автор: Захарова Татьяна Анатольевна
воспитатель МДОУ детский сад «Ромашка» ГО «Поселок Агинское»
Конспект НОД «Крахмал и его свойства»
МДОУ «Ромашка» пгт. Агинское
Забайкальский край
Воспитатель Захарова Татьяна Анатольевна
Конспект занятия по познавательному
развитию в подготовительной группе
«Крахмал и его свойства».
Цель: Развитие навыков проведения лабораторных опытов ( опытно- экспериментальной деятельности).
Задачи: 1. — Познакомить детей со свойствами крахмала: цвет, запах, вкус, окрашивание, растворимость ( нерастворимость) в воде, взаимодействие с воздухом.
-Познакомить с назначением ( использованием) и способом получения крахмала в домашних условиях.
- –Развивать психические процессы, познавательный интерес к экспериментальной деятельности, навыки свободного общения со взрослыми, умение работать в группе.
- –Воспитывать аккуратность, умение слушать, выполнять поставленную задачу.
Оборудование: крахмал, кисель в кружках, очищенный картофель, нарезанный ломтиками, клейстер, кисточки, салфетки, лупы, стаканы с водой, пиалы с вареньем, раздаточный материал, горячая вода , фартуки.
Интегрируемые образовательные области: Коммуникация, художественный труд, безопасность.
Методические приемы:
Вводно- мотивационная часть:
- Аутотренинг.
Здравствуй, небо!
Здравствуй, земля!
Здравствуйте, наши друзья!
- Сегодня почтальон принес в нашу группу письмо. « Здравствуйте. ребята! Я знаю, что вы любознательные, умные и сообразительные дети. Вы всегда хотите знать много интересного, поэтому я хочу пригласить вас к себе в гости, кое- что рассказать вам и чему- то научить. Узнаете обо всем, когда прилетите ко мне в деревню на ковре- самолете.»
Тетушка Варварушка.
— Ну что, принимаем приглашение тетушки Варварушки? Тогда нам нужно поторопиться. Проходите на ковер- самолет, усаживайтесь поудобнее. Возьмитесь за руки и закройте глаза. Мы отправляемся в полет.
(Звучит полетная музыка. Воспитатель одевает сарафан,
Косынку. По окончании музыки дети открывают глаза,
встают).
Тетушка Варварушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут тетушка Варварушка. Я очень рада вас видеть. Проходите в мой дом. Я тут домашними делами занималась: картофель почистила. Посмотрите внимательно на него. Какого он цвета? ( ответы детей)
Ой, я забыла, вы , наверное, устали, пока летели, вам хочется пить? Угощу- кА я вас своим кисельком.( дети пьют кисель).
Кто знает, из чего заваривают кисель?
Вы видели крахмал? А из чего получают крахмал?
Я вас и пригласила к себе в гости, чтобы вы узнали все о крахмале. Проходите в мою деревенскую лабораторию. ( дети одевают фартуки)
Вспомните правила поведения в лаборатории.
Операционно- содержательная часть:
1.Опыт №1 « Определение на ощупь, вкус и запах»
Крахмал- это вещество. Ложечкой насыпьте крахмал в свои тарелочки .
Какого цвета крахмал? Понюхайте его. Наберите крахмал в ложечку и попробуйте его. Крахмал безвкусный. Потрогайте крахмал, нажмите на него, что чувствуете? ( хрустит, скрипит). Почему он хрустит, вы узнаете чуть позже. На что похож крахмал? ( на муку).
Вывод: Крахмал- это вещество белого цвета, безвкусный, не имеет запаха, хрустит при нажатии, похож на муку.
2.Опыт №2 « Поведение крахмала в холодной воде»
Какого цвета вода? А крахмал? Насыпьте крахмал в стакан с водой. Размешайте. Что вы видите? Каким цветом стала вода? Что она напоминает ? ( молоко)
Вывод: Крахмал окрашивает холодную воду в белый цвет. Легко размешивается в холодной воде, не собирается в комочки.
3.Опыт№3 «Крахмал + горячая вода = клейстер»
Заливаем крахмал горячей водой и быстро размешиваем. Эта смесь (пока будем так говорить) вам что- нибудь напоминает? Макните указательным пальцем в эту смесь и соедините с большим пальцем. Что чувствуете? Возьмите кисточку и нанесите эту смесь на кружочки. Которые лежат перед вами. Приклейте кружочки на листочки. Кто догадался, с помощью чего мы клеили?
Вывод: Если крахмал залить горячей водой и быстро перемешать, то получится клейкая масса, которая называется клейстер, который используется при склеивании чего- либо. В горячей воде крахмал собирается в комочки.
4.Опыт№4 «Крахмал оседает в воде».
Возвращаемся к 1 столу.
Что произошло с крахмалом, который мы размешивали в холодной воде?
Вывод: Крахмал в холодной воде легко размешивается, не собирается в комочки, окрашивает воду в белый цвет и через некоторое время оседает на дне посуды. Вода снова становится прозрачной. Значит, в холодной воде крахмал не растворяется.
5.Опыт№5 «Взаимодействие крахмала, полученного в домашних условиях, с воздухом. Получение крахмала».
Что произошло с картофелем, который был порезан ломтиками? (почернел). Проведите указательным пальцем по картофелю, что видите? ( палец побелел). А теперь соедините указательный палец с большим и потрите, что чувствуете? (скрип). Из картофеля выделился крахмал. Возьмите лупу и рассмотрите крахмал. Что видите? ( мелкие, блестящие, сверкающие частички) . Эти частички при надавливании на них и дают скрип, поэтому крахмал хрустит.
Вывод: Крахмал содержится в картофеле.
Возникает вопрос: почему картофель почернел? Оказывается, крахмал, который получают в домашних условиях, при взаимодействии с воздухом чернеет. А крахмал, который насыпан в тарелочках, не почернел, хотя уже сколько времени находится открытым, потому что это переработанный крахмал – это промышленный крахмал. Его получили на фабрике, он подвергся специальной обработке.
6.Опыт№6 «Заваривание киселя».
А сейчас вы вместе заварим кисель. Пододвиньте к себе кружечки, положите в них ложечку крахмала, добавьте ложечку варенья, перемешайте. Что произошло с крахмалом? ( он поменял цвет, значит он окрашивается). Я налью в ваши кружки кипяток и быстро перемешаю. У нас получился кисель.
Вывод: Крахмал окрашивается. Если смешать крахмал с вареньем и залить кипятком, получается питьевой продукт – кисель.
Из крахмала не только заваривают кисель. Его еще добавляют в тесто для блинов, даже в салаты.
Как вы думаете, кисель полезен?
- Завершение экспериментов.
К сожалению, деревенская лаборатория сейчас закроется, мне пора возвращаться домой, а вам в д/ сад. Ждите моего следующего приглашения .
Ребенок: Уходить нам очень жаль,
Но мы верим, что потом
Экспериментировать еще придем.
Проходите на ковер- самолет, закройте глаза. Счастливого пути!
( Звучит музыка, воспитатель переодевается)
Оценочно- рефлексивная часть:
Воспитатель: Ребята. Я отстала от вас и вы без меня улетели к тетушке Варварушке. С чем вы познакомились в деревенской лаборатории? Расскажите все, что вы теперь знаете о крахмале.
Пока вы летели в д. сад, тетушка Варварушка мне позвонила и сказала, что вы- молодцы!



