автор: Желябовская Наталья Юрьевна

старший воспитатель МБДОУ № 11 “Голубой вагон” г.Сальска

Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего возраста

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 11 «Голубой  вагон»г. Сальска

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования  элементарных математических представлений у детей старшего возраста»

Желябовская Наталья Юрьевна,

                                                    старший воспитатель

2019г

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений   у детей старшего дошкольного возраста»

Согласно общепринятому мнению психологов и педагогов значимую роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает одним из уникальных развивающих эффектов. Во время изучения математики у ребенка не только появляются математические знания, но и развивается память, речь, воображение, эмоции. У дошкольника появляется настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Математика считается один из наиболее сложных предметов, которые изучают дети. Основной задачей, которая ставится перед педагогом дошкольного учреждения, состоит не в обычной передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, который дает пищу воображению, затрагивает не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, должен помочь ребёнку осознать, что дошкольник сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. Наиболее важным является формирование у ребенка чувства познания радости при преодолении трудностей. Соответственно, очень важно, чтобы уже с дошкольного возраста у детей формировался искренний интерес к математике. Обучение математике должно стать для ребенка увлекательным занятием.

Психологи утверждают, что детская память избирательна. Известно, усваивает ребенок только то, что вызвало у него сильные эмоции. Скорее всего, он вряд ли обратит внимание и запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Выдающимися отечественными педагогами и педагогами неоднократно было подчеркнуто огромное положительное влияние изучения математических основ в дошкольном возрасте.

В настоящее время наше современное общество стоит на пороге глобальных изменений подходов к воспитанию и обучению детей в государственных образовательных учреждениях. Главным образом видоизменяется подход ко всему дошкольному образованию.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования кардинально меняется подход к построению образовательной модели. Теперь речь идет главным образом о полноценном развитии личности ребенка, о развитии его сильных качеств, а так же о формировании навыков общения.

Были выделены 5 образовательных областей, интеграция которых приведет к полноценному развития личности дошкольника.

В настоящее время весь образовательный процесс строится на основе комплексности подхода, обеспечивая развитие детей во всех 5 взаимодополняющих образовательных областях.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС ДО пункт 1.4.7.)

В ФГОС ДО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

  • Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
  • Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

  • Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

В задачах, которые ставит ФГОС ДО, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей… развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности (ФГОС ДО пункт 1.6.6.)

Конкретное содержание 5 образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

Наиболее эффективно образовательные области решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегративный подход при организации образовательного процесса.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно – образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость всех образовательных направлений и областей; позволяет понять целостную картину мира, которая заключается во взаимосвязи всех предметов, явлений, событий. Интеграция обогащает представления детей о предметах и явлениях, благодаря познанию их с разных сторон, через разное содержание образовательной работы. Кроме того интеграция способствует образованию ассоциаций, без которых невозможно развитие творчества и разнообразных способностей.

Интеграция подводит детей к овладению обобщенными знаниями и умениями, обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

В пособии Ирины Александровны Помораевой и Веры Арнольдовны Позиной «Формирование элементарных математических представлений», изданного в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, представлено примерное планирование работы по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных областей. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогают дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Важной особенностью проведения организованной образовательной деятельности является вариативность заданий.

Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о …,о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,.. количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.)

При проведении организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений осуществляется одновременное решение задач других образовательных областей:

  • Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, используя физминутки в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.

Закрепляя представления детей о последовательности времен и месяцев года   использую игровое упражнение «Собираем год», во время которого на доске в нарушенной последовательности вывешиваю картинки с изображением разных времен года и загадываю загадки, а дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года.

  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» так же    интегрирует с математикой и помогает решать её задачи (…восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)) через свои методы и приемы.

Зрительные, осязательные ориентиры помогают детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия (пластилиновые цифры» – поделки из пластилина в виде той или иной цифры, «Мой домик», «Цветная мозаика» – конструирование из геометрических фигур. «Веселые человечки» – цифры человечки.)

Выполнение заданий на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей решаются через игровое упражнение «Дорисуй предмет» на листах ватмана изображаю геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Детей делю на 5 команд и каждой команде даю ватман и предлагаю дорисовать геометрические фигуры так, чтобы получился какой – нибудь предмет. Предварительно обсуждаем возможные варианты. По окончании дети рассказывают о нарисованных предметах и их форме.

