Автор: Золотова Анастасия Викторовна

ТОГБОУ “Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции “Гармония” Рассказово

Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения.

Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

С каждым годом численность детей с особыми потребностями на территории Российской Федерации увеличивается. Сегодня проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной. 

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее напрямую зависит от умения трудиться от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими.

Развитие речи – одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе. 

Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, а иногда недоступности коммуникативных функций в целом. Они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.

Цель логопедического сопровождения – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Основная задача коррекционной работы – это создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. 

Необходимо формировать качественную сторону речевой деятельности в процессе общения, которая необходима для выхода в социум.

Крайне важно создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в речевом общении. В образовательном процессе детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие, заинтересовывает детей и раскрывает их потенциал.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы. У многих нарушены: диалогическая и монологическая речь, восприятие, внимание, память, затруднена способность устанавливать причинно-следственные связи. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми и сверстниками, не выражают заинтересованности в получении информации.

Коррекция речевых дефектов в логопедической работе достигается путем включаются нетрадиционных игровых приемов и методов, здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно добиться положительных результатов у детей с ОВЗ.

  1. Динамическая пауза – упражнения на развитие ориентации в пространстве и собственном теле – активизируют нервные процессы, развивает внимание, кинетическую память.
  2. Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, хорошо сочетается с физкультурными минутками. 
  3. Элементы цветотерапии и элементы  музыкотерапии. Использование цветовой гаммы и музыки на занятиях по логопедической коррекции могут способствовать успокоению, либо активизации речи ребенка.
  4. Зрительная гимнастика – снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.
  5. Упражнения на релаксацию – снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата, хорошо сочетаются с артикуляционной гимнастикой (это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата).
  6. Мимическая гимнастика способствует эмоциональному развитию и расслаблению мимических мышц. Можно использовать пиктограммы, которые облегчают восприятие и процесс запоминания предлагаемого материала. Пиктограммы являются вспомогательным средством развития навыков связной речи.
  7. Кинезиологические упражнения направлены на активизацию межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»), помогают активизировать различные отделы коры головного мозга. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
  8. Мнемотехнология – это схема, в которую вложена определенная информация для запоминания: стихотворений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
  9. Сказкотерапия – один из методов психологического воздействия на человека, который способствует развитию личности.

При выполнении заданий ребенку со стороны педагога оказывается необходимая помощь. Необходимо отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть коммуникативными навыками. Для каждого ученика выбирается оптимальный темп деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что все трудности преодолимы и успех возможен. Такая система организации занятия позволяет повысить качество обучения (использование жестовой речи, где развивается пассивная речь).

Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) «Определи количество слогов», «Назови различия и сходства», на коррекцию речевой системы в целом (развитие фонетико-фонематической стороны речи «Назови 1-й и последний звук в слове», лексико-грамматического строя «Один-много», «Назови ласково» и связной речи «Закончи предложение», «Придумай рассказ по серии картинок»).

Добиваться положительных результатов в логопедической работе позволяет использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия. Работа по логопедической коррекции направлена прежде всего на повышение уровня развития речи, реализацию интересов, установление активного взаимодействия с социумом, реализацию потребности в социальной безопасности.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, где основным из факторов является развитие речи, умение общаться с другими людьми и выражать свои мысли.