Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Захарченко Ольга Игоревна

учитель начальных классов МБОУ Одинцовская СОШ №8

Рабочая программа по математике УМК “Школа России” 4 класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

 

   Директор____________ УТВЕРЖДАЮ

О.Н.Бояринова

                 Приказ

 №           от_________

                   М.П.    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по предмету “ Математика”

4”В”,4”Д” классов

начальное общее образование

(ФГОС НОО)

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 

                                                                                                Составитель:

                                                                                              Захарченко О.И.

                                                                                  учителя начальных классов

2019 – 2020 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской «Математика» Сборник рабочих программ « Школа России» научный руководитель А. А. Плешаков. Москва «Просвещение» 2011г.

Рабочая программа реализуется через УМК « Школа России» « Математика 4 класс»:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В,Волкова С.И.,Степанова С.В.:М.-«Просвещение»,в 2-х ч.,2015 .

Согласно учебному плану МБОУ Одинцовской средней общеобразовательной  школы № 8 на реализацию этой программы отводится 4 часа в неделю,136 часов в год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.

 

Предметные результаты.

Тема «Числа и величины».

Ученик научится:

  •   читать,   записывать,    сравнивать, упорядочивать      числа от нуля до миллиона; •   устанавливать закономерность —   правило, по которому составлена числовая   последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу   (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); 
  •   группировать   числа по заданному   или самостоятельно установленному признаку; 
  •   читать   и записывать   величины (массу,   время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр   — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).  

Ученик получит возможность научиться:

  •   классифицировать   числа по одному   или нескольким основаниям, объяснять свои действия;   
  • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.  

Тема «Арифметические действия».

 Ученик научится:  

  • выполнять   письменно действия   с многозначными числами   (сложение, вычитание, умножение   и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц    сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);  
  • выполнять   устно сложение,   вычитание, умножение   и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых   к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);   
  •   выделять      неизвестный     компонент арифметического действия и находить его значение;    
  • вычислять      значение числового    выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок). 

  Ученик получит возможность научиться:     

  • выполнять действия с величинами;    
  •   использовать   свойства арифметических   действий для удобства вычислений;   
  •   проводить     проверку правильности       вычислений (с помощью обратного   действия, прикидки и оценки результата  действия).  

Тема «Работа с текстовыми задачами» .

    Ученик научится:  

  • анализировать       задачу, устанавливать     зависимость между величинами   и взаимосвязь между условием и   вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи,   выбирать и объяснять выбор действий;  
  • решать   учебные задачи   и задачи, связанные   с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия); 
  • оценивать   правильность   хода решения   и реальность ответа на вопрос задачи.  

 

 

Ученик  получит возможность научиться

  • решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); 
  • решать задачи в 3—4 действия;     
  • находить разные способы решения задачи.  

 Тема  «Пространственные   отношения. Геометрические фигуры»

       Ученик научится:    

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;               •распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная,   прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;    
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;    
  • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. 

     Ученик  получит возможность научиться:  

  •   распознавать,       различать и называть     геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.  

    Тема «Геометрические величины» .

     Ученик научится:     

  • измерять длину отрезка;     
  • вычислять       периметр треугольника,      прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;      
  • оценивать   размеры геометрических   объектов, расстояний приближенно (на глаз).

      Ученик  получит возможность научиться:   

  • вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.  

   Тема «Работа с данными»  .

    Ученик  научится:     

  • читать несложные готовые таблицы;     
  • заполнять несложные готовые таблицы;      
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.  

    Ученик  получит возможность научиться: 

  • читать несложные готовые круговые диаграммы.   
  •   достраивать       несложную готовую      столбчатую диаграмму;  
  •   сравнивать   и обобщать   информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;   
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы  и диаграммы);  
  •   планировать       несложные исследования,      собирать и представлять полученную   информацию с помощью таблиц и диаграмм ; 
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении     несложных исследований (объяснять, сравнивать     и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).  

 

Метапредметные результаты:

 

Личностные результаты:

 

У ученика будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  •  уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  •  навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  •  навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  •  уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

 

           Регулятивные УУД:

 

Ученик научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  •  определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

Познавательные  УУД:

 

Ученик научится:

  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
  • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
  • алгоритм), план поиска информации;
  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные УУД

 

Ученик научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  • принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • * навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Ученик получит возможность научиться:

    • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
  • обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел 2.  Содержание учебного предмета.

 

2.1.Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы вычислений.
2.2.Числа, которые  больше 1000. Нумерация (11 ч)
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
2.3.Числа, которые больше 1000. Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

 

2.4.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79,  729 – х = 217 + 163,  х – 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
2.5.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (74 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;  деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х – 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами .
2.6. Итоговое повторение (10 ч)

                            Раздел 3. Тематическое планирование.

 

Наименование разделов и тем Общее количество часов на изучение Количество контрольных работ
1 Числа от 1до 1000. Повторение. 13
2 Числа, которые больше1000.Нумерация. 11 1
3 Числа, которые больше 1000.Величины 16 1
4 Числа ,которые больше 1000.Сложение и вычитание. 12 1
5 Числа ,которые больше 1000.Умножение и деление. 74 5
6 Итоговое повторение. 10 1
Итого: 136 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Приложение

Календарно-тематическое   планирование 4”В” класса        

 

№п/п Раздел, тема урока Плановые

сроки  про-

хождения

темы

Фактические

сроки (и/или

коррекция

Примечание
Раздел 1.

