост.- Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, 2015г, Санкт-Петербург
– С.Ю.Куликова “Детям о традициях и праздниках русского народа”, 2015г, Санкт-Петербург
– И.Каплунова “Наш веселый оркестр”, 2013г. Санкт-Петербург
– И.Каплунова “Ансамбль ложкарей”, 2015г. Санкт-Петербург