автор: Журавлева Марина Юрьевна
Воспитатель МБДОУ детский сад № 45
Улица Энегльса
Управление дошкольного образования Администрации г.Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 45»
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Улица Энгельса»
(средняя группа)
Составитель:
Журавлева М. Ю., воспитатель
первой квалификационной
категории
Глазов 2019г.
Тема «Улица Энгельса»
Актуальность: Наш детский сад работает по программе А. И. Булычевой «Развитие». Один из разделов данной программы – «Ознакомление с пространственными отношениями». В рамках этого раздела в средней группе дети учатся ориентироваться и составлять планы кукольной комнаты, групповых помещений, а так же близлежащих улиц. Успешному обучению способствует постоянное наблюдение за расположением, изображаемых в планах, объектов. Но наблюдать за объектами улиц в рамках образовательной деятельности не всегда удобно (плохая погода, отсутствие помощника воспитателя и длительность образовательной деятельности и др.). Поэтому нам на помощь приходит виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.
Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями.
- Возможность проведения экскурсии по выбранной теме не зависимо от погодных условий.
- Доступность объектов для наблюдения. Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства.
- Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения.
А так как по нашей программе занятий по работе с планами улиц, микрорайонов довольно много, то виртуальная экскурсия для нас необходима.
Цель: Развитие пространственных представлений при прочтении плана улицы.
Задачи:
Обучающие:
— познакомить с улицей Энгельса;
— учить ориентироваться по плану улицы;
Развивающие:
— развивать память, внимание, мышление,
— развивать речевую активность детей,
— развивать мелкую и общую моторику.
Воспитывающие:
— воспитывать любовь к родному городу,
— воспитывать уважение к другим детям, не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: познавательная, продуктивная, коммуникативная.
Оборудование: виртуальная экскурсия «Улица Энгельса», проектор, экран, макет улицы Энгельса, карта Глазова с гербом города, план улицы Энгельса, карточки с изображением домов на улице Энгельса, клей – карандаш, салфетки.
Словарная работа: карта
Методы и приёмы:
— словесные — объяснение воспитателя, беседа, поощрение, указания.
— наглядные – виртуальная экскурсия, макет, карта, план улицы Энгельса.
— практические – приклеивание картинок с изображением домов на плане.
— игровые – игра «Найди на плане».
Предварительная работа: наблюдение за домами по дороге в детский сад с родителями, беседы о родном городе, рассматривание фотоальбома «Город Глазов».
Ход
1 этап — организационный
Дети входят в группу. На столе лежит карта.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что же это тут такое?
Дети рассматривают карту. (Это карта).
Воспитатель: Что такое карта?
Воспитатель: Как вы думаете, а что это за карта?
(Это карта нашего города)
Воспитатель: Как вы догадались, что это карта нашего города?
(На карте есть символ нашего города)
Воспитатель: Для чего нужны карты?
(Для того, чтобы лучше ориентироваться)
Воспитатель: А вы умеете ориентироваться по карте?
(Нет) Хотите научиться?
2 этап — основной
Воспитатель: Мы с вами уже умеем ориентироваться и составлять планы наших групповых комнат. Карта очень похожа на план, но на ней изображена большая территория. Ну что попробуем?
Воспитатель: А начнем мы с улицы, на которой расположен наш детский сад. Кто помнит, как называется эта улица? (Улица Энгельса)
Воспитатель: Правильно. Наш детский сад расположен на улице Энгельса.
Попробуем найти ее на карте.
Вместе с детьми ищем улицу Энгельса на карте.
Воспитатель: Посмотрите, вдоль улицы расположены квадратики, прямоугольники. Как вы думаете, что они обозначают?
(Они обозначают дома)
Воспитатель: Скажите, можем ли мы сказать, где какой дом расположен?
(Нет)
Воспитатель: Что нам нужно сделать, чтоб понять, какая фигурка, какой дом обозначает?
(Сходить на улицу Энгельса на экскурсию)
Воспитатель: Правильно, но сегодня плохая погода, и нам будет не очень удобно ходить по улице с картой. Поэтому я хочу предложить вам отправиться на не совсем обычную экскурсию. Это экскурсия виртуальная. Хотите?
Виртуальная экскурсия по улице Энгельса демонстрируется с использованием проектора.
Воспитатель: Понравилась вам экскурсия? Кто запомнил, в честь кого назвали эту улицу?
Какие дома есть на нашей улице?
Что расположено на первых этажах некоторых домов?
Какое самое старое здание на нашей улице?
В каком здании можно получить профессию?
Воспитатель: Молодцы. Вы внимательно слушали экскурсию.
Физминутка «Мы по городу идем».
Мы по городу идем (маршируют)
Звонко песню мы поем (покачивание головой вправо-влево)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ровно ноги поднимаем.
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (вправо-влево)
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
Воспитатель: А теперь попробуем отыскать эти здания на макете.
На столе макет улицы Энгельса.
Дети рассматривают макет. Отыскивают здания, о которых говориться в экскурсии.
Воспитатель: Здорово, мы быстро все отыскали. Посмотрите, на макете, возле каждого здания лежит картинка с его изображением. Попробуем отыскать эти здания на карте и приклеить их на соответствующие места на карте. Для удобства мы возьмем только часть карты нашего города, ту, где есть улица Энгельса. Эту часть мы будем называть план улицы Энгельса.
Дети приклеивают картинки с изображением зданий на план улицы Энгельса, ориентируясь на макет.
Воспитатель: Посмотрите на наш план, как вы считаете, все ли правильно у нас получилось? Как мы можем проверить правильность составленной нами карты?
Правильно. И мы обязательно проверим нашу карту во время прогулки.
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Найди на плане». Одни ребята, будут показывать здания на макете, а другие отыскивать это здание на плане.
3 этап — итог.
Воспитатель: Вам понравилась наша сегодняшняя необычная экскурсия? На какой улице мы побывали? Какие здания распложены на этой улице? Как вы считаете, получилось ли у нас ориентироваться по карте улицы Энгельса?
Хотите попробовать составить карты – планы других улиц?
Источники
- Планы занятий по программе «Развитие». – М: УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2000.
- Физкультминутка – doshkolnik. net/fizkulminutki
- История типографии — https://wikimapia.org/17854284/ru/Глазовская-Типография-МУП
- Сафонова, Татьяна Витальевна. История города Глазова. Вехи ХХ века : учебное пособие / Т. В. Сафонова, М. В. Ившина, Н. В. Лукина. — Глазов : Глазовская типография, 2003. — 513 с. : [30] л. ил.



