Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

Автор: Закусилова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов МОБУ гимназия №76 имени Кононцевой Г.В. г.Сочи

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева) . Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)”

 

Краснодарский край г. Сочи, Лазаревский район Управление по образованию и науке администрации города Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение гимназия №76 г.Сочи имени Кононцевой Г.В.

354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92

Тема: Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева) . Методика «Беседа о школе» 

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

Автор: Закусилова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов  высшей категории

Сочи 2024

  1. Методика «Беседа о школе» 

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,58 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ещё ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
  5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание там каждый день физкультура, музыка, рисование, технология и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
  6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чём он тебя может спросить.
  7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребёнка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

  1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
  2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
  3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

0 отрицательное отношение к школе и поступлению в неё.

1 положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьной учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2 возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3 сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

  1. Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 810 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединённых в 9 шкал: 

1 отметка, 

2 социальная мотивация одобрения – требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 

3познавательная мотивация, 

4 учебная мотивация, 

5 социальная мотивация – широкие социальные мотивы, 

6 мотивация самоопределения в социальном аспекте, 

7 прагматическая внешняя утилитарная мотивация, 

8 социальная мотивация – позиционный мотив, 

9 отрицательное отношение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

  1. Отметка:

чтобы быть отличником,

– чтобы хорошо закончить школу,

– чтобы получать хорошие отметки.

  1. Социальная мотивация одобрения – требования авторитетных лиц:

– чтобы родители не ругали,

– потому что этого требуют учителя,

– чтобы сделать родителям приятное.

  1. Познавательная мотивация:

– потому что учиться интересно,

– потому что на уроках я узнаю много нового,

– потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

  1. Учебная мотивация:

– чтобы получить знания,

– чтобы развивать ум и способности,

– чтобы стать образованным человеком.

  1. Социальная мотивация – широкие социальные мотивы:

– чтобы в будущем приносить людям пользу, 

– потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом,

– потому что учение – самое важное и нужное дело в моей жизни.

  1. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

– чтобы продолжить образование,

– чтобы получить интересную профессию,

– чтобы в будущем найти хорошую работу.

  1. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

– чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

– чтобы получить подарок за хорошую учёбу,

– чтобы меня хвалили.

  1. Социальная мотивация – позиционный мотив:

– чтобы одноклассники уважали,

– потому что у нас в школе хорошие учителя, и я хочу, чтобы меня уважали,

– потому что не хочу быть в классе последним.

  1. Негативное отношение к учению и школе:

– мне не хочется учиться,

– я не люблю учиться,

– мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведённые ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своём отношении к учёбе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 

4 балла – совершенно согласен, 

3 балла – скорее согласен, 

2 балла – скорее не согласен, чем согласен, 

1 балл – не согласен.

Утверждения:

  1. Я учусь, чтобы быть отличником.
  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
  3. Я учусь, потому что учиться интересно.
  4. Я учусь, чтобы получить знания.
  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
  9. Я не хочу учиться.
  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.
  12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
  14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом.
  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учёбу.
  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
  18. Я не люблю учиться.
  19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
  20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
  21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
  22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
  23. Я учусь, потому что учение – самое важное и нужное дело в моей жизни.
  24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  25. Я учусь, чтобы меня хвалили.
  26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
  27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания (интегративные шкалы):

  • учебно-познавательная мотивация – суммируются баллы по шкалам (3 – познавательная + 4 – учебная);
  • социальная мотивация – суммируются баллы по шкалам (5 – широкие социальные мотивы + 6 – мотивация самоопределения в социальном аспекте);
  • внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 –  отметка + 7 – прагматическая);
  • социальная мотивация – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 – требования авторитетных лиц + 8 – социальная мотивация – позиционный мотив);
  • негативное отношение к школе – 9.

Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».
  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение).
  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

 

  1. Методика «Рисунок школы»

Цель: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:

1) цветовая гамма;

2) линия и характер рисунка;

3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1) Цветовая гамма:

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой, т.д.)

