Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Иванейко Зульфия Барисовна
Преподаватель
АУ «Нефтеюганский политехнический колледж»

ОП.10 Основы финансовой грамотности

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

ОП.10 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 

Специальность: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Наименование профиля: естественно-научный

г. Нефтеюганск, 2023

 

         Рабочая программа учебной дисциплины профессионального цикла ОП.10 Основы финансовой грамотности разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «09» декабря 2016г. № 1565) по специальности среднего профессионального образования (далее — СПО) 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

 

Организация-разработчик: автономное учреждение профессионального образования ХМАО — Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».

 

Преподаватель: Иванейко Зульфия Барисовна

 

Рекомендовано предметно-цикловой комиссией профессионального цикла естественнонаучного и социально-экономического профиля, протокол

 

 № 11 от «14» июня 2023 г.

 

Руководитель предметно-цикловой комиссии

 

________________ /О.А. Цаплий/

    (подпись)                      (ФИО)

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. 11

  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  • Область применения рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, входящей в укрупнённую группу специальностей: 43.00.00 Сервис и туризм

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.10 Основы финансовой грамотности входит в профессиональный цикл.

  • Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Код ПК, ОК Умения Знания
ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Уметь:

— выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;

— анализировать структуру семейного бюджета;

— формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

— анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;

— различать виды ценных бумаг;

— определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

— различать виды кредитов и сферу их использования;

— рассчитывать процентные ставки по кредиту;

— выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. 

Знать:

— группы потребностей человека;

— экономические явления и процессы общественной жизни;

— влияние инфляции на повседневную жизнь;

— виды налогов;

— сферы применения различных форм денег

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 ч., в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 ч.

  • СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 32
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  32
в том числе:
    практические занятия 32
Промежуточная аттестация в форме: 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 
Наименование разделов и тем

занятия

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Вид 

нагрузки 

(лекция (л), практическая работа (п), лабораторная работа (л/р))

Объем часов Формируемые компетенции
1 2 3 4 5 6
4 семестр 
Раздел 1. Экономика семьи. 1/2
Тема.1.1

Вводное занятие.

Цели и задачи курса. Актуальность изучения основ финансовой грамотности при освоении профессий СПО. п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Личное финансовое планирование. Источники денежных средств семьи. п 1
Виды доходов и способы их получения
Различать виды доходов и способы их получения, рассчитывать доходы своей семьи, полученные из различных источников, рассчитывать свой доход, остающийся после уплаты налогов.  п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Структура доходов населения России. Формы вознаграждений наёмным работникам и от чего зависит уровень заработной платы. п 1
Права и обязанности наёмных работников по отношению к работодателю. Необходимость уплаты налогов, случаи для подачи налоговой декларации. Выплата выходного пособия при увольнении. Безработица, виды безработицы п 1
Структура доходов населения России.
Практическое занятие № 1:

Тест «Источники денежных средств семьи».

п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Тема 1.2. Контроль семейных расходов
Расходы. Структура расходов среднестатистической российской семьи. Использование полученных доходов на различных этапах жизни семьи. Контроль расходов, считать и фиксировать, на что тратятся полученные деньги. Практическое занятие № 2:

Тест «Контроль семейных расходов».

п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Тема 1.3. Семейный бюджет.
Различать личный бюджет и бюджет семьи. Дефицит (профицит) бюджета. Виды дефицита и способы избавления от хронического дефицита. Возникновение дефицита бюджета. Практическое занятие № 3:

Тест «Построение семейного бюджета».

п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Тема 1.4. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи.
Роль денег в нашей жизни. Мечта и цель: их отличие. Постановка личных (семейных) финансовых целей. Понятие замкнутого круга расходов. Источники создания богатства. Практическое занятие № 4:

Тест «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи»

п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Раздел 2. Накопления и средства платежа
Тема 2.1.

Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций

Инвестиции – сбережения на будущее. Сбережения. Банковский сберегательный вклад, процентная ставка.  п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Инфляция: темпы роста инфляции. Инвестиции. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ). п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Инвестиционный доход. Страхование жизни. п 1
Банковский сберегательный вклад, процентная ставка.
Практическое занятие № 5:

Тест «Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций».

Решение задач на определение процентного дохода по вкладам. Измерение допусков и посадок подшипников качения.

