автор: Захарченко Ольга Игоревна
учитель начальных классов МБОУ Одинцовская СОШ №8
Рабочая программа по математике УМК “Школа России” 4 класс.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Директор____________ | УТВЕРЖДАЮ
О.Н.Бояринова Приказ № от_________ М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету “ Математика”
4”В”,4”Д” классов
начальное общее образование
(ФГОС НОО)
Составитель:
Захарченко О.И.
учителя начальных классов
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе авторской «Математика» Сборник рабочих программ « Школа России» научный руководитель А. А. Плешаков. Москва «Просвещение» 2011г.
Рабочая программа реализуется через УМК « Школа России» « Математика 4 класс»:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В,Волкова С.И.,Степанова С.В.:М.-«Просвещение»,в 2-х ч.,2015 .
Согласно учебному плану МБОУ Одинцовской средней общеобразовательной школы № 8 на реализацию этой программы отводится 4 часа в неделю,136 часов в год.
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
Тема «Числа и величины».
Ученик научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона; • устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Ученик получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Тема «Арифметические действия».
Ученик научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Тема «Работа с текстовыми задачами» .
Ученик научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задачи.
Тема «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Ученик научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; •распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Тема «Геометрические величины» .
Ученик научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Ученик получит возможность научиться:
- вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Тема «Работа с данными» .
Ученик научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Ученик получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы.
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм ;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре;
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
- навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;
Ученик получит возможность для формирования:
- понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
- выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
- осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
- алгоритм), план поиска информации;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- * навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
-
- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
- обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.
Раздел 2. Содержание учебного предмета.
2.1.Числа от 1 до 1000. Повторение (13 ч) |
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 – 4 действия. Письменные приемы вычислений. |
2.2.Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) |
Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. |
2.3.Числа, которые больше 1000. Величины (16 ч) |
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
|
2.4.Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (12 ч) |
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х – 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. |
2.5.Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (74 ч) |
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х – 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами . |
2.6. Итоговое повторение (10 ч)
Раздел 3. Тематическое планирование. |
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ |
1 | Числа от 1до 1000. Повторение. | 13 | |
2 | Числа, которые больше1000.Нумерация. | 11 | 1 |
3 | Числа, которые больше 1000.Величины | 16 | 1 |
4 | Числа ,которые больше 1000.Сложение и вычитание. | 12 | 1 |
5 | Числа ,которые больше 1000.Умножение и деление. | 74 | 5 |
6 | Итоговое повторение. | 10 | 1 |
Итого: | 136 | 9 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование 4”В” класса
№п/п | Раздел, тема урока | Плановые
сроки про- хождения темы |
Фактические
сроки (и/или коррекция |
Примечание |
Раздел 1.
Числа от 1 до 1000.Повторение.(13ч.) |
||||
1 | Повторение. Нумерация чисел. | |||
2 | Порядок действий в числовых выражениях. | |||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | |||
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | |||
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | |||
6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначное. | |||
7 | Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное. | |||
8 | Деление трёхзначного числа на однозначное. | |||
9 | Приёмы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное. | |||
10 | Деление трёхзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | |||
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. | |||
12 | Чтение и составление столбчатых диаграмм. | |||
13 | Что узнали, Чему научились. | |||
Раздел 2.
Числа, которые больше1000.Нумерация. (11 ч.) |
||||
14 | Класс единиц и класс тысяч. | |||
15 | Чтение многозначных чисел. | |||
16 | Запись многозначных чисел | |||
17 | Запись многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | |||
18 | Сравнение многозначных чисел. | |||
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10,100,1000 раз. | |||
20 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | |||
21 | Класс миллионов и миллиардов. | |||
22 | Проект « Математика вокруг нас». | |||
23 | Что узнали. Чему научились. | |||
24 | Контрольная работа | |||
Раздел 3.