  • Задачи образовательной области «Физическое развитие» такие как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.

Например, «Игра с мячом», когда я вместе с детьми стоя в кругу уточняю, какое число называется предыдущим (или последующим). Затем по очереди бросаю мяч детям, и даю задание, например, назови предыдущее число к названному (8, 5, 10, 3…) или назови пропущенное число: 2..4 и т.д. или, проводя подвижную игру «Живая неделя», в котором использую чтение художественной литературы стихотворение А. Усачева «Семь дней недели».

  • Создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками (это задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»)

На протяжении всего занятия решается проблема – помощь сказочному герою, например «Поможем Элли вернуться домой». Вначале напоминаю детям отрывок из сказки, в которой девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. И затем на протяжении всего занятия мы с детьми, выполняя определенные задания, помогаем Элли и Тотошке вернуться домой.

Сегодня Вашему вниманию так же было предложено занятие в течение которого мы с детьми помогали спасти Цветочную планету, тем самым решая не только задачи познавательного и художественно-эстетического развития, но и нравственные (помочь попавшим в беду) то есть образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Включаю в организованную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, которые на протяжении определенного периода проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми доводят поставленную проблему до логического конца. Например, игровое упражнение «Поможем Незнайке разделить лист бумаги (найти вещи; составить число)». Или «Поможем коту Матроскину сосчитать баночки с молоком» и т.д.

Так же в работе активно использую математические сказки.  В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий, ситуаций и усваиваются они сами по себе, без каких-либо усилий. С помощью сказки «Три медведя» легко усвоить понятие о размере.

Возможность компьютера позволяет увеличивать и дополнять объём материала предлагаемого для ознакомления детей. При этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышает уровень познавательных возможностей, за счёт высокой динамичности эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности детей.

Использование мультимедийных технологий на занятиях, способствует как более глубокому усвоению материала, так и развитию познавательных возможностей детей, расширению их математического уровня. Что является неотъемлемой частью при подготовке детей к школе.

Презентация выполняет функции демонстрационного наглядного материала. Она заменяет множество картинок, плакатов. Позволяет на большом экране рассматривать снимки, изображения, рисунки, фотографии.

Ведь этот волшебный экран можно превратить в пульт управления космического корабля или машины времени. А может перенести нас на много лет назад или вперед, можно превратиться в героев сказки или мультфильма, которые помогают нам в создании мотивации, постановке целей, или служат сюрпризным моментом. Но открывая двери в сказочную страну, мы даем детям не только математические знания, здесь дети учатся доброте, любви, взаимовыручке, общению, доверию к миру, любознательности. Это и является методом решения задач образовательной области Социально-коммуникативное развитие.

Знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять обогащению сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием и созданию предметно-развивающей среды, что стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребенка.

В группе создан математический уголок. Его содержание это: математические логические, развивающие и интеллектуальные игры. Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям. Математические развлечения: загадки, задачи, шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.

 Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).  

Я думаю, что перед всеми педагогами стоит вопрос: как сделать, чтобы во время организованной образовательной деятельности и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение?

Мне в организации организованной образовательной деятельности на помощь приходят:

  1. Использование мультимедийных технологий на занятиях.
  2. Проблемность ситуации основанная на жизненном опыте детей (помочь взрослому, малышам и т.д.)
  3. Смена наглядности (ее неповторимость), доступность.
  4. Участие детей в экспериментальной деятельности, в практических опытах.
  5. Трудовая деятельность для оказания помощи малышам. Мы ее назвали «Математическая мастерилка» дети охотно участвуют в деятельности по изготовления игр, наглядных пособий для младших дошкольников.
  6. Важным составляющим организованной образовательной деятельности является участие детей в подготовки к деятельности. Они выступают как ведущими игр, так помощниками воспитателя в работе с группой (проводим игры «Тайна числа» – на состав числа, «Живая неделя», «Танцующие цифры» и др.)
  7. Во время организованной образовательной деятельности дети работают в подгруппах по 4-5 человек, парами – это и взаимопомощь, и взаимопроверка.

Таким образом, строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, мы решаем такие задачи как:

  • Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
  • Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Интеграция в образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.