автор: Жаркова Ольга Николаевна
музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 184
проект “Театральная весна”
Театр… Для каждого человека мир театра уникальный и многогранный. Для одних -это синтез мудрости и человечности, для других – это источник развития эмоций и чувств, для третьих- уникальное условие для совершенствования родной речи и т.д. В этой связи педагогами нашего ДОУсоздаются условия для развития потребности у детей к освоению культурных ценностей.
2019год в нашей стране объявлен годом театра , поэтому педагогическим коллективом был создан и реализуется проект « Театральная весна» .В рамках данного проекта наши дети знакомятся не только с текущей, , обыденной стороной театра , но и получают возможность проявить себя в творческой деятельности , всесторонне изучить основы театрального искусства .
Безусловно, успех в данном деле зависит и от конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и родительской общественности. Благодаря сотрудничеству с родителями воспитанников в нашем детском саду во всех группах появились современные театральные уголки, ширмы разных размеров ,новые комплекты разных видов театра: настольного, пальчикового, теневого и др. В театральных уголках размещены маски, шапочки, элементы костюмов и т.д. С помощью прекрасной развивающей среды жизнь каждого ребенка наполнилась яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Кроме того коллектив нашего детского сада организует постоянное сотрудничество не только с профессиональными театральными коллективами , но и успешными школьными детскими театрами. Так в 2018г. ученики первого класса школы № 58 г.Ульяновска и дети старшей группы нашего детского сада организовали взаимопоказ драматических и кукольных спектаклей «Кто сказал мяу», « Аленький цветочек» и « Четверо друзей»,который отражает преемственность работы образовательных учреждений.
Хочется отметить, что в нашем детском саду приобщение детей к миру театра начинается уже с самого раннего возраста. Педагоги учат детей повторять короткие фразы , владеть мимикой и жестами , пластикой и т.д. В стенах детского сада дошкольники учатся выразительно читать стихи, потешки, басни ,передавать содержание произведений близко к оригинальному тексту, овладевать способностью звукоизвлечения , передачи эмоционального окраса в речи. Такая планомерная работа дает ощутимые результаты.
Успех нашей работы подкреплен и тем ,что большинство родителей наших воспитанников поддерживают все начинания в театрализованной деятельности и участвуют в поиске интересных находок в творчестве , т.к. понимают значимость и ценность культурологического образования малышей. Совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует гармонизации межличностных отношений. Дети учатся языку мимики , жестов, пластики, постигают азы поведения на публике, учатся владеть эмоциями и чувствами. Родители ,активно участвующие в организации театрализованной деятельности , получают возможность окунуться в мир детства, изучить и реализовать потребности своего ребенка в творчестве . Педагоги ,осуществляющие проектную деятельность, достигают вершин в приобщении детей к культурным ценностям своей странны ,семьи ,родного этноса.
Предлагаем вашему вниманию проект « Театральная весна»
Тип проекта:
По продолжительности: среднесрочной, три месяца
По содержанию: творческий
По характеру контактов: в рамках старшей группы
По числу участников :
- дети старшей группы
- родители воспитанников
- музыкальный руководитель, воспитатели
Актуальность темы: театр дарит ребенку радость и является самым мощным способом всестороннего развития личности ребенка. Приобщение дошкольников к театрализованной деятельности с самых ранних лет гарантирует развитие « зоркости души», позволяет успешно пройти школу эмоционального и социально-коммуникативного становления . Эстетические переживания и эмоции являются основой нравственного и художественно- эстетического восприятия . На основе нравственного и эстетического восприятия у детей формируется художественный вкус, компоненты речи и ,что особенно важно, школьно значимые процессы : память, мышление , воображение и т.д. , а также ценные человеческие качества.
На наш взгляд, чем раньше ребенок будет знакомиться с постановками, которые вошли в «золотой» фонд театрального искусства, в результате чего его внутренний мир станет богаче.
Учитывая все выше перечисленное, мы считаем, что вовлечение детей в театральную культуру актуально на современном этапе и является для ребенка особым видом деятельности.
Предмет: театр – как средство освоения культурных ценностей . Полная компьютеризация привела к тому, что дети стали меньше посещать театры. Ребенок чаще сидит у компьютера, чем смотрит театральные постановки, что становится существенной преградой в его культурологическом образовании.
Гипотеза: было выдвинуто предположение о том, что если занятия театром с детьми дошкольного возраста будут носить системный характер, то у детей намного быстрее сформируются важные личностные качества. Полноценный педагогический процесс создает предпосылки для формирования у дошкольников ценностного отношения к театральному искусству и успехи в усвоении основ театральной культуры.
Цель проекта : ввести ребенка в мир театра, сформировать через театральную деятельность разностороннюю, творческую, инициативную и самостоятельную личность.
Задачи проектной деятельности:
- создавать условия для развития театрализованной деятельности;
- способствовать формированию общих представлений о виде искусства: театр ;
- обогащать опыт опыта восприятия театрального искусства и эмоционального отношения к нему;
- формировать практические умения в театрализованной деятельности;
- воспитывать у дошкольников зрительскую культуру и культуру театрализованной деятельности;
- развивать у детей творческие способности , способности к импровизации и самовыражению;
- развивать у детей дошкольного возраста умение работать в коллективе и самостоятельно;
- развивать у дошкольников основы личностной культуры .
Предполагаемый результат: Развитие интереса к театральному искусству. Формирование ценностного отношения к театральному искусству. Формирование нравственных и эстетических чувств , художественно-творческой активности личности.
Литература
- Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
- Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
- Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
- Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
- Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.
- Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972
- Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.
В январе и марте этого года коллективом ульяновского театра кукол им. В.М.Леонтьевой нашим детям были показаны интересные спектакли . Хочется отметить ,что встречи с этим театральным коллективом для наших малышей всегда желанны и надолго оставляет неизгладимый след в их душах
Во всех возрастных группах воспитатели обучают детей выражать свои мысли и чувства, активно используя свою мимику, жесты, речь