0 баллов – рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричневый, темно-зеленый, черный).

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2) Линия и характер рисунка:

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

3) Сюжет рисунка:

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе);

наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветы, деревья, плакаты, флаги, занавески на окнах, др.); 

изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; 

время года – весна, лето (солнце, нет туч);

изображение светлого времени суток.

0 баллов – ассиметричность рисунка; 

отсутствие деталей и украшений;

отсутствие людей или изображение детей, уходящих из школы;

время года – осень, зима (темное небо, идет дождь или снег);

время суток – ночь или вечер.

1 балл – обе характеристики присутствуют.

Анализ результатов:

6-5 баллов – у ребенка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4-2 балла – у ребенка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной деятельности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревог может быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей.

1-0 баллов – у ребенка явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

 

  1. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева)

Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.

Возраст: 9- 14 лет.

Форма проведения: фронтальный письменный опрос.

Оцениваемое УУД:  личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.

Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.

Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен       1   2   3   4
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути       1   2   3 4
3. Я разъярен       1   2   3 4
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе       1   2   3 4
5. Я напряжен       1   2   3 4
6. Я испытываю любопытство       1   2    3 4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу       1   2   3 4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки       1   2   3 4
9. Я раскован       1   2   3 4
10. Мне интересно       1   2   3 4
11. Я рассержен       1   2   3 4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе       1   2   3 4
13. Меня волнуют возможные неудачи       1   2   3 4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится       1   2   3 4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать       1   2   3 4
16. Я стараюсь все делать правильно       1   2   3 4
17. Я чувствую себя неудачником       1   2   3 4
18. Я чувствую себя исследователем       1    2   3 4
19. Мне хочется что-нибудь сломать       1    2   3 4
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием       1   2   3 4
21. Я взвинчен       1   2   3 4
22. Я энергичен       1   2   3 4
23. Я взбешен       1   2   3 4
24. Я горжусь своими школьными успехами       1   2   3 4
25. Я чувствую себя совершенно свободно       1   2   3 4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.       1    2   3 4
27. Я раздражен       1   2   3 4
28. Я решаю самые трудные задачи       1   2   3 4
29. Мне не хватает уверенности в себе       1   2   3 4
30. Мне скучно 1 2 3 4
31. Мне хочется что-нибудь сломать 1 2 3 4
32. Я стараюсь не получить двойку 1 2 3 4
33. Я уравновешен 1 2 3 4
34. Мне нравится думать, решать 1 2 3 4
35. Я чувствую себя обманутым 1 2 3 4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум 1 2 3 4
37. Я боюсь 1 2 3 4
38. Я чувствую уныние и тоску 1 2 3 4
39. Меня многое приводит в ярость 1 2 3 4
40. Я хочу быть среди лучших 1 2 3 4

Обработка результатов:

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:

На бланке 1 2 3 4 

Вес для подсчета  4 3 2 1 

Такими «обратными» пунктами являются:

По шкале познавательной активности: 14,30,38

По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33

По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.

                                                        Ключ

            Шкала         Пункты, номер
Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
  Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
  Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
  Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Для  получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом. 

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.

Оценка и интерпретация результатов:

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

 ПА + МД + (-Т) + (-Г), где

ПА- балл по шкале познавательной активности;

МД- балл по шкале мотивации достижения;

Т- балл по шкале тревожности;

Г- балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням:

Нормативные показатели

Шкала Уровень Половозрастные группы, интервал значений
        10-11 лет     12- 14 лет     15-16 лет
Дев.   Мал.   Дев.   Мал.   Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий 31-40 28-40 28-40 27-40   29-40 31-40
Средний 21-26 22-27   21-27 19-26   18-28   21-29
Низкий 10-25 10-21   10-20   10-18   10-17 10-20
Тревожность Высокий 27-40 24-40   25-40   26-40        25-40 23-40 
Средний 20-26 17-23   19-24   19-25   17-24   16-22
Низкий 10-19  10-16   10-18   10-18   10-16   10-15
Гнев Высокий 21-40 20-40   19-40   23-40   21-40   18-40
Средний 14-20 13-19   14-19   15-22   14-20   12-18
Низкий 10-13 10-12   10-13 10-14   10-13   10-11

В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.

