автор: Завьялова Вероника Нафильевна

преподаватель ОГАПОУ “Белгородский индустриальный колледж”

Формирование профессиональных компетенций при выполнении лабораторных работ

«Формирование профессиональных компетенций при выполнении лабораторных работ»

В настоящее время акцент образовательной деятельности переносится на воспитание личности студента, способного самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия и находить оптимальное решение, сотрудничать в группах, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих, быть открытым для контактов.

Для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности и жизни. Образование становится более осмысленным и практически значимым. Студенты из пассивных слушателей и исполнителей указаний преподавателя превращаются в активные субъекты поисковой деятельности, что дает возможность раскрытию компетенций студентов.

Организация учебного процесса требует от преподавателя:

-предоставлять студентам актуальную информацию, поэтому необходимо постоянно расширять свои познания в предметной области;

-использовать современные технологии личностно-ориентированного, проблемного, проектного обучения;

-оценивать ответы студентов и меру овладения компетенциями, по разработанным преподавателем объективным критериям;

-организовывать самостоятельную работу и выполнение ими практических, и лабораторных работ, для чего требуются методические пособия.

Практические методы обучения – это средство связи теории с практикой, способствующие формированию прикладных умений и навыков учащихся.  Проведение лабораторных работ по теплотехнике ориентированы на актуализацию студентами ранее усвоенных теоретических знаний. Теоретический блок раскрывает современный уровень содержания, излагаемого в лабораторной работе материала, при этом материал лабораторных работ конкретизирован за счет алгоритма последовательности действий.

Практические работы конкретизируют и закрепляют знания, развивают у учащихся умение наблюдать и объяснять изучаемый материал. При закреплении теоретического материала на практике формирует и поддерживает положительные мотивации высокого уровня, то есть создаются и поддерживаются условия заинтересованности студентами, как самим ходом учебного процесса, так и его результатами.

Поскольку практика является движущей силой познания теории, то роль преподавателя состоит в том, чтобы стимулировать интерес студентов к наблюдению, эксперименту, анализу, системному мышлению, моделированию и т.д.

Лабораторно-практические работы в профессиональном обучении занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важных средств осуществления теории и практики.

Для формирования профессиональных компетенций выполнение лабораторных работ осуществляется на учебном стенде ДСТС-3, позволяющие выработать у студентов как практические умения и навыки, так и освоить экспериментальные методы исследования. Стенд предназначен для демонстрации основных производственных процессов выработки тепловой энергии, ее распределения, учета и потребления, а также автоматизации и управления процессами.

Конструкция стенда имитирует технологические процессы работы водогрейной котельной, теплового пункта и внутренних систем теплопотребления, в виде реальной системы теплоснабжения, что позволяет готовить специалистов по обслуживанию, монтажу и ремонту теплотехнических систем. Изменяя режимы работы стенда, можно визуально контролировать изменения показателей системы.

Для реализации профессиональной компетенции «ПК 1.1. Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и  топливоснабжения» и «ПК 1.2. Управлять режимами работ теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» предусмотрен модуль котельной, который имитирует работу водогрейной котельной с системами выработки тепловой энергии, циркуляции теплоносителя, водоподготовки подпитки, компенсацией температурных расширений, и модуль узла учета тепловой энергии, который предназначен для имитации узлов учета тепловой энергии на источнике теплоснабжения или у потребителей при подаче теплоносителя по двухтрубной системе.

При пуске котла обучающиеся выполняют следующие действия:

Визуально осматривают котел, закрывают дренажи, открывают воздушники, медленно открывая запорную арматуру на входе, заполняют котел до появления воды из воздушников, закрывают воздушники. Медленно открывают запорную арматуру на выходе, организовывают циркуляцию теплоносителя через котел. Убедиться в наличии циркуляции через котел, установить значение требуемой температуры нагрева воды. Также на стендах выполняют отключение котла и отключение котла, для вывода в ремонт, пуск теплообменника, отключение теплообменника и другие виды работ.

Для реализации профессиональных компетенций «ПК 1.3. Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения и ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» задаются параметры рабочие параметры и обучающиеся при данных условиях должны сделать вывод о состоянии оборудования и методах повышения эффективности. Условия могут быть заданы различные.

Профессиональная компетенция «ПК 4.3. Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности» реализуется в условиях лаборатории в соблюдении всех производственных норм и правил, необходимых при выполнении различных видов работ.

Профессиональная компетенция «ПК 3.1 Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения» реализуется при выполнении лабораторных работ регулирование температуры ГВС, регулирование давления бытового водоснабжения, погодная автоматика теплового пункта и другие, где производят измерения, контроль и регулирование параметров температуры воды на входе и выходе, расход воды, в разных узлах системы, давления, частоты насосов, сравнение фактических величин с показаниями приборов.

Обучающиеся самостоятельно снимают замеры и выполняют расчеты, анализируют, делают выводы и предложения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что лабораторные занятия способствуют:

– успешному усвоению основных положений и принципов гидравлики и теплотехники;

– приобщению студентов к применению демонстрационного физического эксперимента и использованию технических средств обучения;

– формированию способности решать задачи любой степени трудности, применяя знания и методы их решения,

-творческому развитию при самостоятельной разработке задач, применительно к конкретной ситуации, возникшей в ходе учебного процесса.

При этом, с одной стороны, достигается закрепление и совершенствование знаний обучающихся, с другой – у них формируются профессиональные компетенции через знания и умения, которые затем применяются в процессе практического обучения.