Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Зайкова Евгения Александровна

Воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 250», Кемерровская обл., город Новокузнецк

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

МБ ДОУ «Детский сад №250»

Консультация для педагогов

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Воспитатель :Зайкова Евгения Александровна

Высшая категория

Новокузнецкий округ

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. 

 

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. 

 

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. 

  • Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 

 

  • Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, 

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, 

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 

— формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его) .

 

  • Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий

— использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

— реализация общеобразовательной программы;

— обогащение предметно-пространственной среды.

 

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как — личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности. 

 

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. 

Выделяются основные принципы дошкольного образования, 

направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 

— учёт этнокультурной ситуации развития детей;

ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Содержание направлено: 

— на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

 

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 

Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области

 

«Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:

— Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

— Поддержка индивидуальности и инициативы детей;

— Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;

— Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;

— Организация сотрудничества с родителями воспитанников. 

 

  1. Рекомендуемые инновационные формы работы

с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»

по ФГОС:

 

Младший дошкольный возраст

— Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

— Организация сюжетных игр;

— Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

— Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

— Игры с моделированием;

— Литература и игра (чтение) ;

 

Средний дошкольный возраст

— Организация сюжетно-ролевых игр;

— Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов. 

— Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач. 

— Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

 

Старший дошкольный возраст

— Ситуационные задачи, их широкая вариативность. 

— Использование метода проектов. 

— Использование метода коллекционирования. 

— Использование театрализованной деятельности. 

— Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов) 

— Самостоятельная деятельность детей. 

 

  1. Инновационные формы работы с родителями:

— Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

— Вечера вопросов и ответов;

— Родительские гостиные;

— Тренинги по запросам родителей;

— Клубы по интересам;

— Родительские конференции;

— Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

— Творческие выставки и фотовыставки;

 

— Тематические вечера и викторины;

— Совместные досуги;

— Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

— Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

— Совместное создание мини-музеев. 

  1. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

— Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

— Обучение умению слушать и слышать другого;

— Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

— Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

— Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

— Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

— Формирование чувства симпатии между участниками общения;

— Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

— Обучение умению детей владеть собой;

— Развитие умения анализировать ситуацию;

— Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

 

ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.