Автор:
Зайцева Наталья Викторовна
Воспитатель МАОУ «Сырковская СОШ»
Наумченкова Елена Евгеньевна
воспитатель МАДОУ “”Детский сад №78 “”Теремок”” комбинированного вида”
Проект по пожарной безопасности «Чтобы не случилась беда» старший возраст.
Проект по пожарной безопасности «Чтобы не случилась беда» старший возраст
Тема: «Чтобы не случилась беда»
Участники: дети 5-7 лет старшая, подготовительная группа, родители.
Актуальность:
В сентябре воспитанники участвовали в учебной пожарной эвакуации. Данное мероприятие вызвало у ребят массу эмоций и вопросов. В связи с возникшим интересом детей к новой и более обширной информации по данной теме, нами был разработан проект по пожарной безопасности «Чтобы не случилась беда!»
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Первостепенными задачами ДОУ и семьи является охрана психофизиологического здоровья детей, их безопасность жизнедеятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни, развития понимания детьми правил основ безопасности жизнедеятельности и умения их выполнять.
Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Многие дети не обладают достаточным багажом знаний и навыков для обеспечения безопасности при обращении с огнем и огнеопасными материалами, не способны предусмотреть опасные последствия своих действий.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
– уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожарной безопасности;
– формировать представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы).
– формировать умение реально оценивать возможную опасность; -воспитывать в детях уверенность в своих силах, чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях;
– показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
– вовлечь родителей в образовательную деятельность ДОУ.
– закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
– воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
– развивать творческие способности дошкольников;
Сроки реализации – 2 недели
Участники проекта – воспитанники, воспитатели, родители.
Принципы реализации проекта:
– системность и последовательность (любая новая ступень опирается на уже освоенное в предыдущем);
– доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей;
– включение в деятельность (правовую, познавательную, поисковую и другие виды);
– наглядность (использование иллюстративного материала);
– динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
– принцип гуманизации : во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Вид проекта : краткосрочный, творческий.
Формы реализации проекта :
Игровая деятельность, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, занятия, экскурсии, досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта :
I этап – организационно-подготовительный 11.09. – 13.09. Определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения. Обогащение предметно-развивающей среды: подборка дидактических игр, оформление уголка ППБ, подбор литературы, наглядного материала проекта. Ознакомление с темой проекта и уточнение представлений детей о ППБ, их личный опыт.
Этапы проекта | Содержание деятельности | ||
СОД с детьми | Взаимодействие с семьей | Создание условий | |
1 этап подготовительный
Цель этапа: -формирование проблемы, цели и задачи проекта, -определение уровня знаний детей о пожарной безопасности; -перспективное планирование проекта |
|||
-Обсуждение темы вместе с детьми
-модель трех вопросов |
Разместить в раздевалке плакат с моделью трех вопросов для ознакомления. | Объявление о реализации проекта | |
2 этап основной
Цель этапа: -Формирование знаний при реализации проекта 1. Социально коммуникативное. |
1.Сюжетно- ролевые игры «Один дома»; «Мы –пожарные».
2.Драматизация сказки «Кошкин дом» |
Анкетирование родителей. | 1.Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Один дома», «Мы – пожарные».
2.Декорации и маски героев. |
2.Позновательное развитие. | -Экскурсия по детскому саду «Правила пожарной безопасности в ДОУ»
-Решение и обыгрывание проблемных ситуаций с детьми: -если дома что-то загорелось; -если в квартире много дыма; -если звучит пожарная сирена; -Знакомство с правилами пожарной безопасности. -Конструирование игры с напольным конструктором «Пожар в городе» «Экспериментальная лаборатория» проведение экспериментов. |
– Консультация для родителей «Чтоб не ссориться с огнем»
– Памятка для родителей «Пожарная безопасность для детей» |
Наглядно – демонстрационный материал по теме энциклопедии, ИКТ,
Дидактические игры: «Доскажи словечко»; «Хорошо – плохо»; «Пожароопасные предметы», «Что нужно при пожаре» Игрушки и материалы для обыгрывания, конструктор «Лего» набор крупного напольного конструктора. -Материалы для опытно – исследовательской деятельности (бумага, вата, блюдце, стеклянная колба, масло растительное, вода, марлевые повязки) |
3.Речевое развитие | – Беседа с детьми «Огонь- друг ,огонь враг» «Важная профессия пожарный»;
-Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» -Чтение произведений : С.Я. Маршак «Кошкин дом»; Б. Житков «Пожар»; «Песенка спичек»; «Огонь»; «Очень, очень важные правила»; В. Шефнер «Лесной пожар». -отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах. |
Чтение и обсуждение дома с детьми художественной литературы по теме. | -Схематические модели для составления рассказа.
-иллюстрации к книгам С. Маршака, Л. Толстого, -подборка художественной литературы по данной теме. |
4.Художественно- эстетическое | -Рисование «Пожарные машины спешат на помощь»
– Аппликация «Берегите лес от огня» – Лепка «Не играй с огнём» |
Выставка совместного творчества детей и родителей «Не играй с огнём» | Материалы для детского творчества (краски, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей карандаш, ножницы, трафареты, шаблоны, бросовый материал) |
Физическое развитие | Спортивное соревнование «Пожарные на учении» | Эстафеты: «Кто быстрее скатает и раскатает пожарный рукав». «Сбор пожарной команды», «Спас животного с пожара».
Разучивание физкультминуток: «Топаем, хлопаем», «Пожарная машина». Подвижные игры: «На пожар», «Кто быстрее потушит пожар», «Огненный дракон», «Огонь в очаге» |
спортивные скамейки, два обруча, тоннель, игрушки диких животных по количеству участников, два ведра с водой, два ведра пустых, костюм пожарного, платок или косынка, красные ленты. |
3 этап Заключительный
Цель: подведение итогов, оценка эффективности проекта |
Викторина «Знаешь ли ты правила пожарной безопасности» | Привлечение родителей к созданию дидактической игры по правилам пожарной безопасности
«Огонь- друг, огонь-враг» |
Пополнить уголок ОБЖ . |
Ожидаемые результаты по проекту
Для детей:
– Сформированы умения выполнения правил пожарной безопасности;
– Дети могут работать в группе сверстников;
– Дети знают о причине возникновения пожара
-У детей развиты коммуникативные навыки
Для педагогов:
– Созданы условия для свободного выбора детьми деятельности в центрах детской активности
– Показать детям возможность использования разных источников для поиска ответа на вопрос.
Для родителей:
– Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
-Помочь детям в овладении новыми знаниями и умениями в процессе проектной деятельности.