Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Зайберт Евгения Александровна

Музыкальный руководитель МБДОУ “Василёк”№ 6

Здоровьесберегающие технологии при работе с ОВЗ по музыке. Мастер класс

Мастер-класс

«Здоровьесберегающие технологии при  работе с ОВЗ по музыке»

 

Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное – это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведении, развитии и здоровья. Дети с ОВЗ– это дети, имеющие отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Им необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого средства, как музыка.

 

Применение на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка.

       В своей музыкально-оздоровительной работе я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий: это логоритмика, валеологические песенки – распевки, элементы психогимнастики, ритмопластика, игровой массаж, пальчиковые игры и сказки, музыкально- речевые игры, дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Сегодня я хотела бы показать вам часть тех упражнений, которые можно использовать на занятиях.

 

  1. Психогимнастические упражнения на своих занятиях я использую в начале занятия– чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад (в зависимости от их настроения); в конце занятия – на релаксацию.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

  1. Валеологические песенки-распевки

Валеологические песни-распевки не только подготавливают ребенка к пению, но и поднимают настроение, задают позитивный тон, и имеют здоровьесберегающую направленность.

-Доброе утро, улыбнись скорее, (Поворачиваются друг к другу)

И сегодня целый день (Хлопают в ладоши)

Будет веселее.

Мы погладим лобик, (по тексту)

Носик и щёчки,

Будем мы красивыми, (“фонарики”)

Как в лесу цветочки.

Ушки мы теперь потрём (по тексту)

И здоровье сбережём

Улыбнёмся снова (кланяются, разводят руки в стороны)

Будем все здоровы.

  1. Игровой массаж

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Для проведения игрового массажа можно использовать потешки, стишки. Игровой массаж можно проводить как индивидуально, так  в парах и по группах.

Две тетери

На лугу, на лугу

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели. Дети гладят животик

по часовой стрелке.

«Бегают» пальчиками по телу.

Щиплют двумя пальцами.

Машут руками.

Кошкин дом (в парах)

Дети стоят парами, один впереди. один сзади

Тили-бом, тили-бом! Стучат кулачками по спине

Загорелся Кошкин дом.   Хлопают в ладоши

Загорелся Кошкин дом. Идет дым столбом!     Рисуют на спине «дым»

Кошка выскочила! Глаза выпучила. Шлепают ладошками по спине.

Бежит курочка с ведром,   бегают по спине пальцами

Заливает Кошкин дом. Гладят по спине сверху вниз

А лошадка — с фонарем,  стучат кулачками

А собачка с помелом,  гладят по спине вправо-влево.

Серый заюшка — с листом. Стучат ребром ладони.

Раз! Раз! раз! раз!      хлопают в ладоши

И огонь погас.   Гладят по спине сверху вниз.

Музыкальный. Железновы.

  1. Артикуляционная гимнастика

Она не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность, разогревает мышцы языка, губ, развивиет мимику.

Упражнение «Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Мы подразним бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

 

Упражнение «Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри. Сейчас.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.               Повторяем упражнение 3 – 4 раза.

 

  1. Пальчиковые игры: Эти игры развивают речь, чувство ритма, мелкую моторику рук.

“Твои пальчики”

Вы показываете ребёнку движения, он повторяет за вами.
Этот пальчик самый большой,
Самый весёлый, самый смешной! (Показываете ребёнку большой палец)
Этот пальчик – указательный.
Он солидный и внимательный. (Указываете на что-нибудь указательным пальцем)
Этот пальчик – средний,
Ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец)
Этот пальчик – безымянный,
Он не любит каши манной. (Согните средний палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький мизинчик
Любит бегать в магазинчик! (Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать)

Музыкальный Железновы.

  1. Ритмопластика. 

Она включает в себя ритмическиемузыкальные, пластические игры и упражнения, танцы, которые способствуют развитию координации движений, укреплению и развитию мышц, совершенствованию навыков связной речи, коррекции речевой функциональной системы.

«Здравствуй, милый друг».

 

«Пластический импровизационный этюд с осенними листьями»музыка «Осенний сон» Джойса. Попробуем рассказать танцевальную историю?

Однажды нежный летний Ветерок почувствовал приближение холодов и решил улететь в теплые края. Путь туда лежит через парк, в котором жили его друзья – листочки. Он посмотрел вниз и ахнул: на земле лежал необыкновенной красоты ковер из разноцветных листьев. Ветерок опустился вниз и начал играть с листьями. Он поднимал их с земли и подбрасывал в воздух, кружил в осеннем прощальном танце, собирал в букеты, разбрасывал в разные стороны, а потом опять кружил, кружил. Но вот Ветерок последний раз взмахнул крылом и улетел, а листочки тихо опустились на землю, стараясь улечься так, чтобы получился яркий, красивый ковер.

Упражнение на расслабление.

СНЕГОВИК
Цель. Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.
Ход игры. Дети превращаются в снеговиков: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к ругу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

Уважаемые коллеги, я показала  вам минимум разнообразных методов и приемов, которые можно использовать в работе не только на музыкальных занятиях. Все эти методы и приемы оказывают положительное воздействие на здоровье детей.