                        Числа от 1 до 1000.Повторение.(13ч.)

1 Повторение. Нумерация чисел.
2 Порядок действий в числовых выражениях.
3 Нахождение суммы нескольких слагаемых.
4 Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел.
5 Умножение трёхзначного числа на однозначное.
6 Письменное умножение однозначных чисел на многозначное.
7 Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное.
8 Деление трёхзначного числа на однозначное.
9 Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное.
10 Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.
11 Знакомство со столбчатыми диаграммами. 
12 Чтение и составление столбчатых диаграмм.
13 Что узнали, Чему научились. 
                                                          Раздел 2.

                                 Числа, которые больше1000.Нумерация. (11 ч.)

14 Класс единиц и класс тысяч.
15 Чтение многозначных чисел.
16 Запись многозначных чисел
17 Запись многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
18 Сравнение многозначных чисел.
19 Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз.
20 Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.
21 Класс миллионов и миллиардов. 
22 Проект « Математика вокруг нас».
23 Что узнали. Чему научились. 
24 Контрольная работа 
                                                          Раздел 3.

                             Числа, которые больше 1000.Величины  ( 16 ч.)

25 Анализ контрольной работы. Единицы длины.
26 Соотношение между единицами длины.
27 Единицы площади.
28 Таблица единиц площади.
29 Определение площади с помощью палетки.
30 Масса. Единицы массы.
31 Таблица единиц массы
32 Контрольная работа 
33 Анализ контрольной работы.
34 Время Единицы времени.
35 Единица времени-сутки.
36 Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
37 Единица времени-секунда.
38 Единица времени-век.
39 Таблица единиц времени. 
40 Проверим себя, оценим свои достижения.
                                                            Раздел 4.

                Числа ,которые больше 1000.Сложение и вычитание (12ч.)

41 Устные и письменные приёмы вычислений.
42 Приём письменного вычитания для случаев вида:7000-456.
43 Нахождение неизвестного слагаемого.
44 Нахождение неизвестного уменьшаемого ,вычитаемого.
45 Нахождение нескольких долей целого.
46 Решение задач. Нахождение нескольких долей целого.
47 Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий.
48 Сложение и вычитание значений величин.
49 Решение задач. 
50 Контрольная работа 
51 Анализ контрольной работы.
52 Проверим себя и оценим свои достижения.
                                                        Раздел 5.

                  Числа ,которые больше 1000.Умножение и деление. (74 ч.)

53 Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.
54 Письменное умножение многозначного числа на однозначное.
55 Умножение на 0 и 1.
56 Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. 
57 Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.
58 Деление многозначного числа на однозначное.  Промежуточная диагностика.
59 Письменное деление многозначного числа на однозначное.
60 Контрольная работа 
61 Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.
62 Письменное деление многозначного числа на однозначное.
63 Решение задач на пропорциональное деление.
64 Письменное делениемногозначного числа на однозначное
65 Решение задач на пропорциональное деление.
66 Деление многозначного числа на однозначное.
67 Деление многозначного числа на однозначное. 
68 Проверим себя и оценим свои достижения.
69 Контрольная работа 
70 Анализ контрольной работы .
71 Скорость. Время. Единицы скорости.
72 Взаимосвязь между S.V.T
73 Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.
74 Решение задач на движение. 
75 Умножение числа на произведение.
76 Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
77 Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
78 Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
79 Решение задач на одновременное встречное движения.
80 Перестановка и группировка множителей.
81 Повторение пройденного.
82 Деление числа на произведение.
83 Деление числа на произведение
84 Деление с остатком на 10,100,1000
85 Составление и решение задач, обратных  данных.
86 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
87 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
88 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
89 Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. 
90 Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.
91 Что узнали. Чему научились. 
92 Проверим себя и оценим свои достижения.
93 Урок –проект                                   

   « Математика вокруг нас.»

94 Контрольная работа 
95 Анализ работы. Умножение числа на сумму
96 Умножение числа на сумму.
97 Письменное умножение многозначного числа на двузначное.
98 Письменное умножение многозначного числа на двузначное.
99 Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
100 Решение текстовых задач
101 Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
102 Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
103 Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
104 Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное.
105 Что узнали .Чему научились. 
106 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
107 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
108 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
109 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
110 Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком
111 Письменное деление многозначного числа на двузначное .
112 Письменное деление многозначного числа на двузначное по плану.
113 Письменное деление многозначного числа на двузначное .Изменение пробной цифры.
114 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
115 Письменное деление многозначного числа на двузначное.
116 Письменное деление многозначного числа на двузначное,когда в частном есть нули.
117 Письменное деление многозначного числа на двузначное,когда в частном есть нули.
118 Что узнали? Чему научились? 
119 Контрольная работа 
120 Деление многозначного числа на трёхзначное.
121 Деление на трёхзначное число.
122 Проверка умножения и деления.
123,

124

Проверка деления с остатком
125 Контрольная работа 
126 Повторение. 
                                                    Раздел 6.

                                      Итоговое повторение.(10ч.)

127

128

Итоговая контрольная работа  
129

130

Повторение.
131

132

Решение нестандартных задач
133

134

Решение задач повышенной сложности.
135

136

Обобщающий урок-игра « В поисках клада.»

 

                                                Итого 136 часов