В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.

Интерпретация данных

                          Шкала             Интерпретация
Познавательная активность тревожность         гнев
Высокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий, средний                 Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий, 

 Средний

Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий, 

средний

Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий Низкий,

средний 

Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
Средний, 

низкий

Высокий Средний,

 Низкий 

Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий  Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий, 

 средний

Высокий Низкий, 

 средний

Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.

 

  1. Лесенка уроков

Проведение диагностики «Лесенка уроков» предполагает, что школьник в достаточной мере овладел навыками чтения, поэтому они могут применяться, начиная со 2-го полугодия 1-го класса.

С помощью методики «Лесенка уроков» можно определить, какие предметы школьники считают для себя самыми интересными (так называемые «основные” предметы — математика, чтение, русский или остальные предметы). Методику можно проводить либо со всем классом одновременно, либо индивидуально, с каждым учеником.

Экспериментальный материал состоит из карточек, на каждой из которых написано название одного из школьных предметов: математика, русский язык, чтение, … Далее школьник должен выразить свое отношение к каждому учебному предмету и построить «Лесенку уроков».

Инструкция. «В школе есть самые разные уроки. Давай построим «лесенку уроков»! Мы хотим знать, какие уроки тебе нравятся больше, а какие — меньше. Перед тобой карточки, на которых написаны названия уроков. Разложи их перед собой.

Теперь внимательно прочитай названия уроков и выбери один урок, который нравится тебе больше всего. Отложи эту карточку на парте сверху.

Посмотри на оставшиеся уроки. Какой из них нравится тебе больше всего? Возьми карточку с названием урока и положи ее ниже первой карточки так, чтобы получилась лесенка из двух ступенек.

Снова посмотри на оставшиеся уроки и выбери тот, который больше всего тебе нравится. Положи эту карточку еще ниже. Теперь лесенка состоит из трех ступенек.

Понятно, как ее строить? Из оставшихся уроков надо всегда выбирать тот, который больше всего тебе нравится. Продолжай строить «лесенку» дальше.

Мы закончили «лесенку уроков». Проверь, правильно ли ты ее построил? Сверху, на первой ступеньке должно, быть название урока, который нравится тебе больше всего. Так ли это? На нижней ступеньке лесенки должно быть название урока, который нравится тебе меньше всего. Так ли это?”»

Обработка. Если основные школьные предметы стоят на верхних ступенях лесенки (I-IV), то отношение к ним определяется как положительное, если они стоят на нижних ступенях (V-VIII) — как отрицательное.

 

  1. Диагностика учебной мотивации школьников

Методика разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации). 

Проводится три серии испытаний. 

Первая серия. Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения. 

Вторая серия. Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения. 

Третья серия. Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал:

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться. 
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя. 
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше. 
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком. 
  5. Хочу получать хорошие отметки. 
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей. 
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне. 
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей. 
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе. 
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех. 
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя. 
  12. Не хочу получать плохие отметки. 
  13. Люблю узнавать новое. 
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное. 
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке. 
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности. 
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы. 
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному. 
  19. Люблю решать задачи разными способами. 
  20. Люблю все новое и необычное. 
  21. Хочу учиться только на «4» и «5». 
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов. 

Ключ к тесту:

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения; 
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 – 4; 
  • благополучия: 5 – 6; 
  • коммуникативные: 7 -8; 
  • престижа: 9 – 10; 
  • избегания неудачи: 11 – 12; 
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 – 14; 
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 – 16; 
  • сотрудничества: 17 – 18; 
  • творческой самореализации: 19 – 20; 
  • достижения успеха: 21 – 22. 

Обработка результатов теста:

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.