Числа, которые больше 1000.Величины ( 16 ч.) |
||||
25 | Анализ контрольной работы. Единицы длины. | |||
26 | Соотношение между единицами длины. | |||
27 | Единицы площади. | |||
28 | Таблица единиц площади. | |||
29 | Определение площади с помощью палетки. | |||
30 | Масса. Единицы массы. | |||
31 | Таблица единиц массы | |||
32 | Контрольная работа | |||
33 | Анализ контрольной работы. | |||
34 | Время Единицы времени. | |||
35 | Единица времени-сутки. | |||
36 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | |||
37 | Единица времени-секунда. | |||
38 | Единица времени-век. | |||
39 | Таблица единиц времени. | |||
40 | Проверим себя, оценим свои достижения. | |||
Раздел 4.
Числа ,которые больше 1000.Сложение и вычитание (12ч.) |
||||
41 | Устные и письменные приёмы вычислений. | |||
42 | Приём письменного вычитания для случаев вида:7000-456. | |||
43 | Нахождение неизвестного слагаемого. | |||
44 | Нахождение неизвестного уменьшаемого ,вычитаемого. | |||
45 | Нахождение нескольких долей целого. | |||
46 | Решение задач. Нахождение нескольких долей целого. | |||
47 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. | |||
48 | Сложение и вычитание значений величин. | |||
49 | Решение задач. | |||
50 | Контрольная работа | |||
51 | Анализ контрольной работы. | |||
52 | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
Раздел 5.
Числа ,которые больше 1000.Умножение и деление. (74 ч.) |
||||
53 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | |||
54 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное. | |||
55 | Умножение на 0 и 1. | |||
56 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | |||
57 | Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. | |||
58 | Деление многозначного числа на однозначное. Промежуточная диагностика. | |||
59 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | |||
60 | Контрольная работа | |||
61 | Решение задач на увеличение, уменьшение числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | |||
62 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. | |||
63 | Решение задач на пропорциональное деление. | |||
64 | Письменное делениемногозначного числа на однозначное | |||
65 | Решение задач на пропорциональное деление. | |||
66 | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
67 | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
69 | Контрольная работа | |||
70 | Анализ контрольной работы . | |||
71 | Скорость. Время. Единицы скорости. | |||
72 | Взаимосвязь между S.V.T | |||
73 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | |||
74 | Решение задач на движение. | |||
75 | Умножение числа на произведение. | |||
76 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
77 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
79 | Решение задач на одновременное встречное движения. | |||
80 | Перестановка и группировка множителей. | |||
81 | Повторение пройденного. | |||
82 | Деление числа на произведение. | |||
83 | Деление числа на произведение | |||
84 | Деление с остатком на 10,100,1000 | |||
85 | Составление и решение задач, обратных данных. | |||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
90 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях. | |||
91 | Что узнали. Чему научились. | |||
92 | Проверим себя и оценим свои достижения. | |||
93 | Урок –проект
« Математика вокруг нас.» |
|||
94 | Контрольная работа | |||
95 | Анализ работы. Умножение числа на сумму | |||
96 | Умножение числа на сумму. | |||
97 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | |||
98 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное. | |||
99 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | |||
100 | Решение текстовых задач | |||
101 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | |||
102 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | |||
103 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | |||
104 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное. | |||
105 | Что узнали .Чему научились. | |||
106 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
107 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
108 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
109 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
110 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | |||
111 | Письменное деление многозначного числа на двузначное . | |||
112 | Письменное деление многозначного числа на двузначное по плану. | |||
113 | Письменное деление многозначного числа на двузначное .Изменение пробной цифры. | |||
114 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
115 | Письменное деление многозначного числа на двузначное. | |||
116 | Письменное деление многозначного числа на двузначное,когда в частном есть нули. | |||
117 | Письменное деление многозначного числа на двузначное,когда в частном есть нули. | |||
118 | Что узнали? Чему научились? | |||
119 | Контрольная работа | |||
120 | Деление многозначного числа на трёхзначное. | |||
121 | Деление на трёхзначное число. | |||
122 | Проверка умножения и деления. | |||
123,
124 |
Проверка деления с остатком | |||
125 | Контрольная работа | |||
126 | Повторение. | |||
Раздел 6.
Итоговое повторение.(10ч.) |
||||
127
128 |
Итоговая контрольная работа | |||
129
130 |
Повторение. | |||
131
132 |
Решение нестандартных задач | |||
133
134 |
Решение задач повышенной сложности. | |||
135
136 |
Обобщающий урок-игра « В поисках клада.» |
Итого 136 часов