автор: Зыкова Елена Сергеевна

учитель русского языка и литературы частное общеобразовательное учреждение “Школа-интернат №33 ОАО “РЖД”

Обучение выразительному чтению учащихся среднего звена.

              Обучение выразительному чтению учащихся среднего звена.

  Известно, что чтение является для ребенка одним из основных источников познания мира, способствует формированию личности ученика, его мировоззрения.  Чтение существенно сказывается на повышении устной и письменной речи учащихся, а также развивает эмоциональную сферу их психики. Поэтому работа над формированием у учащихся прочных навыков чтения является важнейшим звеном в обучении русскому языку и другим школьным дисциплинам.

  Самым эффективным приёмом обучения школьников выразительному чтению является приём имитации, подражания чтению учителя. Учитель должен читать образцово, а это умение даётся тому, кто умеет хорошо говорить. Хорошо говорящий учитель, как правило, и хороший чтец: он умеет увидеть в читаемом тексте самое существо его содержания, умеет передать его голосом, интонацией. Правильное интонирование своей речи (в устном говорении и в чтении) предполагает не только компетентность, но и владение специфическими профессиональными навыками – дикции (энергичными артикуляциями звуков), просодии  (навыками изменять темп речи, изменять свой голос по силе, высоте тона, эмоциональной окраске), интонации в целом. Владея этими навыками, учитель может обучить выразительному чтению и своих учеников.

  Наблюдая  за своими учениками, мы видим, что не каждый из них может выразительно прочитать несложный в синтаксическом отношении текст, даже с предварительной подготовкой. И самой слабой, как правило, бывает интонационная сторона чтения. Именно на этом вопросе хотелось бы остановиться, поскольку это также является начальной подготовкой к устному экзамену по русскому языку в 9 классе.

  Школьная программа предусматривает определенный объем интонационных умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения русского языка. Дети должны научиться соблюдать правильную интонацию при произношении повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, соблюдать правильное логическое ударение, правильную интонацию в предложении с отсутствующей связкой, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обобщающим словом при однородных членах, в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, соблюдать правильную интонацию при обособлении, в предложениях с прямой речью.

  На 5 класс выпадает работа над соблюдением правильной интонации при произношении повествовательных, побудительных и восклицательных предложений. Как предусмотрено программой, почти весь материал для интонационной работы в 5 классе сосредоточен в разделе «Синтаксис и пунктуация» и не выходит за его рамки. В программе 6 класса работа над интонационными навыками учащихся не значится.

  Очевидно, для привития навыков выразительного в интонационном отношении чтения далеко не достаточно одного лишь знакомства учащихся с тем, какая интонация свойственна тем или иным синтаксическим конструкциям. Нужны многочисленные упражнения, причём выполняться они должны не только при изучении синтаксиса, но и в процессе работы над другими разделами русского языка, систематически, постоянно, несмотря на то, что учебник фактически не содержит таких упражнений. Таким образом, представляется целесообразным организовывать работу над интонацией в плане освоения учащимися как её отдельных компонентов, так и интонации предложений и значительных фрагментов текста, постепенно усложняя эту работу. Время для проведения такой работы изыскивается учителем не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы как можно чаще.

  Замечу также, что качество чтения зависит от правильного дыхания.  Поэтому учителю нужно дополнительно обращать внимание на осанку ребенка во время чтения. Спина должна быть прямой, плечи развёрнуты, голова слегка приподнята, но поза при этом не должна быть напряжённой.

  Таким образом, систематическая работа над выразительным чтением учащихся существенно облегчает изучение всех разделов курса русского языка, повышает культуру речи школьников, помогает более качественно подготовиться у устному экзамену в 9 классе.