Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Жидких Ольга Владимировна

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с№17

Сценарий развлечения «Орловские посиделки»

МБДОУ детский сад № 17

Музыкальный руководитель Жидких Ольга  Владимировна

 

Развлечение «Орловские посиделки»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: приобщение детей к истокам народной культуры Орловского края (декоративно-прикладного искусства и музыкального творчества)

Задачи:

1.Способствовать формированию у детей уважительного отношения к родному краю, дать представление о русском народном обычае – проведение посиделок.

2.Закрепить знания детей о русском народном костюме Орловской области  и декоративно-прикладном искусстве.

  1. Познакомить детей с музыкальным творчеством Орловского края (ливенской гармошкой ,ансамблем «Ливенские гармошки»)

4.Развивать интерес детей к народному  и музыкальному творчеству родного края, любознательность.

5.Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине, к прекрасному.

Ход развлечения.

(зал украшен в народном стиле «Народная изба», под р.н.м. «Барыня» дети вместе с муз.рководителем  весело двигаются по залу «змейкой» и выстраиваются полукругом)

1 реб.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 реб.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

3 реб.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

4 реб.

Если вы в собрались вместе

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, сейчас.

Муз.рук.

Отдых-это не безделки,

Время игр и новостей.

Открываем посиделки,

Начинаем посиделки

Все. Для друзей и для гостей!

(под р.н.м. «Барыня» дети  проходят в старинную избу, садятся на лавочки, здесь в народном костюме детей встречает  Хозяюшка — хранительница старины)

Хозяюшка:

Ой, неужто гости ко мне пожаловали?

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! Красному гостю – красное место!

Собралось в мою горницу гостей из всех волостей!

Ну что ж, как говорится: «Доброе начало-половина дела»!

 

Я сказительница — старины хранительница.

(показывает сундук)

Вот мой волшебный сундук, его мне подарила моя матушка, а ей бабушка оставила и сказала: «Сундуку этому 200 лет, береги его — он полон интересных  старинных вещей». Вот я берегу его, да людям показываю. Ребята, а как вы думаете, что в нем? (ответы детей)

А хотите заглянуть и посмотреть, что внутри? (ответы детей).

Давайте заглянем в сундук.

(Достает  куклу, одетую в народный костюм Орловского края)

Посмотрите какая интересная кукла есть у меня в сундуке, а необычная она, потому что в народном костюме.

-Вам ребята знаком этот костюм?(Народный костюм Орловской области)
А чем же отличается этот костюм от других? Давайте рассмотрим из каких деталей он состоит. Костюм включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс, обувь и головной убор, необычный по форме, цветовому и фактурному исполнению.
Важное место в женском костюме занимает головной убор.

Он расшивался в ручную красными цветами. А на самом костюме изображали птицу паву и древо жизни.

 

Вот в таких костюмах в старину в Орловской области люди встречали праздники, веселились, пели  песни.

Муз.рук.  Как полагается на посиделках, ребята, мы с вами споём песню, да не простую, а о родной сторонке, об Орловской земле.

( дети исполняют песню «Сторонка родная»)

Хозяюшка: Ещё посмотрим, что лежит у меня в сундуке.

(достает из сундука).

А это, ребята, игрушка!

Одним из видов народного промысла было изготовление игрушки. На Орловщине сохранилось изготовление плешковской  игрушки.

-Откуда взялось такое название игрушки? (ответы)

«Плешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района. Свое название деревня получила благодаря особенности местности, откуда она родом. Когда-то вокруг деревни простирались густые леса, а из-за скудности, неплодородности земли здесь образовалась “плешь” — плешина.  Деревня Плешково славилась своими мастерами, глиняными товарами, ярмарками, на которые съезжался народ не только из соседних деревень, а также из Орла».  Глина в этих местах была замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Цвета росписи плешковской игрушки – это красный, зеленый или синий цвета. Обычно цвет получают из смеси тертого кирпича и сока лопуха.

Но плешковская игрушка – это не просто игрушка, а игрушка-свистулька.

Муз.рук.  А плешковская игрушка издавна считалась самобытным музыкальным инструментом наравне с деревянными ложками, погремушками.

Реб.  Есть и ложки, погремушки,

        Музыкальные игрушки!

        Мы игрушки разбираем

        Вместе весело сыграем!

(дети под музыку «Ливенской польки» играют оркестром на игрушках-свистульках, ложках, погремушках)

Хозяюшка:

Прежде, чем я достану следующий предмет, отгадайте загадку:

Инструмент привычный этот

С давних пор известен свету.