п 1
Тема 2.2. Валюта в современном мире.
Валюта. Валютный рынок. Валютный курс: фиксированный и регулируемый. п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Изменение валютного курса и его влияние на фирмы и население. Диверсификация рисков. п 1
Практическое занятие № 6:

Тест «Валюта в современном мире».

п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Тема 2.3. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости.
Пенсионная система. Пенсия: виды пенсий. Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд РФ (ПФРФ). п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Добровольное (дополнительные) пенсионные накопления. п 1
Негосударственный пенсионный фонд. п 1
Пенсионная система.
Практическое занятие № 7:

Тест «Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие старости».

п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Заполнение таблицы «Правила накопления и приумножения пенсионного сбережения». п 1
Тема 2.4.

Банковская система РФ.

Банки и их роль в жизни семьи. Банки. Принципы работы банковской системы РФ. Риски. п 1
Система страхования вкладов (ССВ). Центробанк и его роль в банковской системе РФ. п 1 ОК 01

ОК 03

ОК 04

Кредит: основные правила использования кредитов. Рефинансирование кредитов. Ипотека.  

Тест «Банки и их роль в жизни семьи».

п 1
Тема 2.5. Финансовые риски и способы защиты от них.
Инфляция. Экономический кризис. Банкротство финансовой организации. п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Финансовое мошенничество: виды и способы защиты от финансового мошенничества. Финансовая пирамида. п 1
Способы сокращения финансовых рисков. Практическое занятие №8.

Тест «Риски в мире денег».

п 1
Финансовые махинации
Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Махинации с кредитами. Действия, пострадавших от махинаций. п 1
Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Основные признаки мошеннических схем. п 1
Тема 2.6. Налоги
Виды и назначение налогов. Краткая история налогообложения. Расчет НДФЛ. Ставки НДФЛ Налоговые вычеты. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины п 1

ОК 01

ОК 03

ОК 04

Тема 2.7.

Бизнес, тенденции его развития и риски.

Бизнес, выручка, издержки (затраты), прибыль, организационно-правовые формы предприятия, налоги на бизнес, упрощённая система налогообложения, маржинальность, факторы, влияющие на прибыль компании.   п 1
Тест «Собственный бизнес». п 1
Итого  32

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета 

Учебный кабинет №А319

КАБИНЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

(3 этаж, № 17)

Оборудование кабинета: 

1.Рабочее место преподавателя — 1 (стол преподавателя — 1 шт., стул преподавателя — 1 шт.);

2.Комплект мебели ученической аудиторной (столы ученические – 13 шт., стулья ученические – 26 шт.);

3.Школьная доска – 1 шт.;

4.Компьютер – 1 шт.; 

5.Проекционный экран – 1 шт.;

6.Видеопроектор – 1 шт.;

  1. Информационный стенд – 1 шт.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения 

Основные источники:

  1. Основы финансовой грамотности: учебное пособие / В.А. Кальней, М.Р. Рогулина, Т.В. Овсянникова [и др.]; под общ. ред. В.А. Кальней. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 248 с. — (Среднее профессиональное образование).

  • КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды, формируемых общих и профессиональных компетенций   Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
— составлять личный и семейный бюджет;

— распределять личный доход между сбережениями и расходами;

— обоснованно выбирать конкретное учреждение финансовой сферы в качестве партнера;

— выбор наиболее рациональных форм использования кредитных, заемных ресурсов;

— выбор инструментов инвестирования ресурсов с учетом личных интересов или интересов бизнеса.

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Тестирование,

Работа с документами,

Беседы,

Выполнение практических работ,

Дифференцированный зачет

Знать:
— функции денег в повседневной жизни, основы управления личными финансами;

— основные характеристики оплачиваемой трудовой деятельности, различия между работой по найму и самозанятостью;

основные виды, функции и продукты, услуги учреждений финансовой сферы;

— условия и инструменты принятия грамотных потребительских решений в финансовой сфере;

— основные подходы к инвестированию ресурсов в современных экономических условиях;

— основные виды налогов, права потребителей услуг учреждений финансовой сферы и требования по обязательному раскрытию информации;

— основные виды рисков при использовании продуктов, услуг учреждений финансовой сферы.

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде