Автор: Закусилова Светлана Владимировна

учитель начальных классов МОБУ гимназия №76 имени Кононцевой Г.В. г. Сочи

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Управление по образованию и науке администрации муниципального образования городской округ  город- курорт Сочи Краснодарского края

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение гимназия №76 г. Сочи имени Кононцевой Г.В.

354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92

 

ПРОГРАММА

учебной дисциплины (курса) туристско-краеведческое  объединение

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

срок реализации  программы: 3 года

                                   вид программы – модифицированная

                                   возраст  обучающихся : 7-11 лет

ЗАКУСИЛОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА 

Сочи, 2024

Пояснительная   записка 

Актуальность изучаемой деятельности

                  Трудно переоценить воспитательное значение природы. Человеческое общество окружено природой и непрерывно взаимодействует с ней. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное и эстетическое. Осознание роли природы в развитии личности основывается на разносторонней нравственно-эстетической, познавательной и материальной оценке природы. Из этого вытекает право каждого человека на природу, которое реализуется через воспитание заботы о состоянии природной среды, формирует моральное убеждение о недопустимости расхищения природных богатств.

            Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края. История родного края рассматривается как часть отечественной истории, а местные события как проявление закономерности исторического процесса. Это означает, что краеведческий материал тесно связывается с курсами школьных программ по региональному компоненту, краеведению и отечественной истории. Краеведение – это одно из важнейших средств связи обучения с практикой.

         На занятиях представляется материал исторического, археологического, этнографического, архитектурного характера, материал по социально-экономическому, культурному, политическому развитию края в комплексе. Не повторяя школьной программы.  

          Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека, гражданина. Программа  по краеведению играет важную роль в экологическом воспитании младших школьников. В ней на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека,  убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.

 

                      Внеклассные занятия по краеведению дают возможность детям лучше узнать и изучить свой край, помогают  усвоить школьную программу по  биологии, истории, природоведению, географии.

 

                      За основу при разработке данной программы взяты: программа ОБЖ (1 – 4 классы), программа по оздоровительно – познавательному туризму, программа туристско-краеведческой деятельности в начальных классах.

 

 Цель: формирование целостного представления о своей малой родине как о  

            самобытной в плане истории, культуры, этнографии, географии части 

            Российской Федерации.

 

Задачи:      1) формирование бережного отношения к богатствам природы и 

общества, навыков  правильного поведения в природной и   

социальной среде, преодоление потребительского подхода к  

природе;

2) систематизация и расширение представлений детей о предметах,  

 явлениях природы  и общественной жизни;

 

3) воспитание гуманной, творческой, социально-активной 

 личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам 

 природы и общества

                         

 

                 Программа рассчитана на обучающихся 8 – 11 лет. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме в объединение нет.

                 С учетом разновозрастных особенностей детского состава, уровня его развития, целей прихода в объединение была составлена комплексная программа, рассчитанная на 3 года работы. Время, отведенное на обучение, составляет в 1-й год – 324 часа, 2-й год – 324 часа, 3-й год – 324 часа.

 

                 Занятия предполагается проводить в форме лекций, бесед, встреч с краеведами, экскурсий, походов и путешествий. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы – подготовка сообщений, рефератов, работа в библиотеке, музее.

             В процессе изучения каждой темы будет проводиться отслеживание уровня усвоения знаний системой тестовых заданий. После каждого года обучения за рамками учебных часов планируется проведение зачетного многодневного туристско-краеведческого мероприятия – похода, слета или экспедиции.

 

Принцип построения программы

 

– планирование по туристическим циклам

– изучение окружающей деятельности по гносеологической спирали: от своего микрорайона до города, края

– комплексное освоение окружающего мира (природа, история, культура региона)

– принцип наращивания нагрузок

Формы и методы работы

 

                Занятия проводятся в виде игр, экскурсий, праздников, походов,   конкурсов. Программа разбита на блоки, каждый из которых предусматривает теоретические и практические занятия. Весь теоретический и практический комплекс полученных знаний закрепляется походах, путешествиях, экскурсиях по родному краю. 

В процессе реализации программы используются следующие виды деятельности: игровой, познавательный, художественный.

                 Теоретические знания учащихся проверяются тестами, устным опросом, контрольными уроками, викторинами и заносятся в единую таблицу.

                 Практические навыки проверяются на занятиях, экскурсиях, походах и соревнованиях.

                Оценка знаний, умений, навыков качественная: усвоил – не усвоил, высокий, средний, низкий уровень.

 

Виды и формы работы

 

самостоятельные: изготовление гербария, подготовка интересных сообщений;

практические: соревнования, игры, походы;

творческие: сочинения, альбомы;

исследовательские: изучение исторических памятников микрорайона

 

                 Программа предусматривает привлечение родителей к работе кружка (участие в походах, организация интересных встреч, поездок). Материалы походов, путешествий и экскурсий должны быть обработаны для пополнения школьных кабинетов географии, биологии, истории (зарисовки, схемы, дневники наблюдений, различные коллекции, гербарии, документальный и вещественный материал).     

                                                                                      

  Предполагаемые результаты обучения

 

К концу года учащиеся должны

знать:

 

– особенности природы края: поверхность, важнейшие природные ископаемые, водоемы, субтропический лес, горы;

– использование и способы охраны природы края;

– правила поведения в природе (на море, в горах, в лесу);

– достопримечательности нашего города

 

уметь:  

                  

– работать с картой края, города;

– различать растения и животных, характерных для наших водоемов, лесов, гор;

– определять необходимые меры охраны природы;

– выполнять правила поведения в природе;

– в доступной форме рассказывать о своем крае, городе, поселке

 

 Учебно-тематический план

(первый год обучения)

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

час

      Количество учебных занятий
Теоретические   Практические Выездные 

   (индивид.)

1 Туристские возможности своего края. Охрана природы. 28 ч. 4 ч. 4 ч. 20 ч.
2 Метеорологические наблюдения. 20 ч. 4 ч. 8 ч. 8 ч.
3 Гидрологические наблюдения. 22 ч. 6 ч. 16 ч.
4       Растительный мир нашего леса. 41 ч. 2 ч. 3 ч. 36 ч.
5 Животный мир нашего края. 41 ч. 2 ч. 3 ч. 36 ч.
6 Топографическая подготовка краеведа. 44 ч. 6 ч. 2 ч. 36 ч.
7 Этнография. 56 ч. 4 ч. 8 ч. 44 ч.
8 Организация, подготовка и проведение похода. 56 ч. 2 ч. 10 ч. 44 ч.
9 Подведение итогов работы. 16 ч. 4 ч. 4 ч. 8
Итого 216 ч. 34 ч. 42 ч. 248 ч.

 

Учебно-тематический план

(второй год обучения)

 

Наименование разделов, блоков, тем Всего

час

Количество часов учебных занятий
Теоретические Практические Выездные

(индивид.)

1 Туристские возможности своего края. Охрана природы. 36 ч. 6 ч. 6 ч. 24 ч.
2 Подведение итогов летних походов. 18 ч. 4 ч. 14ч.
3 Метеорологические наблюдения. 27 ч. 5 ч. 6 ч. 16 ч.
4 Гидрологические наблюдения. 27 ч. 5 ч. 6 ч. 16 ч.
5 Растительный мир нашего леса. 36 ч. 4 ч. 8 ч. 24 ч.
6 Животный мир нашего края. 36 ч. 4 ч. 8 ч. 24 ч.
7 Топографическая подготовка 

краеведа.

36 ч. 8 ч. 12 ч. 16 ч.
8 Этнография. 45 ч. 6 ч. 7 ч. 32 ч.
9 Организация, подготовка и проведение похода. 45ч. 4 ч. 9 ч. 32 ч.
10 Подведение итогов работы. 18 ч. 10 ч. 8 ч.
Итого 324 ч. 56 ч. 84 ч. 184 ч.

 

                                                                                                                                                                                                                  

 

Учебно-тематический план

(третий год обучения)

 

Наименование разделов, блоков, тем  Всего, час Количество часов учебных занятий
Теоретические Практические Выездные

(индивид.)

1 Туристские возможности своего края. Охрана природы. 27 ч. 3 ч. 4 ч. 20 ч.
2 Подведение итогов летних походов. 18 ч. 4 ч. 14 ч.
3 Метеорологические наблюдения. 18 ч. 4 ч. 6 ч. 8 ч.
4 Гидрологические наблюдения. 45 ч. 7 ч. 22 ч. 16 ч.
5 Растительный мир нашего леса. 36 ч. 4 ч. 8 ч. 24 ч.
6 Животный мир нашего края. 36 ч. 4 ч. 8 ч. 24 ч.
7 Топографическая подготовка краеведа. 36 ч. 6 ч. 6 ч. 24 ч.
8 Этнография. 45 ч. 5 ч. 16 ч. 24 ч.
9 Организация, подготовка и проведение похода. 45 ч. 5 ч. 8 ч. 32 ч.
10 Подведение итогов работы. 18 ч. 4 ч. 14 ч.
Итого 324 ч. 46 ч. 106 ч. 172 ч.

 

Содержание программы первого года обучения

 

  1. Туристские возможности своего края. Охрана природы.(28 ч)

 

   Физико-географическая и экономическая характеристика края: географическое положение, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение. Развитие промышленности, сельского хозяйства; транспортная сеть.

  Практические занятия. Экскурсии на предприятия района.

 

  1. 2. Метеорологические наблюдения.(20 ч)

 

   Местные признаки и прогноз погоды. Фиксация наблюдений. Ведение дневника наблюдений.

   Практические занятия. Составление розы ветров данной местности. Ведение дневника наблюдений.

 

  1. 3. Гидрологические наблюдения.(22 ч)

 

   Значение водоемов в жизни человека. Гидрологическое обследование района. Охрана вод. Черное море.

   Практические занятия. Составление схемы реки. Экскурсии к водоемам.

 

  1. Растительный мир нашего леса.(41 ч)

 

   Видовой состав леса. Национальные парки и заказники. 

   Практические занятия. Сбор гербария местных растений.

 

  1. Животный мир нашего края.(41 ч)

 

   Виды животных. Животный мир своего края. Учет состава животного мира своего района.

   Практические занятия. Экскурсии в лесничество.

 

  1. Топографическая подготовка краеведа.(44 ч)

 

   Виды карт: топографические, туристские, географические. План, схема, карта. Условные обозначения. Компас. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков.

   Практические занятия. Составление плана местности. Ориентирование на местности с помощью карты и компаса. 

 

  1. Этнография.(56 ч)

 

   Коренные жители. Праздники и обряды, жилье и утварь, одежда – традиционный народный костюм.

   Практические занятия. Экскурсии в этнографический музей, аулы. Изготовление национальных костюмов.

 

  1. Организация, подготовка и проведение похода.(56 ч)

 

   Укладка рюкзака. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Режим дня. Сушка одежды и обуви. Личная гигиена туриста. Первая помощь в походе.

   Практические занятия. Переправа с помощью веревки и карабина. Установка палатки и разжигание костра. Оказание первой медицинской помощи в походе.

 

  1. Подведение итогов работы.(16 ч)

  

    Обобщение знаний за год.

   Практические занятия. Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Оформление школьной выставки.

 

Содержание программы второго года обучения

 

  1. Туристские возможности своего края. Охрана природы.(36 ч)

 

         Выбор района похода. Краеведческая литература о выбранном маршруте. Определение экскурсионных маршрутов.

         Практические занятия. Составление схем маршрутов походов по родному краю.

 

  1. Подведение итогов летних походов. (18 ч.)

 

Изготовление наглядных пособий для школьных музеев и предметных кабинетов. Выставка лучших работ.

   Практические занятия. Оформление отчетной выставки.

 

  1. Метеорологические наблюдения. (27 ч.)

 

Приборы для метеонаблюдений. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер. Теплые и холодные воздушные массы. Атмосферное давление. Облака и другие атмосферные явления.

  Практические занятия. Метеорологические наблюдения по приборам. Изучение метеорологических приборов и работа с ними. Вычерчивание графиков и схем температуры, давления, облачности, влажности. Составление розы ветров данной местности.

 

  1. Гидрологические наблюдения. (27 ч.)

 

Сведения об использовании рек, озер, прудов в хозяйстве края. Грунтовые и подземные воды. Исследование Черного моря. Обитатели Черного моря.

   Практические занятия. Определение свойств воды. Составление схемы гидрологической сети района. Описание родника.

 

  1. Растительный мир нашего леса.(36 ч.)

 

Природная зона. Степень использования земель. Видовой состав леса.

   Практические занятия. Составление гербария растений своего района. Выполнение заданий лесничеств.

Животный мир нашего края.(36 ч.)

Природная зона. Млекопитающие. Птицы. Земноводные. Насекомые и другие беспозвоночные. Коллекционирование животных.

   Практические занятия. Учет состава животного мира своего района. Экскурсия в лесничество.

 

  1. Топографическая подготовка краеведа.(36 ч.)

 

Масштабы (численный, линейный). Основные условные обозначения, способы изображения рельефа. Чтение карты и составление схемы маршрута. Компас. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков.

   Практические занятия. Чтение топографических и географических карт. Составление плана местности. Составление схемы маршрута. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных признаков.

 

  1. Этнография.(45 ч.)

Черноморское побережье Кавказа на исторической карте. Национальный состав города Сочи. Хозяйство, культура и быт коренных жителей Черноморского побережья Кавказа.

  Практические занятия. Экскурсии в этнографический музей, в аулы. Сбор материала о хозяйстве, культуре и быте коренных жителей нашей местности.

 

  1. Организация, подготовка и проведение похода.(45 ч.)

 

Основы безопасности в природной среде. Личное снаряжение и уход за ним. Личная гигиена. Состав походной аптечки. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Режим дня. Организация биваков.

   Практические занятия. Сбор рюкзака к туристической прогулке. Упаковка продуктов питания для организации перекуса на туристической прогулке. Личная гигиена туриста на привале, при организации перекуса. Ознакомление с составом походной аптечки.

 

  1. Подведение итогов работы.(18 ч.)

Обобщение пройденного за год.

Практические занятия. Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Организация школьной выставки.

 

Содержание программы третьего года обучения.

 

  1. Туристические возможности своего края. Охрана природы.(27 ч.)

 

Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места, музеи, промышленные предприятия. Транспортная сеть. Справочники, путеводители и другая литература по родному краю. Подготовка к двухдневному походу.

   Практические занятия. Работа со справочными материалами. Выполнение заданий лесничества по охране природы. Двухдневный поход.

 

  1. Подведение итогов летних походов.(18 ч.)

 

Изготовление наглядных пособий для школьных кабинетов. Составление паспорта маршрута.

   Практические занятия. Составление отчетов о походе. Паспортизация маршрутов. Оформление отчетной выставки.

 

  1. Метеорологические наблюдения.(18 ч.)

 

Погода. Климат. Приборы для метеонаблюдений. Прогноз погоды по местным признакам.

   Практические занятия. Фенологические наблюдения за определенными растениями и животными. Прогноз погоды на следующий день.

 

  1. Гидрологические наблюдения.(45 ч.)

 

Водопады. Реки. Черное море. Животный мир Черного моря. Растительный мир Черного моря. Опасные обитатели Черного моря. Легенды о Черном море.

   Практические занятия. Составление схемы гидрологической сети района. Описание водопада. Работа со справочной литературой. Оформление собранного материала о Черном море.

 

  1. Растительный мир нашего леса.(36 ч.)

Видовой состав растительности. Охрана леса.

  Практические занятия. Участие в лесопосадках. Выполнение заданий лесничества. Описание леса.

 

  1. Животный мир нашего края.(36 ч.)

 

Животный мир своего района. Приспособления для отлова животных. Коллекционирование животных.

   Практические занятия. Регистрация животных своего района. Выполнение заданий лесничеств по охране природы.

  1. Топографическая подготовка краеведа.(36 ч.)

 

Компас. Местное магнитное склонение. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам, часам и местным признакам. Азимут и движение по азимуту.

   Практические занятия. Устройство компаса. Ориентирование по карте и компасу на местности. Нахождение азимута на местности и движение по азимуту.

 

  1. Этнография.(45 ч.)

Фольклор. Народные игры и танцы. Праздники и обряды.

  Практические занятия. Сбор материала и предметов фольклора, сбор материала о народных играх, танцах, праздниках и обрядах. Экскурсии по населенным пунктам.

 

  1. Организация, подготовка и проведение похода.(45 ч.)

 

Смета похода, путешествия. Групповое и личное снаряжение. Оформление путевых документов. Обеспечение безопасности в походе, путешествии. Самоконтроль в походе, путешествии. Первая помощь в походе, путешествии. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки.

   Практические занятия. Выбор и разработка маршрута. Составление сметы похода, путешествия, набора продуктов. Ведение документации. Приготовление обеда в походе, путешествии. Переноска раненого с помощью подручных средств. Наложение повязок и шин.

 

  1. Подведение итогов работы.(18 ч.)

Оформление практических работ. Составление фотоальбома. Организация школьной выставки. 

План воспитательной работы

(первый год обучения)

 

№ п/п                      Наименование мероприятия                  срок проведения
Конкурс рисунков “Осень”                   октябрь                    
Викторина “Охранять природу –

                       значит охранять Родину”

ноябрь
Работа в лесничестве                                     декабрь
Акция “Помоги зимой птицам”                  январь
Конкурс поделок из природного             

материала

февраль
Неделя краеведения                                        март
Работа в парке “Южные    культуры”                          апрель
Викторина “Знаешь ли ты свой  край?”                           май

 

План работы на каникулы

 

№ п/п                      Наименование мероприятия                  срок проведения
1 Викторина “Охранять природу – значит             

 охранять Родину

ноябрь
2 Выпуск стенгазеты “Они нуждаются           в охране” январь
3 Экскурсия в аул Тхагапш                         март

 

Список литературы, рекомендуемой для детей

 

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас – определитель

    по природоведению и экологии.

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для чтения по 

    природоведению и экологии.

  1. Красная Книга Краснодарского края.
  2. М. Пришвин. Моя страна.
  3. Р. Киплинг. Маугли.
  4. Д. Дефо. Робинзон Крузо.
  5. Ж. Верн. Пятнадцатилетний капитан.

 

Список литературы, рекомендуемой для педагогов

 

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.
  2. Барышева Ю.О. Формирование эколого-краеведческих знаний.
  3. Воронов Ю.С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентиров.
  4. Ковешников В.Н., Усенко С.Н. Методические разработки краеведческих наблюдений
  5. Краеведческая работа в начальных классах (из опыта работы) / Сост. Соколов И.В.
  6. Остапец-Свешников А.А. Примерная программа туристско-краеведческой деятельности учащихся начальной школы.
  7. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей.

 

Учебно-методическое обеспечение программы

 

Для организации работы кружка используются демонстрационные таблицы по топографии, биологии, “Они нуждаются в защите”, “Красная Книга Черноморского побережья Кавказа”, коллекция полезных ископаемых, различный раздаточный материал, гербарии. Учащиеся ведут дневники наблюдений, делают отчеты о мероприятиях (отзывы, сочинения ), заполняют анкеты, тесты.