В руки ты его  возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?  (гармонь)

Муз. рук.

Хозяюшка, разрешите мне достать этот предмет!

(муз.руководитель достает ливенскую гармошку)

Муз. рук.

Ребята, да это ливенская гармонь! А про неё  расскажу вам я.

Наш родной город – Ливны прославился не только плешковской игрушкой, но и своей. ливенской гармошкой. Издавна  под гармошку люди отдыхали, плясали и веселились, пели песни. Ливенскую гармонь ещё называют – ливенкой. Без явного преувеличения её можно назвать жемчужиной среди народных инструментов орловского края.

Ливенка — это самая длинная гармошка в мире. У ливенки очень длинные, почти в 2 метра меха, так что когда меха растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту.

Ах, сколько песен спето о гармони,
Не сосчитать написанных стихов!
Ну как, скажите, душу не затронет
Коронный звук развёрнутых мехов!

Муз.рук. (слышится звуки гармони)

Ребята, ну какие посиделки без гостей! Кто-то к нам торопится!

(играя на гармони заходит гармонист)

Гармонист.  Здравствуйте, ребята! Какие же посиделки без гармошки!

Муз.рук.  Скажите, пожалуйста, как зовется человек, который играет на гармошке?  

                                                                                                    (гармонист)

На гармошке вам сыграет, ноги в пляс идти заставит.

По профессии артист он зовется гармонист!

К нам в гости по посиделки пришел артист, известный гармонист Максим Иванович Строев.

(дети слушают звучание ливенской гармони)

А ещё наш город Ливны знаменит своим ансамблем – «Ливенские гармошки»  (на слайде — ансамбль «Ливенские гармошки»)

Очень много  лет назад организовался ансамбль «Ливенские гармошки». Первым руководителем являлся Валентин Иванович Занин. (слайд)

Ансамбль очень быстро стал популярен, выступал с концертами не только в нашей стране, но и в других странах. (слайд)

В настоящее время  руководителем ансамбля является Заслуженный работник культуры РФ, учитель ДМШ №1 — Виталий Михайлович  Демидов. (слайд)

Руководителем вокальной группы ансамбля является Заслуженный  работник культуры РФ, учитель ДМШ №2 – Галина Вячеславовна Петрова.  (слайд)

Ансамбль «Ливенские гармошки» сотрудничают с известным орловским композитором Евгением Петровичем Дербенко, который пишет музыку для ансамбля. (слайд)

(дети слушают песню «Играет в Ливнах ливенка» муз. Е Дербенко, сл. С.Есенина в исполнении ансамбля «Ливенские гармошки»)

 Муз. рук. Давайте и мы повеселимся. Хозяюшка, а дети знают частушки о нашем славном городе — Ливны, которые сейчас  исполнят.

Ребёнок.

Мы частушки пропоём
Под гармошку звонко.
Очень весело живём
Мы в родной сторонке!

 (дети исполняют частушки о Ливнах )

Реб.

Я городу нашему  стишок подарю,

Ведь город свой я всем сердцем люблю.

Хотите узнать почему

Сложила стишок я ему?

Ответ на вопрос мой очень простой

Ливны — мой город родной.

(исполняется «Песня о Ливнах» с солистами, муз. и сл. М Карасева)

Хозяюшка:

Ребята, а теперь и я хочу с вами повеселиться и приглашаю всех в игру «Золотые ворота», в которую играли на Орловщине в старину.

Реб.  Золотые ворота

        Приглашают вас сюда,

        Будем петь и играть

        Да ворота закрывать!

(исполняется игра-хоровод «Золотые ворота»)

Хозяюшка.

Посиделки, вечеринки, звезды в праздничной выси.

Это русские картинки нашей жизни на Руси.

А наши посиделки подходят  к концу. Дорогие ребята, я была очень рада встрече с вами. На память дарю вам сувениры с изображением достопримечательностей нашего города.

(раздаёт подарки)

Муз. рук.  Дорогая Хозяюшка, дорогие гости, разрешите и вам подарить песню, которая называется «Орловский край».

(звучит песня в исполнении взрослых «Орловский край» сл. Д Блынского, муз. А Крепких)

Муз. рук.

Очень часто за событиями,

И за сутолокою дней,

Стороны своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну

Не забывайте русские обычаи,

Ценить умейте старину!

(р.н.м. «Барыня» дети вместе с муз.рководителем, Хозяюшкой, гармонистом  весело уходят)