Всероссийские профессиональные конкурсы педагогических работников

Организатор включен в Перечень Минпросвещения России

автор: Жаркова Ольга Николаевна

музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 184

проект “Театральная весна”

Театр…  Для каждого человека  мир театра уникальный  и многогранный. Для одних -это синтез мудрости и человечности,  для других – это источник развития эмоций и чувств, для третьих- уникальное  условие для совершенствования родной речи и т.д. В этой связи педагогами нашего ДОУсоздаются условия для развития  потребности у детей к освоению культурных ценностей.

2019год  в нашей стране  объявлен годом театра , поэтому педагогическим  коллективом был создан и реализуется проект «  Театральная весна» .В рамках данного проекта наши  дети знакомятся не только с текущей, , обыденной стороной театра  , но и получают возможность проявить себя в творческой деятельности , всесторонне  изучить основы театрального искусства .

Безусловно, успех  в данном деле зависит  и от конструктивного сотрудничества педагогов  дошкольного учреждения и родительской общественности. Благодаря сотрудничеству  с родителями воспитанников в нашем детском саду во всех группах появились современные театральные  уголки, ширмы разных размеров ,новые комплекты разных видов театра: настольного, пальчикового, теневого  и др. В театральных уголках размещены маски, шапочки, элементы костюмов и т.д. С помощью прекрасной развивающей   среды жизнь каждого ребенка наполнилась яркими впечатлениями и положительными эмоциями. Кроме того коллектив нашего детского сада  организует постоянное сотрудничество не только с профессиональными театральными коллективами , но и успешными школьными детскими театрами. Так в 2018г. ученики  первого класса школы № 58 г.Ульяновска и дети старшей группы нашего детского сада организовали взаимопоказ драматических и кукольных спектаклей «Кто сказал мяу», « Аленький  цветочек» и « Четверо друзей»,который отражает преемственность работы образовательных учреждений.

 Хочется  отметить, что в  нашем детском саду приобщение  детей к миру театра начинается уже  с самого раннего возраста. Педагоги учат  детей повторять короткие фразы , владеть мимикой  и жестами , пластикой и т.д. В стенах детского сада дошкольники учатся   выразительно читать стихи, потешки, басни ,передавать содержание произведений близко  к оригинальному тексту, овладевать способностью звукоизвлечения , передачи эмоционального  окраса в речи. Такая планомерная работа дает ощутимые результаты.

Успех  нашей работы  подкреплен и тем ,что большинство  родителей наших воспитанников поддерживают  все начинания в театрализованной деятельности и участвуют  в поиске интересных находок в творчестве , т.к. понимают значимость  и ценность культурологического образования малышей. Совместная проектная  деятельность педагогов, родителей и детей способствует гармонизации межличностных  отношений. Дети учатся языку мимики , жестов, пластики, постигают азы поведения на публике, учатся  владеть эмоциями и чувствами. Родители ,активно участвующие в организации театрализованной деятельности , получают  возможность окунуться в мир детства, изучить и реализовать потребности своего ребенка в творчестве . Педагоги ,осуществляющие  проектную деятельность, достигают вершин в приобщении детей к культурным ценностям своей странны ,семьи ,родного этноса.

Предлагаем вашему  вниманию проект « Театральная  весна»

Тип проекта:

По  продолжительности: среднесрочной, три  месяца

По  содержанию: творческий

По  характеру  контактов: в рамках  старшей группы

По числу  участников :

  • дети старшей группы
  • родители воспитанников
  • музыкальный  руководитель, воспитатели

Актуальность темы: театр дарит ребенку  радость и является самым  мощным способом всестороннего развития личности  ребенка. Приобщение дошкольников к театрализованной  деятельности с самых ранних лет гарантирует развитие  « зоркости души», позволяет успешно пройти школу эмоционального  и социально-коммуникативного становления . Эстетические переживания и  эмоции являются основой нравственного и художественно- эстетического восприятия .  На основе нравственного и эстетического восприятия у детей формируется художественный  вкус, компоненты речи и ,что особенно важно, школьно значимые процессы : память, мышление , воображение и т.д. , а  также ценные человеческие качества.

На  наш взгляд, чем  раньше ребенок будет  знакомиться с постановками, которые  вошли в «золотой» фонд театрального искусства,  в результате чего его внутренний мир станет богаче.

Учитывая все выше  перечисленное, мы считаем, что вовлечение  детей в театральную культуру актуально на  современном этапе и является для ребенка особым  видом деятельности.

Предмет:  театр – как  средство освоения  культурных ценностей .    Полная компьютеризация привела  к тому, что дети стали меньше посещать  театры. Ребенок чаще сидит у компьютера, чем смотрит театральные  постановки, что становится существенной преградой в его культурологическом  образовании.

Гипотеза:  было  выдвинуто  предположение  о том, что если занятия театром  с детьми дошкольного возраста будут носить   системный характер, то у детей намного быстрее сформируются  важные личностные качества. Полноценный педагогический процесс   создает предпосылки для формирования у дошкольников ценностного отношения   к театральному искусству и успехи в усвоении основ театральной культуры.

Цель проекта : ввести  ребенка в  мир театра, сформировать  через театральную деятельность  разностороннюю, творческую, инициативную и  самостоятельную личность.

Задачи проектной  деятельности:

  • создавать  условия для  развития театрализованной  деятельности;
  • способствовать  формированию общих  представлений о виде искусства: театр ;
  • обогащать опыт   опыта восприятия  театрального искусства  и эмоционального отношения   к нему;
  • формировать  практические умения  в театрализованной деятельности;
  • воспитывать   у дошкольников зрительскую  культуру и культуру театрализованной деятельности;
  • развивать  у детей творческие способности , способности  к импровизации и самовыражению;
  • развивать  у детей дошкольного возраста  умение работать в коллективе и самостоятельно;

 

  • развивать у  дошкольников основы  личностной культуры .

 

Предполагаемый  результат: Развитие  интереса к  театральному искусству.  Формирование ценностного отношения к  театральному искусству. Формирование нравственных и  эстетических чувств , художественно-творческой активности  личности.

 

Литература

  1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.
  2. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
  3. Князева О.Л., Махнева М.Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа, Учебно-методическое пособие.-СПб: Детство-пресс, 1998.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  5. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре -М., 1982.
  6. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С.Л.Новоселовой.-М., 1989.
  7. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. – М., 1994.
  8. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок–М., 1972
  9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.-М., 1995.
  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.              
  11. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002.

    

 

В  январе  и марте   этого года коллективом   ульяновского театра кукол  им. В.М.Леонтьевой нашим детям   были показаны интересные спектакли  . Хочется отметить ,что встречи с этим  театральным коллективом для наших малышей  всегда желанны и надолго оставляет неизгладимый  след в их душах

 

Во всех  возрастных  группах воспитатели  обучают детей выражать  свои мысли и чувства, активно используя  свою мимику, жесты, речь