Республика Мордовия, г. Рузаевка
«Детский сад №4 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Занятие комплексное
для старшей группы «Путешествие в весенний лес»

Воспитатель :Горбунова Татьяна Анатольевна

Рузаевка, 2016 год

Программное содержание: познакомить детей с весенними явлениями природы в лесу. Продолжать развивать связную речь; работа над дыханием, дикцией, интонационной выразительностью. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать, что лес – «многоэтажный дом», в котором на разных этажах, живут много растений и животных, которые нужны друг другу, учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни. Воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание ее сохранять. Развивать чувство долга. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет в пределах до 10.

Материалы: изооборудование, лото, атрибуты к играм.

Предварительная работа: беседа о животных, птицах, рассматривание альбомов, разучивание стихов, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Ребята, какое у нас сегодня замечательное утро. А какое солнышко! Оно посылает свои жаркие лучи, чтобы согреть нас. Как приятно, тепло нам стало.
Вдруг набежала тучка и заслонила солнышко, подул ветер, нам стало холодно.
Тучка ушла, солнышко засияло еще ярче, давайте протянем ладошки к солнышку, погреем свои ручки. Как хорошо. Улыбнитесь друг другу.
– Ребята! Сегодня я проснулась от веселого перезвона капели за окном и птичьего концерта. Расчирикались и расщебетались птицы. Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошел так тихо ,тихо
Ну конечно не слониха,
И никто из вас не слышал,
Как подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит,
Тише всех пришла весна.
– Ребята, вы наверное догадались, что мы сегодня будем говорить о весне.
Весна. Какая она?(нежная, радостная, пахучая). Что за чудеса происходят весной? ( тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, расцветают цветы). Весна удивительное время перемен , природа пробуждается, все вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Весной удивляет все, и голубое небо, и нежная зеленая первая травка. Сколько месяцев длится весна(три). Какой месяц по счету? (второй).
Сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес.

Мы в лес словно в сказку
Пойдем друзья,
Возьмем с собой знания,
Без них нам нельзя.
Нас ждут приключения, загадки, успех,
Ведь лес – это чудо, и сказка для всех!

(взявшись за руки, идем по тропинке).
– Дети, а что это такое? ( стоит указатель). Направо пойдешь
, в страну сказок попадешь, прямо пойдешь – в весенний лес попадешь, а налево пойдешь,- к зиме попадешь.
– Ребята, куда нам идти?
– В весенний лес.
Музыка П.И. Чайковского «Весна».
– Посмотрите, какая красивая полянка, здесь и остановимся, а какой воздух чистый, давайте вдохнем, выдохнем, еще раз, какой чудесный аромат.
– Давайте поздороваемся с лесом.
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь- мы свои.
(звон колокольчика, входит Вирява ( в переводе с мордовского «Вирява» – хозяйка и хранительница леса).
– Я глазами меткими, гляжу на чуткий лес. Живу в лесу я издавна, слежу за лесом пристально, чтоб лес не заболел. Чтоб ветки были сильными, чтоб жук кору не ел.
-Здравствуйте гости дорогие, догадались кто я? Я Вирява – хозяйка леса.
-Зачем пожаловали?
– Мы пришли, чтобы встретится с лесными жителями и узнать как изменился лес после зимы.
– Хорошо, но сначала я проверю, знаете ли вы лесных жителей. Ответьте на мои вопросы.
– Почему муравьев называют санитарами леса?( они убиваю тлю и гусениц, которые вредят растениям и деревьям)
Какие цветы распускаются весной? ( подснежники, ландыши).
– Я хочу поиграть с вами в игру: «Кто быстрее соберет цветок»,но собрать его надо так: какая цифра стоит в середине цветка, столько и лепестков.
Молодцы! Быстро справились с заданием. Добро пожаловать в таинственный мир леса . Я ухожу ,у меня еще много дел. А мои помощники ,будут вам встречаться на пути.(дети идут дальше).
-Ребята, посмотрите, кто это сидит под деревом? Да это же белочка. — Здравствуй, белочка!

-Здравствуйте, ребята! Я ждала вас ,приготовила для вас задание: перед вами на картинке два ежа, вы должны найти пять отличий.(дети находят)
Влетает сорока : -Беда! Беда! Лесорубы вырубили часть деревьев в нашем лесу .А птицы летят из теплых стран ,где же они будут гнезда вить? Ведь одни пеньки остались. Вот я зарисовала.
-Ребята, что же делать .(Давайте нарисуем верхушки пенькам, а поскольку лес волшебный, деревья оживут.
Дети начинают дорисовывать ветки с листочками.
-Сорока, посмотри как красиво получилось.
-Ребята, а вы не забыли птиц, которые прилетают к нам весной?
(скворцы, зяблики, ласточки)
Спасибо, вам ,ребята!
-Сорока, передай Виряве ,что все задания мы выполнили.
Заходит Вирява.
Молодцы, ребята, теперь я вижу ,что вы настоящие друзья природы.
-Лес-это многоэтажный дом. На каждом этаже свои жильцы. Кто живет на верхушках деревьев?(белки, совы).Пониже в кустарниках(соловьи)
На земле живет много лесного народа.(лягушки ,насекомые)
Особый этаж под землей занимают крот, черви, почвенные насекомые.
Все это –лесные обитатели. Они живут в одном лесу. Каждый находит себе пищу, места для гнезд, .Люди-гости леса. Они не должны мешать лесным жителям разрушать и загрязнять их дом.
Давайте улыбнемся
Как хорошо вокруг
Природа наш хороший
Наш добрый, верный друг!
-Кажется, дождик собирается. Пора нам домой. До свиданья, Вирява . Спасибо тебе.
До свиданья ,дети. Вот вам от меня подарок(орешки, яблоки)
Под музыку дети уходят из леса .
-Понравилось вам путешествие в весенний лес?
(да). И мне тоже очень понравилось.

Список использованной литературы:
1. Т.А. Шорыгина « Какие звери в лесу». – Москва,2000г.
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», Санкт- Петербург, «Детство-пресс», 2002 год.
3. Л.В. Артемова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва, 1992 год.
4. Экологические занятия для дошкольников и младших школьников, -Гомель, 1993 год
5. Г. Хершельман, «Кто есть кто? Птицы» , Москва, 1997 год.